Урок технологии по теме "Изготовление панно в технике лоскутной пластики"

Разделы: Технология


Цель: Формирование навыков в технике аппликации.

Задачи:

  1. Формировать навыки по художественной обработке материала,
  2. Развивать и совершенствовать творческие способности учащихся, пространственное воображение, коммуникативные умения,
  3. Воспитывать эстетический вкус, художественное мышление, интерес к народному творчеству, чувство коллективизма.

Обьект труда: панно.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

Материально-техническое оснащение: Образцы лоскутного шитья, цветовой круг, технологические карты, проекция презентации на мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения урока: Обьяснительно-иллюстративный.

Ход занятия

Организационный момент:

Тема нашего урока: Изготовление панно в технике лоскутной пластики.

Ребята, сегодня мы выполним панно, это будет продолжением работы над проектом. (слова: проект, технологический, подготовительный, конструкторский, этапы, заключительный разместить на доске ), а это что за слова? Как они связаны с работой над проектом?

- Это этапы. (Слово “Этапы” одна из учениц размещает на доске вверху).

Раз это этапы, то они должны стоять в определенной последовательности. (учащиеся распределяют последовательность выполнения этапов проекта). На каком этапе мы сейчас находимся в нашей работе? (на технологическом).

Прежде чем двигаться вперед, давайте оглянемся назад и проведем блиц-турнир.

За правильный ответ команда получает жетон. (Жетон получает та команда, которая быстрее ответила на вопрос)

Вопросы:

  1. Где и когда зародилось лоскутное шитье?
  2. Перечислите техники лоскутного шитья.
  3. Какие инструменты и материалы применяются для работы с лоскутом?
  4. Что такое шаблоны?
  5. Назовите типы шаблонов.
  6. Перечислите основные цвета в цветовом круге.
  7. А какие цвета главные из основных?
  8. Что такое аппликация?

Последовательное сопровождение презентации “Лоскутная пластика” по ходу урока.

Сегодня мы тоже будем заниматься аппликацией из ткани.

Сейчас аппликация является популярным украшением любой одежды- Блузок, юбок, джинсов и вечерних платьев. Очень привлекательно она выглядит при оформлении интерьера - скатерти, салфетки, покрывала, подушки, панно. А появился этот вид рукоделия в связи с нехваткой материала. Так как изготавливали его ручным способом и этот процесс был очень трудоемким.

Аппликация выполняется из фетра, флиса, обрезков мягкой кожи и тканей с плотным переплетением нитей. Соединение аппликации с основной тканью можно производить различными способами:

- с помощью ручных стежков (назад иголку, стебельчатый, тамбурный, крест, краеобметочный).

- Машинной строчки (прямая, зигзагообразная, декоративная);

- с помощью клеящих и клеящихся материалов (клеевая паутинка, полиэтиленовая пленка, клей ПВА).

Мы будем использовать в нашей работе клей ПВА.

Итак, у нас есть незаконченное панно, на нем изображено дерево, давайте договоримся, что это яблоня.

В разное время года одно и тоже дерево выглядит по разному (приложение 1).

Зима – это время покоя в растительном мире, вся природа замирает и старается сохранить тепло, деревья сбрасывают листья. Поэтому наше дерево выглядит вот так. (на слайде представлено зимнее дерево).

Наступает весна, пригревает солнышко и природа просыпается. На деревьях набухают почки, проклевываются молодые листочки, расцветают цветы (на слайде представлено цветущая яблоня).

Солнышко пригревает все сильнее, приходит лето. Листочки уже набрали силу, цветы отцвели и появляется завязь будущих плодов (на слайде представлена яблоня с зеленой кроной).

Не успели оглянуться, лето пролетело. С деревьев полетели листочки, яблочки налились сладким соком, пора собирать урожай (на слайде представлена яблоня с желтыми, зелеными листочками и созревшими яблочками).

Отвечая на вопросы блиц - турнира каждая группа заработала жетоны – шаблоны в форме листочков, цветочков и яблочек. Теперь посмотрите у кого какие жетоны. Каких жетонов у вас получилось больше, то время года вы будете выполнять. Если больше цветочков, то это весна, если листочков - то это лето, а если яблочек это осень. Все недостающие заготовки изготавливаем с помощью технологических карт и шаблонов.

При выполнении работы не забываем про правила безопасного труда при работе с ножницами и клеем. Ножницы располагаются с правой стороны от работающего с сомкнутыми лезвиями. Передаем ножницы кольцами вперед.

Клей выдавливаем аккуратно. Лишний клей удаляем с помощью салфетки.

Заготовленные детали приклеиваем с помощью клея ПВА, при этом небольшую капельку клея наносим в нужное место для соединения деталей.

Как вы думаете, листочки лучше полностью смазывать клеем или только часть, чтобы они получились объемными, как на живом дереве? Тоже самое мы проделаем с цветочками и плодами.

Приступаем к работе.

Текущий инструктаж. (Помощь во время работы)

Наша работа закончена, давайте посмотрим, что у нас получилось (приложение 2). И так, у нас получился “Триптих”, т.е. мы три работы объединили в одну. Давайте придумаем ей название. (“Времена года”). А теперь скажите пожалуйста можем ли мы нашу работу назвать “Творческим проектом”? (Да) Какой этап проекта мы выполнили сегодня на уроке? (технологический). Мы выполнили коллективный проект, к чему и стремились.

Заключительный инструктаж.

Подведение итогов урока.

Сегодня мы познакомились с лоскутной пластикой в технике аппликации.

Изготовили проектное изделие.

Повторили все этапы проекта. Все что запланировано в начале урока выполнили. Надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке вам пригодятся в будущем.

Приложения

Презентация