Оборудование и инструменты: бумага, карандаши, шаблоны моделей, ластик.
Цели и задачи урока: повышение интереса к предмету, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся, совершенствование умений и навыков образного отображения действительности, развитие творческих и художественных способностей.
Ход занятия
1. Повторение пройденного материала.
– Что такое орнамент? (С латинского «украшение», состоящее из ряда ритмических упорядоченных элементов).
– Что такое ритм в орнаменте? (Под ритмом понимается выделение одних, более крупных и значимых, и подчиненных им других, более мелких, элементов на основе определенного повтора).
– Что такое раппорт? (Раппорт включает расстояние от начала одного рисунка до начала другого).
– Какой бывает орнамент? (Геометрический, растительный, зооморфный, астральный, алфавитный).
II. Познавательные сведения. Новая тема.
Вы знаете, что одежда изолирует человека от внешней среды, а всякий вид защиты, по верованиям наших предков можно было сохранить и упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента и формах произведения искусства.
Сегодня мы продолжим тему о русском и калмыцком орнаменте.
Русский орнамент, достигший наибольшего расцвета в средневековый период (IX-XIII века) отличается большим разнообразием форм. Искусство орнамента на Руси возникло в самом начале у восточных славян, которые, заимствовав и переработав некоторые мотивы скифского, самнитского и других орнаментов, создали свою орнаментику. В орнаменте русского народа встречаются и геометрические и растительные формы, изображения птиц, зверей, фантастических животных и стилизованных человеческих фигур.
Чередование красных, синих, черных, фиолетовых, белых, оранжевых тонов создают необычайную красоту узора. (Приложение 1, Приложение 2)
Калмыцкий орнамент - большое культурное наследие. Исследование орнамента началось в XVII-XIX века учеными П.С Паллесом и Л.Д. Дубровой. Характерной особенностью калмыцкого орнамента является его символичность и глубокая философская осмысленность каждого мотива. Самым популярным у калмыков был геометрический орнамент. Он представлен самой многочисленной группой линейных, крестообразных, круглых и других форм, их возможными вариациями и композициями (Приложение 3). Им украшалась только дорогая одежда. Это так называемый древний и джунгарский орнамент, являющийся символом вечного движения и согласованности. Разнообразные мотивы почки, побега, листьев и цветка, иногда совмещающие элементы кочевого быта в сложных композициях, образуют обширный ряд растительного орнамента. (Приложение 4).
В зооморфном орнаменте претворены формы животного мира, как правило, представляющие символы двенадцатилетнего календарного цикла, скотоводческого хозяйства и степную фауну
Цветной строй орнамента имел свою символику. В основном использовались 5 цветов, которые символизировали 5 желаний и 5 чувств.
Строгий орнамент предопределял обязательное положение черного цвета между оттенками красного с одной стороны и зелёного с другой. По отношению к этим цветам в разной степени подчинения находятся и другие цвета. И в русском и в калмыцком орнаменте использовались образы, олицетворяющие различные силы природы, символическое изображение солнца, матери – земли, дерева жизни.
Сейчас я расскажу некоторые правила, которые надо знать при украшении одежды орнаментом:
- Орнамент своим расположением должен подчеркивать форму будущего изделия.
- Одинаковое решение правых и левых композиций.
- Небольшой по размеру, тщательно разработанный орнаментальный мотив может быть дополнен большим по масштабу орнаментом, но уже без подробной детальной прорисовки.
- Выразительность орнамента достигается при подчеркивании его основных ведущих линий. Например, элементы растительного орнамента- (листочки, травка, цветы) подчиняются ведущим линиям (веткам, длинным гибким стеблям).
- Сюжеты для орнамента художники находят в окружающей природе. Но можно создать совсем новый орнамент, используя традиционные мотивы и формы старых орнаментов.
III. Практическая работа.
По данным шаблонам моделей (Приложение 5, Приложение 6) украсить одну модель калмыцким орнаментом, вторую модель русским орнаментом. Оформить цветовое решение.
Алгоритм действий:
- Выдаются по два шаблона моделей.
- Карандашом намечаются линии, образующие орнамент, определяются размеры основных ведущих элементов.
- После того как найдено место расположения орнамента, выделен главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, образующих орнамент, все детали прорисовываются
- Оформление цветового решения в единстве стиля и композиций.
IV. Итог урока.
Защита моделей одежды с выполненным орнаментом