Богатырская тема в искусстве (5-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цели урока:

  • Показать многостороннюю связь между двумя видами искусств (музыка и живопись).
  • Развивать основы творческого воображения - внутреннее зрение, внутренний слух.
  • Через музыку познакомить с историей нашей страны, воспитывать любовь к Родине, высоких, идейных и моральных качеств.

Задачи урока:

  • Формирование умений следить за развитием музыки.
  • Уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки.
  • Развитие вокально-хоровых навыков.
  • Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: фронтальная, групповая

Методы: беседа, наглядно-слуховой, анализ, сравнение.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, портрет А. Бородина, репродукции картин В. Васнецова, тексты песен ("Песня о маленьком трубаче", "Песня о России"), презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Презентация. Слайд №1

II. Повторение материала прошлого урока.

Учитель. На прошлом занятии начали говорить о том, как музыка связанна с изобразительным искусством?

Дети. Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы, глядя на картину, можем услышать в своем воображении музыку.

У. О каких молодых героях гражданской войны мы говорили на прошлом уроке?

Д. Об отважных, смелых "орлятах".

У. Каждое искусство своими средствами создало этот образ, отразило одно и то же историческое событие.

III. Работа по теме. (Слайд №2)

У. О каких людях нам сегодня поведает музыка русского композитора А. Бородина, попробуем определить по характеру главной интонации (пропеть по нотной записи на доске).

Слайд №3

Д. Настойчивый, упорный, могучий, решительный.

Разучивание интонации (приемы распевок):

- прием "перекличка" - 2 группы по очереди;

- "эхо" - с начало громко, затем тихо;

- 2-х голосное исполнение - выдержанный первый звук (ми).

У. Что это за люди, которые обладают такими качествами характера как решительность, настойчивость о которых говорит музыка?

Д. Воины, солдаты, богатыри.

У. Кого называют богатырем?

Слайд №4

Д. Герой былин, совершающий подвиги, человек безмерной силы, стойкости, отваги.

У. Как вы считаете, что должна приносить людям богатырская сила?

Назовите героев русских былин, поговорки, связанные со словом "богатырский".

Слайд №5

У. "Богатырская" тема с давних пор звучала в русском искусстве (поэзии, литературе, музыки, живописи, театре, кино), оттого что с древних времен и до наших дней со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.

(слушание фрагмента Симфонии №2 Iч., А. Бородина)

Слайд №6

У. Какие черты характера богатырей передает музыка симфонии?

Д. Мужество, сила, уверенность, смелость, удаль.

У. Как звучит основная тема?

Д. Сурово, в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев.

У. Каков характер второй темы?

Д. Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины.

У. Какая картина может проиллюстрировать "Богатырскую симфонию", что должно быть изображено на ней?

Слайд №7

(рассмотреть картину В. Васнецова "Три богатыря").

В центре 3 фигуры застыли в дозоре. Величавое спокойствие и уверенность ощущается в позах, фигурах. За спинами богатырей русская земля. Неброские краски в картине.

У. Что роднит два произведения?

Д. Воплощают идею величия и могущества Родины, силу русского народа, характер который ему присущ: мужественность, решительность.

Сравнить образы богатырей в картинах русских художников.

Слайд №8-9

IV. Физ. минутка.

У. Случайно или закономерно, что так много произведений различных видов искусства, посвящено героической, богатырской теме?

Искусству интересен характер человека, который ярко раскрывается в критических ситуациях, когда люди совершают мужественные поступки, подвиги.

У. Что такое мужество, подвиг?

Д. Храбрость, смелость, самопожертвование ради спасения других.

Слайд № 10

V. Вокально-хоровая работа.

"Песня о маленьком трубаче" С. Никитина (слушание, разучивание 1 куплета )

У. Можно ли назвать трубача маленьким "богатырем"?

Д. Да, в трудную минуту поднимает полк - в этом смысл подвига, погибает, но смерть возвышенна.

У. Сила духа, любовь к Родине удесятеряет силы человека.

Слайд № 11

VI. Итог урока.

У. Что дает нам сопоставление произведений музыки и живописи?

Д. Ярче и глубже раскрываются героические образы прошлого нашей Родины.

У. Теперь споем песню о Родине, которую защищают и охраняют наши. современные богатыри.

(исполняют "Песню о Родине" Г.Струве).

Домашнее задание: вспомнить песни, картины, стихи, к/ф о подвигах русских людей в годы тяжелых военных испытаний. Прочитать рассказ М.Салтыкова-Щедрина "Богатырь".