Тип урока: комбинированный.
Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами исследования.
Цели урока:
- Сформировать знания о населении г. Белогорска;
- Продолжить формирование умений и навыков работы с картами, картосхемами, сопоставлять их, устанавливать взаимосвязи.
Задачи урока:
- дать характеристику населения: численности, национального, этнического,
половозрастного состава; - дать оценку плотности населения города;
- выяснить основные демографические процессы: естественный прирост,
продолжительность жизни; - выяснить причины миграции населения.
Оборудование: Атлас Амурской области, картосхемы, таблицы, графики; буклет «Моя семья».
Ход урока
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».
Э. Золя.
I. Организационный момент.
П. АПЗУн
- В каком году образовался населённый пункт, на месте которого возник наш город?
- Кто основал наш населённый пункт?
- Когда образовался г. Александровск-на-Томи?
- Сколько крестьянских хозяйств было в городе?
- Назовите количество людей, проживающих в городе в 1926 году? (7852 человека).
III. ФНЗУн
Тема урока: «Характеристика населения города Белогорска».
Сообщения учащегося об исторических особенностях заселения и освоения Амурской области;
Вывод: Ученик рассказал нам краткую историю освоения и заселения нашей
Амурской области. С начала освоения территории численность её населения
непрерывно увеличивалась. В 1991 году достигла максимального значения – 1075,2 тыс. человек, а затем начала сокращаться.
Учитель: Наш город – частица нашей области. Сегодня на уроке мы должны рассмотреть особенности населения нашего города.
- Ребята, вспомним определения, что такое город и село.
- В каком году наш населенный пункт стал городом?
-
Используя карту атласа (стр. 28) «Плотность населения» назовите города Амурской области, по условным знакам определите города с населением 25-50, 50-100, 100- 200, 200-500 тыс. жителей. А как вы думаете, какова численность населения нашего города? К какой группе городов по численности населения можно отнести наш город? Численность населения г. Белогорска – 67000 человек.
-
Используя карту «Плотность населения» (стр. 28), определите плотность населения Белогорского района.
- Какова плотность населения Благовещенского района?
- Как вы думаете, мы можем определить плотность населения нашего города? Что мы должны знать?
Площадь и количество населения.
-
Определение плотности: площадь города на 1 января 2008 года 135,5 км2, численность 67 тыс. человек.
67000:135,5=494 человека на 1 км2 -
Определение плотности Белогорского района:
87000:2591=34 человека на 1 км2
Объясните, почему плотность населения района меньше, чем плотность населения г. Белогорска?
Вывод: Сельские населённые пункты имеют небольшой размер, численность населения в них небольшая. Релаксация.
- Мы все - жители города Белогорска. А как нас можно назвать?
– Белогорцы. - Как назвать жительниц нашего города?
– Белогорки. - Ребята, мы знаем, что численность населения изменяется каждый год.
(Работа с таблицей «Численность населения г. Белогорска») - Как вы думаете, почему меняется численность населения нашего города?
– Правильно изменение численности связано с особенностями естественного движения населения. Естественное движение населения – изменения в соотношении численности родившихся и умерших жителей города. - Используя таб. «Число умерших от отдельных причин смерти», выясните количество умерших в 2003, 2004, 2005, 2006 годах.
- Зная разницу между числом родившихся и числом умерших за определенное
время можно определить естественный прирост населения. Так что же такое
естественный прирост населения? Естественный прирост населения – разница между числом родившихся и числом умерших за определенное время (за год,
несколько лет). - Работа с графиком «Естественное движение населения г. Белогорска»
Вывод: Для Белогорска характерно: уменьшение рождаемости, повышение смертности. За последние 15 лет численность города уменьшилась на 5000 человек. Причины: ухудшение условий жизни населения. У каждого из нас – своя семья. Каждая семья – часть населения нашего города. Анализируя состав семьи, можно получить представление о населении всего города.
- Ребята, перед вами буклет «Моя семья». Работая с буклетом, заполняя его, каждый из вас построит дом для своей семьи.
- Проверка выполнения задания.
Вывод: Каждая семья имеет свой состав. В семье живут люди разного пола и возраста. Труд – основа жизни в семье, в нашей стране. Ваши родители трудятся на производстве, растят и воспитывают детей. По данным статистики в нашем городе живет 51% женщин и 49% мужчин. Сокращается доля детей, увеличивается доля пожилых людей – 133% от всего населения города.
- Задумывались ли вы, каков национальный состав нашего города?
Русские – 92%;
Украинцы – 3,5%;
Белорусы – 0,8%.
Кроме них живут: татары, азербайджанцы, армяне, молдаване, чуваши.
Каждый из народов нашей России отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям.
Вывод:
IV. Закрепление изученного на уроке.
Что интересного мы узнали на уроке?
V. Итог урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
- Вопросы к теме.
- Творческие работы. Темы творческих работ: Профессии моих родителей.