ЦЕЛЬ: создать условия для получения учащимися необходимых теоретических и практических знаний для приготовления блинов.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить учащихся со способами приготовления традиционных русских блинов.
- Сформировать знания по технологии приготовления блинов.
- Создать условия для расширения знаний учащихся о русской культуре.
- Развивать интерес к своей истории, познакомить с народными обрядами.
- Воспитывать уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ – сформировать практические умения по приготовлению блинов.
ТИП УРОКА: комбинированный
ФОПД: фронтальная, групповая, в парах
ОБОРУДОВАНИЕ: предметы русского народного быта, приспособления для выпечки блинов, алгоритмы приготовления теста, мультимедийное оборудование, технологические карты.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К УРОКУ: оформить кабинет предметами русского быта (вышитые полотенца, сковородник и сковорода, половник, мутовка, стол со скатертью и самоваром). Подготовить продукты для приготовления теста. Установить проектор. Вспомнить с учащимися правила техники безопасности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, назовите русские народные праздники.
– А какой праздник приближается?
– В чем особенность Масленицы?
(эмоциональный настрой “Фильм “Русская Масленица”)
Посмотрите внимательно фильм о Масленице и ответьте на вопросы: (слайд №2)
- Что означал праздник Масленицы у наших предков?
- Какое время продолжалась Масленица?
- Какое блюдо стало традиционным в масленичную неделю?
III. Целеполагание.
– Вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке? (О масленице и блинах) (слайд №3)
– Чему мы будем сегодня учиться?
– Тема нашего урока “Русские блины” (Слайд №4)
IV. Изучение нового материала.
– А знаете ли вы, почему на Масленицу готовят
именно блины?
Восточные славяне в IX – X в. поклонялись богу
солнца – Яриле. И, чтобы ускорить его
пробуждение, люди стремились помочь солнцу
забраться повыше на небо. Для этого Ярило-Солнце
задабривали блинами, по форме напоминавшим
солнечный круг.
– Прочитайте текст слайда. (Слайд №5) Что значил символ-блин для наших предков?
“Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев и здоровых детей”.
– Какие должны быть блины? (Слайд №6)
- Тонкие.
- Рыхлые.
- Ноздреватые.
- Сочные.
- Полупрозрачные.
- Вкусные.
Сообщение технологических сведений о приготовлении теста.
– Что нужно, чтобы приготовить такие блины?
– Конечно, нужны продукты для приготовления блинов и специальное оборудование.
– Какие продукты нужны для приготовления блинов? (Слайд №7) (масло, соль, сода, яйца, мука, молоко, сахар)
– Какое оборудование необходимо? (Слайд №8) (плита, сковорода, венчик, миска, прихватки, лопатка)
– Назовите основной компонент теста для блинов? (мука)
– Как проводится первичная обработка муки?
(Перед замешиванием теста муку обязательно просеивают через сито, удаляют комочки)
– Какие правила обращения с мукой необходимо соблюдать при приготовлении теста?
(Нельзя сыпать муку в жидкость. Нужно понемногу подливать жидкость в углубление в лунке, замешивая до равномерной густоты)
– Как можно улучшить качество теста?
(Следует применять разрыхлители – дрожжи, соду, кислое молоко, яичные белки)
– Какое бывает тесто?
(Тесто бывает дрожжевое и без содержания дрожжей).
– Сегодня мы научимся готовить тесто способом без содержания дрожжей.
– Рассмотрите слайд (№ 9), расскажите, чего и сколько нужно взять для приготовления теста для блинов. (Молоко – 0,5 литра, мука – 3 стакана, яйца – 5 штук, сахар – 2 столовые ложки, растительное масло – 2 столовых ложки, соль, сода – на кончике ножа)
Технология приготовления теста. (Слайд №10)
- Смешать яйца, молоко (1 стакан), соль, сахар и, помешивая, всыпать муку.
- Положить сливочное масло и снова вымесить тесто.
- Развести тесто остальным молоком, вливая его постепенно.
– Расскажите, в какой последовательности нужно готовить тесто.
Работа в парах.
(Алгоритмы приготовления теста на каждую парту + картинки с этапами приготовления теста)
– Найдите в алгоритме приготовления теста пропущенный элемент. Выберите нужный этап на картинке и добавьте его в алгоритм.
– Объясните свой выбор.
Сообщение технологических сведений о процессе выпекания блинов.
– Какие инструменты и оборудование нужны для выпекания блинов?
– Как следует выпекать блины? (Слайд №11)
Блины выпекают на сковородках, лучше чугунных, небольшого размера, сковородки должны быть абсолютно чистыми. Тесто выливать на сковородку лучше деревянным черпаком. Когда блин зарумянится с одной стороны, а с другой покроется дырочками, его переворачивают лопаткой. Готовые блины укладывают один на другой, смазывая сливочным маслом.
– Разложите названия операций выпекания блинов в нужном порядке. (Работа в парах)
Заполните пропуски в рецепте приготовления блинов. (Слайд №12, 13,14,15)
Закрепление теоретических знаний.
Заполните пропуски в рецепте приготовления блинов.
– Какие еще виды блюд из блинов вы знаете?
- Блинчики с творогом
- Фаршированные блинчики
- Блинчики с припеком
(Слайды с фотографиями и рецептами блинов открываются через гиперссылки)
Рецепт приготовления блинов каждому учащемуся (с пропуском продуктов и операций)
– Какую атмосферу создают блины за столом? (Слайд №16)
( Слайд с музыкальным сопровождением)
V. Подведение итогов теоретической части урока.
– Чем отличается праздник Масленицы от других русских праздников?
– Что необходимо, чтобы приготовить вкусные блины?
– Повторите операции выпекания блинов?
– Кто из вас, ребята, сможет самостоятельно приготовить блины?
– Сейчас мы разделимся на бригады, и будем учиться печь блины.
VI. Практическая часть
Планирование трудовой деятельности.
Каждая бригада должна приготовить порцию скороспелых блинов, затем, одна из бригад выпекает блинчики с творогом, а вторая с припеком (припек – жареный лук)
Посмотрите на технологические карты, проанализируйте их, спланируйте свою деятельность.
Каждая из бригад выбирает старосту. После обсуждения, староста представляет план деятельности бригады.
Учитель корректирует представленные планы.
Перед тем как приступить непосредственно к практической деятельности учитель инструктирует учеников по правилам техники безопасности пользования электроплитой.
Приготовление блинов.
Бригады работают, опираясь на технологические карты, учебник и консультации учителя.
(Технологические карты)
Сервировка стола.
– Я вижу, вы справились с заданием, у вас получились замечательные блины.
Сейчас мы красиво сервируем стол и устроим дегустацию ваших изделий. (Оборудование для сервировки стола)
Создается обстановка праздника: самовар, полотенца, блины, ароматный чай.
Учащиеся должны красиво оформить стол, правильно подать блюдо к столу, соблюдать правила этикета при сервировке стола.
Анализ и оценка результатов труда.
Бригады дегустируют изделия друг друга и анализируют их вкусовые качества.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Чему учились на уроке?
– Сможете ли вы теперь самостоятельно сделать тесто для блинов? Выпекать блины?
– Для чего нужно красиво сервировать стол?
– Скоро праздник Масленицы, как его можно встретить в школе?
– Всем ли вам комфортно на уроке?
– Чем запомнится урок?