Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе на тему "Ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь»"

Разделы: Начальная школа


Цели: ознакомить уч-ся с новой сказкой

Задачи:

  • отрабатывать навыки выразительного чтения;
  • развивать: умение отвечать на вопросы, речь, мышление, память;
  • воспитывать интерес к творчеству народов Севера

Оборудование:

  • фотографии медведей,
  • книги народов Севера,
  • карточки – шифровки,
  • иллюстрации к сказке для картинного плана,

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Назовите тему раздела, которым мы изучаем.

- Расшифруйте, о каких животных пойдет речь на сегодняшнем уроке.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

- Действительно речь пойдет о белом и буром медведях (на экране телевизора появляются изображения бурого и белого медведей). Могут ли в дикой природе встретиться эти звери? Почему? (Нет, живут в разных природных зонах)

- А при каких обстоятельствах они могли бы встретиться? (В зоопарке, в цирке, в сказке)

- Что такое сказка? (Сказка – произведение народного или литературного характера. В сказке всегда есть вымысел.)

- На какую тему должны быть сказки? (О животных)

- Назовите 2-3 сказки, в которых вы встречали медведя или медведей. (“Три медведя”, “Теремок”, “Колобок”, “Маша и медведь” и т. д.)

- Среди названных вами сказок в основном русские народные сказки. Мы с вами знаем, что Россия - многонациональное государство и у каждого народа свой язык, одежда, предметы быта, своя культура. И сегодня мы познакомимся с творчеством народов Севера. Жители сурового и холодного края – ненцы. Некоторые из них проживают недалеко от нас на территории Ямало-Ненецкого округа и Тюменской области.

Главные наши задачи на урок: познакомится с творчеством народов Севера,

научится читать и пересказывать сказку, составить план сказки, придумать свою сказку.

3. Первичное восприятие

- Откройте учебники на стр. 17. (Учитель читает сказку, учащиеся следят, отмечают непонятные слова и выражения)

4. Беседа

- Как начинается произведение?

- Что произошло дальше?

- Вы волновались? Когда? Почему?

- Как заканчивается произведение?

5. Словарная работа + развитие навыка чтения

2-3 человека работают со словарями (шерсть стала дыбом, одолеть и не одолеть, увертливый)

класс игра “Доскажи словечко”

лес…

мор…

льди….      

силь….

бра….

хо….

жи….

де…

дру….

ме….

игра “Читай по стрелке”

Ученики, которые работали со словарями, объясняют значение слов.

6. Повторное чтение и анализ текста

а) составление плана

- Прочитайте сказку, разделите текст на части (работа в парах).

- Чтение и обсуждение частей подбор заголовков. Составление картинного плана. (смотри рисунки № 1,2,3)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

б) чтение по ролям

- В сказке медведи ведут между собой разговор. Как называется разговор двух или нескольких лиц? (Диалог)

- Как настроены наши герои по отношению друг к другу? (Как складываются отношения м/д героями на протяжении всей сказки?)

Начало (грубо, зло)

  • Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
  • Когда она у тебя была, земля то? Твое место море.

Середина (уважение друг к другу)

  • Ты, белый, оказывается, сильнее. Но ловчее, увертливее.
  • Верно, мы братья.

Конец (дружелюбие, признание, договор)

  • Мне нечего делать в твоих льдах
  • А мне нечего делать в твоих лесах.

в) групповая работа 5 минут

1 группа (рекламный отдел)

- Подготовить рекламу сказки.

2 группа (издательский отдел)

- Составить модель обложки.

3 группа (творческий отдел)

- Пересказать сказку или сыграть.

4 группа (отдел сказок)

- Использовать лишний кадр и сочинить свою сказку. (смотри рисунок № 4)

Рисунок 4

г) Отчет (выступление) групп

д) выделение главной мысли

- Поэт В. Маяковский говорил: “Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки

вывод!”

- Какова главная мысль сказки? (Найдите и прочитайте его в сказке)

(С тех пор хозяин леса живет в лесу, хозяин моря живет в море)

- Почему это случилось? (так решили, жарко - холодно, есть нечего, чтоб не мешать друг другу)

- На земле всем должно хватать места. Все должны жить в мире и согласии.

7. Итог урока

- Назовите народ, который сочинил эту сказку.

- Как называется сказка?

- Какие были поставлены цели и сумели ли мы их выполнить? (цветовой индекс)

- Что из сегодняшнего урока вы бы взяли в будущие уроки?

8. Домашнее задание

- Рекомендую продолжить знакомство со сказками народов Севера и выбрать произведение из книги “Сказки народов Севера”. По желанию прочитать, пересказать или нарисовать рисунок к сказке.