Урок географического краеведения в 6-м классе (региональный компонент) "Характеристика населения города Белогорска"

Разделы: География


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами исследования.

Цели урока:

  1. Сформировать знания о населении г. Белогорска;
  2. Продолжить формирование умений и навыков работы с картами, картосхемами, сопоставлять их, устанавливать взаимосвязи.

Задачи урока:

  • дать характеристику населения: численности, национального, этнического,
    половозрастного состава;
  • дать оценку плотности населения города; 
  • выяснить основные демографические процессы: естественный прирост,
    продолжительность жизни;
  • выяснить причины миграции населения.

Оборудование: Атлас Амурской области, картосхемы, таблицы, графики; буклет «Моя семья».

Ход урока

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».
Э. Золя.

I. Организационный момент.

П. АПЗУн

  1. В каком году образовался населённый пункт, на месте которого возник наш город?
  2. Кто основал наш населённый пункт?
  3. Когда образовался г. Александровск-на-Томи?
  4. Сколько крестьянских хозяйств было в городе?
  5. Назовите количество людей, проживающих в городе в 1926 году? (7852 человека).

III. ФНЗУн

Тема урока: «Характеристика населения города Белогорска».

Сообщения учащегося об исторических особенностях заселения и освоения Амурской области;

Вывод: Ученик рассказал нам краткую историю освоения и заселения нашей Амурской области. С начала освоения территории численность её населения
непрерывно увеличивалась. В 1991 году достигла максимального значения  – 1075,2 тыс. человек, а затем начала сокращаться.

Учитель: Наш город – частица нашей области. Сегодня на уроке мы должны рассмотреть особенности населения нашего города.

  • Ребята, вспомним определения, что такое город и село.
  • В каком году наш населенный пункт стал городом?
  1. Используя карту атласа (стр. 28) «Плотность населения» назовите города Амурской области, по условным знакам определите города с населением 25-50, 50-100, 100- 200, 200-500 тыс. жителей. А как вы думаете, какова численность населения нашего города? К какой группе городов по численности населения можно отнести наш город? Численность населения г. Белогорска – 67000 человек.

  2. Используя карту «Плотность населения» (стр. 28), определите плотность населения Белогорского района.

  • Какова плотность населения Благовещенского района?
  • Как вы думаете, мы можем определить плотность населения нашего города? Что мы должны знать?

Площадь и количество населения.

  1. Определение плотности: площадь города на 1 января 2008 года 135,5 км2, численность 67 тыс. человек.
    67000:135,5=494 человека на 1 км2

  2. Определение плотности Белогорского района:
    87000:2591=34 человека на 1 км2

Объясните, почему плотность населения района меньше, чем плотность населения г. Белогорска?

Вывод: Сельские населённые пункты имеют небольшой размер, численность населения в них небольшая. Релаксация.

  • Мы все - жители города Белогорска. А как нас можно назвать?
     – Белогорцы.
  • Как назвать жительниц нашего города?
     – Белогорки.
  • Ребята, мы знаем, что численность населения изменяется каждый год.
    (Работа с таблицей «Численность населения г. Белогорска»)
  • Как вы думаете, почему меняется численность населения нашего города?
     – Правильно изменение численности связано с особенностями естественного движения населения. Естественное движение населения  – изменения в соотношении численности родившихся и умерших жителей города.
  • Используя таб. «Число умерших от отдельных причин смерти», выясните количество умерших в 2003, 2004, 2005, 2006 годах.
  • Зная разницу между числом родившихся и числом умерших за определенное время можно определить естественный прирост населения. Так что же такое
    естественный прирост населения? Естественный прирост населения  – разница между числом родившихся и числом умерших за определенное время (за год,
    несколько лет).
  • Работа с графиком «Естественное движение населения г. Белогорска»

Вывод: Для Белогорска характерно: уменьшение рождаемости, повышение смертности. За последние 15 лет численность города уменьшилась на 5000 человек. Причины: ухудшение условий жизни населения. У каждого из нас – своя семья. Каждая семья – часть населения нашего города. Анализируя состав семьи, можно получить представление о населении всего города.

  • Ребята, перед вами буклет «Моя семья». Работая с буклетом, заполняя его, каждый из вас построит дом для своей семьи.
  • Проверка выполнения задания.

Вывод: Каждая семья имеет свой состав. В семье живут люди разного пола и возраста. Труд – основа жизни в семье, в нашей стране. Ваши родители трудятся на производстве, растят и воспитывают детей. По данным статистики в нашем городе живет 51% женщин и 49% мужчин. Сокращается доля детей, увеличивается доля пожилых людей  – 133% от всего населения города.

  • Задумывались ли вы, каков национальный состав нашего города?
    Русские  – 92%;
    Украинцы  – 3,5%;
    Белорусы  – 0,8%.

Кроме них живут: татары, азербайджанцы, армяне, молдаване, чуваши.

Каждый из народов нашей России отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям.

Вывод:

IV. Закрепление изученного на уроке.

Что интересного мы узнали на уроке?

V. Итог урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

  1. Вопросы к теме.
  2. Творческие работы. Темы творческих работ: Профессии моих родителей.

Презентация