Открытое логопедическое занятие во 2-м классе по теме "Деление слов на слоги" (Зима)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Совершенствуем фонематический и звукобуквенный анализ.
  2. Формирование умения различать на слух гласные и согласные звуки.
  3. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, учим различать на слух твердые и мягкие согласные.
  4. Учить делить на слоги, формируем представление о слогообразующей роли гласного,
  5. Учимся ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова.
  6. Расширяем и уточняем словарный запас по теме “Зима”
  7. Развиваем навык самостоятельной работы.

Оборудование:

  • карточки со словами,
  • карточки с буквами,
  • картинки “Зимние забавы”,
  • схема слова,
  • снеговик.

Ход занятия

1. Орг. момент:

Изобразите движением и мимикой: Вы скатились с горки, вам весело. Вам попали снежком в лицо, вам больно. Сильный мороз, на улицу нельзя.

Сегодня мы с вами будем лепить снеговика. А в какое время года можно лепить снеговика? А как лепят снеговика?

Мы выполнили задание и скатали первый ком.

2. Проверка домашнего задания

Каждый из детей загадывает по одной загадке, после отгадывания слова – отгадки выставляются на доске.

Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка).

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На новый год я главная. (Ёлка)

В какое время года мы наряжаем елку?

Мы выполнили второе задание и слепили второй ком.

3 .Работа по развитию речи:

“Зима”

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
И. Суриков

У каждого времени года свои цвета, свои звуки.

Почему главный цвет зимы белый?

Какая зима?

Какими словами автор показывает краски зимы?

Дайте описание зимы.

Мы ответили на вопросы и вылепили голову снеговику. (к доске вызываем детей)

Физ. минутка.

Кинезиологические упражнения: Ухо-нос:

У вас замерз нос и уши на морозе, сейчас мы их погреем.

Левой рукой держимся за кончик носа, правая - держится за левое ухо. Хлопаем в ладоши, меняем руки.

4. Работа по теме.

Какое слово я задумала? (парный С какой звук? парный П какой звук? парный Ф какой звук?)

З-Б-В

Получилось ли слово? Чего не хватает?

Первая гласная А, после Б – А, последняя гласная – Ы.

(гласные показывает логопед - пластика)

Какого ряда эти гласные? (при произношении рот открываем или закрываем?)

Будут они смягчать согласные?

Произнесите слово ЗАБАВЫ. Сколько раз подбородок коснулся руки?

Запоминаем: В каждом слоге должна быть одна гласная.

Делим слово на слоги с помощью ниточек.

Сколько гласных в каждом слоге?

Выкладываем схему слова (С- согласный, cиний, Г –гласный, красный) .

Кто знает значение этого слова забавы? (игры)

Какие зимние забавы вы знаете?

Изобразите с помощью движений.

(игра в снежки, катание на лыжах, на санках, лепка снеговика). На доску выставляем картинки с изображением детских зимних забав.

Составляем предложения - устно (на доску выставляются карточки).

Расшифруйте слова:

нескиж, арго, жиыл, ькноки, говсенки.

Выделите гласные.

Разделите слова на слоги.

Выделите мягкие согласные. Почему они мягкие?

Сколько звуков в словах?

Задание было большое, вы с ним справились, у нас появились ручки.

5. Работа над словосочетаниями.

О каком времени года мы сегодня говорим? (полный ответ)

После, какого времени года приходит зима? (полный ответ)

Какому времени года она уступает свои права? (полный ответ)

Назовите зимние месяцы.

Декабрь, январь, февраль (на доске)

Декабрь самый морозный месяц. Морозы в декабре, какие?

Декабрьские морозы

А как назовем метель в январе.

Январская метель

А в феврале бывают даже теплые деньки и все оттаивает.

Явление называется – оттепель. Какая оттепель в феврале?

Февральская оттепель

Запись словосочетаний идет по ходу работы. Проговорите словосочетания по слогам.

6. Подведение итогов занятия.