"Орнаментальное искусство народов России: калмыцкий и русский орнамент. Украшение моделей современной одежды мотивами изучаемого орнамента". 9-й класс

Разделы: Технология

Класс: 9


Оборудование и инструменты: бумага, карандаши, шаблоны моделей, ластик.

Цели и задачи урока: повышение интереса к предмету, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся, совершенствование умений и навыков образного отображения действительности, развитие творческих и художественных способностей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала.

Что такое орнамент? (С латинского «украшение», состоящее из ряда ритмических упорядоченных элементов).

– Что такое ритм в орнаменте? (Под ритмом понимается выделение одних, более крупных и значимых, и подчиненных им других, более мелких, элементов на основе определенного повтора).

– Что такое раппорт? (Раппорт включает расстояние от начала одного рисунка до начала другого).

– Какой бывает орнамент? (Геометрический, растительный, зооморфный, астральный, алфавитный).

II. Познавательные сведения. Новая тема.

Вы знаете, что одежда изолирует человека от внешней среды, а всякий вид защиты, по верованиям наших предков можно было сохранить и упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента и формах произведения искусства.

Сегодня мы продолжим тему о русском и калмыцком орнаменте.

Русский орнамент, достигший наибольшего расцвета в средневековый период (IX-XIII века) отличается большим разнообразием форм. Искусство орнамента на Руси возникло в самом начале у восточных славян, которые, заимствовав и переработав некоторые мотивы скифского, самнитского и других орнаментов, создали свою орнаментику. В орнаменте русского народа встречаются и геометрические и растительные формы, изображения птиц, зверей, фантастических животных и стилизованных человеческих фигур.

Чередование красных, синих, черных, фиолетовых, белых, оранжевых тонов создают необычайную красоту узора. (Приложение 1, Приложение 2)

Калмыцкий орнамент - большое культурное наследие. Исследование орнамента началось в XVII-XIX века учеными П.С Паллесом и Л.Д. Дубровой. Характерной особенностью калмыцкого орнамента является его символичность и глубокая философская осмысленность каждого мотива. Самым популярным у калмыков был геометрический орнамент. Он представлен самой многочисленной группой линейных, крестообразных, круглых и других форм, их возможными вариациями и композициями (Приложение 3). Им украшалась только дорогая одежда. Это так называемый древний и джунгарский орнамент, являющийся символом вечного движения и согласованности. Разнообразные мотивы почки, побега, листьев и цветка, иногда совмещающие элементы кочевого быта в сложных композициях, образуют обширный ряд растительного орнамента. (Приложение 4).

В зооморфном орнаменте претворены формы животного мира, как правило, представляющие символы двенадцатилетнего календарного цикла, скотоводческого хозяйства и степную фауну

Цветной строй орнамента имел свою символику. В основном использовались 5 цветов, которые символизировали 5 желаний и 5 чувств.

Строгий орнамент предопределял обязательное положение черного цвета между оттенками красного с одной стороны и зелёного с другой. По отношению к этим цветам в разной степени подчинения находятся и другие цвета. И в русском и в калмыцком орнаменте использовались образы, олицетворяющие различные силы природы, символическое изображение солнца, матери земли, дерева жизни.

Сейчас я расскажу некоторые правила, которые надо знать при украшении одежды орнаментом:

  1. Орнамент своим расположением должен подчеркивать форму будущего изделия.
  2. Одинаковое решение правых и левых композиций.
  3. Небольшой по размеру, тщательно разработанный орнаментальный мотив может быть дополнен большим по масштабу орнаментом, но уже без подробной детальной прорисовки.
  4. Выразительность орнамента достигается при подчеркивании его основных ведущих линий. Например, элементы растительного орнамента- (листочки, травка, цветы) подчиняются ведущим линиям (веткам, длинным гибким стеблям).
  5. Сюжеты для орнамента художники находят в окружающей природе. Но можно создать совсем новый орнамент, используя традиционные мотивы и формы старых орнаментов.

III. Практическая работа.

По данным шаблонам моделей (Приложение 5, Приложение 6) украсить одну модель калмыцким орнаментом, вторую модель русским орнаментом. Оформить цветовое решение.

Алгоритм действий:

  1. Выдаются по два шаблона моделей.
  2. Карандашом намечаются линии, образующие орнамент, определяются размеры основных ведущих элементов.
  3. После того как найдено место расположения орнамента, выделен главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, образующих орнамент, все детали прорисовываются
  4. Оформление цветового решения в единстве стиля и композиций.

IV. Итог урока.

Защита моделей одежды с выполненным орнаментом

Приложения 1-6