Цели: ознакомить уч-ся с новой сказкой
Задачи:
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- развивать: умение отвечать на вопросы, речь, мышление, память;
- воспитывать интерес к творчеству народов Севера
Оборудование:
- фотографии медведей,
- книги народов Севера,
- карточки – шифровки,
- иллюстрации к сказке для картинного плана,
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Назовите тему раздела, которым мы изучаем.
- Расшифруйте, о каких животных пойдет речь на сегодняшнем уроке.
1 ряд
2 ряд
3 ряд
- Действительно речь пойдет о белом и буром медведях (на экране телевизора появляются изображения бурого и белого медведей). Могут ли в дикой природе встретиться эти звери? Почему? (Нет, живут в разных природных зонах)
- А при каких обстоятельствах они могли бы встретиться? (В зоопарке, в цирке, в сказке)
- Что такое сказка? (Сказка – произведение народного или литературного характера. В сказке всегда есть вымысел.)
- На какую тему должны быть сказки? (О животных)
- Назовите 2-3 сказки, в которых вы встречали медведя или медведей. (“Три медведя”, “Теремок”, “Колобок”, “Маша и медведь” и т. д.)
- Среди названных вами сказок в основном русские народные сказки. Мы с вами знаем, что Россия - многонациональное государство и у каждого народа свой язык, одежда, предметы быта, своя культура. И сегодня мы познакомимся с творчеством народов Севера. Жители сурового и холодного края – ненцы. Некоторые из них проживают недалеко от нас на территории Ямало-Ненецкого округа и Тюменской области.
Главные наши задачи на урок: познакомится с творчеством народов Севера,
научится читать и пересказывать сказку, составить план сказки, придумать свою сказку.
3. Первичное восприятие
- Откройте учебники на стр. 17. (Учитель читает сказку, учащиеся следят, отмечают непонятные слова и выражения)
4. Беседа
- Как начинается произведение?
- Что произошло дальше?
- Вы волновались? Когда? Почему?
- Как заканчивается произведение?
5. Словарная работа + развитие навыка чтения
2-3 человека работают со словарями (шерсть стала дыбом, одолеть и не одолеть, увертливый)
класс игра “Доскажи словечко”
лес… мор… льди…. силь…. бра…. |
хо…. жи…. де… дру…. ме…. |
игра “Читай по стрелке”
Ученики, которые работали со словарями, объясняют значение слов.
6. Повторное чтение и анализ текста
а) составление плана
- Прочитайте сказку, разделите текст на части (работа в парах).
- Чтение и обсуждение частей подбор заголовков. Составление картинного плана. (смотри рисунки № 1,2,3)
б) чтение по ролям
- В сказке медведи ведут между собой разговор. Как называется разговор двух или нескольких лиц? (Диалог)
- Как настроены наши герои по отношению друг к другу? (Как складываются отношения м/д героями на протяжении всей сказки?)
Начало (грубо, зло)
- Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
- Когда она у тебя была, земля то? Твое место море.
Середина (уважение друг к другу)
- Ты, белый, оказывается, сильнее. Но ловчее, увертливее.
- Верно, мы братья.
Конец (дружелюбие, признание, договор)
- Мне нечего делать в твоих льдах
- А мне нечего делать в твоих лесах.
в) групповая работа 5 минут
1 группа (рекламный отдел)
- Подготовить рекламу сказки.
2 группа (издательский отдел)
- Составить модель обложки.
3 группа (творческий отдел)
- Пересказать сказку или сыграть.
4 группа (отдел сказок)
- Использовать лишний кадр и сочинить свою сказку. (смотри рисунок № 4)
г) Отчет (выступление) групп
д) выделение главной мысли
- Поэт В. Маяковский говорил: “Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки
вывод!”
- Какова главная мысль сказки? (Найдите и прочитайте его в сказке)
(С тех пор хозяин леса живет в лесу, хозяин моря живет в море)
- Почему это случилось? (так решили, жарко - холодно, есть нечего, чтоб не мешать друг другу)
- На земле всем должно хватать места. Все должны жить в мире и согласии.
7. Итог урока
- Назовите народ, который сочинил эту сказку.
- Как называется сказка?
- Какие были поставлены цели и сумели ли мы их выполнить? (цветовой индекс)
- Что из сегодняшнего урока вы бы взяли в будущие уроки?
8. Домашнее задание
- Рекомендую продолжить знакомство со сказками народов Севера и выбрать произведение из книги “Сказки народов Севера”. По желанию прочитать, пересказать или нарисовать рисунок к сказке.