Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • обобщить знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России;
  • подвести студентов к выводу об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века;
  • развивать историческое мышление, навыки самостоятельной работы, умение анализировать учебный материал, делать выводы;
  • воспитывать чувство любви к Родине, уважение к прошлому своей страны.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач урока.

Презентация.

- Исторически сложилось так, что наша страна на протяжении длительного времени была аграрной. Народы, населяющие древнюю Русь, а впоследствии Российское государство главной ценностью считали землю. Основной производительной силой общества были крестьяне. Цель нашего урока проследить исторический путь аграрной России, выяснить каковы были предпосылки к закрепощению крестьян в нашей стране, а в дальнейшем и объективная необходимость их освобождения во второй половине XIX века. Ваша задача активно участвовать в уроке и заполнить предложенную вам таблицу, которую мы проверим в конце занятия.

III. Вступительное слово преподавателя.

Чем дальше в глубь веков, тем выше доля сельского хозяйства в экономике страны. Например, в средневековой России на протяжении столетий земледельцы составляли не менее 96-98% всего населения, а до 30-х гг. XX в. страна была существенно аграрной, крестьянской. Русские крестьяне занимались животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством (доением мёда диких пчёл в лесу) и простейшими ремеслами, но главным их делом оставалось землепашество. Крестьянин испокон веков был земледельцем, который пахал землю и сеял хлеб, пас скот, выращивал овощи, разводил домашнюю птицу, выращивал лён и хмель. Как известно, труд крестьянина тяжел, длится он от рассвета до заката солнца. Избранной нами теме посвящены многие литературные произведения отечественных авторов. Именно с них мы начнем наш урок.

(Во время чтения литературного монтажа учитель при помощи мульти-медийного оборудования демонстрирует репродукции картин русских художников, посвященных тяжелому крестьянскому труду.)

IV. Обобщение ранее изученного материала.

а) Различные категории крестьянства.

История русского крестьянства насчитывает века; корни её уходят в седую древность. Перед вами представлены различные категории земледельцев древнерусского государства. Объясните, почему они разделены таким образом. Какой процесс объясняет эта схема?

Правильно, в разное время отдельные группы (категории) земледельческого населения на Руси назывались по-разному. В Древнерусском государстве лично свободных членов сельской общины именовали людьми, зависимых от князя пахарей - смердами. Существовали также и другие группы зависимого крестьянства (закупы, рядовичи, холопы). В эпоху политической разобщённости русских земель и княжеств селян называли изорниками (от древнеславянского "орати" - пахать), серебряниками (тех, кто брал в долг деньги - "серебро" - с обязательством отработать их своим трудом), половниками или исполовниками (тех, кто работал на земле, как правило, "исполу" - за половину урожая). На церковных землях трудились сироты монастырские.

Однако, начиная со времени Дмитрия Донского в документах вместо различных наименований сельских жителей всё чаще встречается слово "христиане", т.е. верующие во Христа и его учение. Отсюда и пошло название, ставшее впоследствии самым распространенным, - крестьяне, крестьянство.

Занесите категории крестьян в соответствующую колонку таблицы.

б) Причина закрепощения крестьян.

С течением времени основная масса сельского населения Руси, а затем и России, теряла личную свободу. Крестьяне "прикреплялись" к земле и всё больше зависели от её владельцев в личном, имущественном и юридическом отношениях. Личное подчинение землевладельцам постепенно приобретало тяжелые формы и со временем перерастало в крепостничество. Бесспорно, что в том или ином виде крепостное право существовало во многих государствах того времени. Выделим основную причину его оформления в Российском государстве.

Во-первых, имело значение особое географическое, экономическое и политическое положение страны. Как известно, Россия - страна с открытыми границами, окруженная кочевым миром, от которого требовалась защита. Следовательно, назревала необходимость иметь большую, боеспособную армию. Так как иметь наемную армию страна не могла, в силу неразвитых товарно-денежных отношений, то единственной возможностью создать такую армию оставалась раздача земель служилым людям. Земли необходимо обрабатывать для того, чтобы они приносили доход, следовательно, нужно было "прикрепить" крестьян к земле.

в) Этапы закрепощения

Давайте вместе с вами вспомним, как шел процесс оформления крепостного права: какие хронологические рамки охватывал, с какими основными понятиями был связан.

Процесс оформления крепостного права был длительным. В эпоху политической раздробление не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. Ещё в XV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили, и переходить к другому владельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом - пожилое. Но уже в то время стали издавать грамоты, в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, т.е. право сельских жителей "переходить из волости в волость, из села в село", одним сроком в году - неделей до Юрьева дня осеннего (26 ноября по старому стилю) и неделей после него. Пожилое составляло по тогдашним ценам колоссальную сумму: в лесной зоне - полтину, а в степной, где было более 10 вёрст до "хоромного" леса, - целый рубль, на который было купить 14-15 пудов мёду, или небольшое стадо домашних животных, или же 200 пудов ржи. Крестьяне-старожилы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему "всё пожилое", когда как новоприходцы платили "часть двора" - в зависимости от прожитых на этом месте лет.

(Вниманию учащихся представлена таблица, содержащая основополагающие даты и понятия).

Предполагается, что дети должны дать следующие ответы.

С объединением русских земель под властью великого московского был установлен единый порядок государственного управления. В Судебнике 1497 г., созданном при великом князе Иване Ш, правило Юрьева дня стало обязательным для всего крестьянства.

Это старинное право "выхода" было подтверждено новым Судебником 1550 г., изданным при Иване IV. Но в конце жизни грозный царь начал устанавливать в Московском государстве режим заповедных лет. Суть его состояла в том, что на время составления писцовых книг (описи населения и земельного фонда в отдельных областях, предпринятые в связи с разорением страны) переходы крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день осенний "заповедались", т.е. запрещались. Этот запрет оказался настолько неожиданным для крестьян, что тогда и возникла известная поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"

В 1597 г., в правление царя Фёдора Ивановича, вышел указ об урочных летах. В нём впервые был введён срок "сыска" беглых крестьян, определённый в пять лет. В лихолетье начинавшейся Смуты царь Борис Годунов то отменял, то вновь вводил этот срок. Позже царь Василий Шуйский увеличил урочные годы до пятнадцати лет, а первые Романовы сократили их до девяти. В 1649 г. было принято Соборное Уложение, юридически закрепившее бессрочный сыск беглых и возвращение их "с чадами и домочадцами и со всеми животы (имуществом.) назад, где кто не жил". Так был завершён процесс оформления крепостного права.

На протяжении многих уроков мы говорили о тяготах крепостного состояния крестьян. Так в какую зависимость попадал крестьянин от помещика? (В личностную и экономическую).

Приведите примеры.

Обратим пристальное внимание на экономическую сторону крепостной зависимости. Примерно до середины XVI в. в России преобладали натуральные выплаты (оброк) в пользу землевладельцев, впоследствии стала постепенно увеличиваться барщина.

- Давайте вспомним, что обозначают эти слова?

- Какие виды оброка вам известны?

V. Сообщение дополнительного материала преподавателем.

Со временем менялись и сами категории крестьян. К XIX веку оформились три основные группы:

  • Государственные (черносошные)
  • Частновладельческие (помещичьи, вотчинные)
  • Монастырские, церковные

Государственные, или, как их иначе именовали, чёрные, черносошные крестьяне, платили подати великому князю московскому. Вместе с государевой землёй эти крестьяне составляли "резервный фонд" государства, предназначенный для раздачи дворянам и боярам за службу "в вотчину" или "в поместье".

Вотчинных и поместных крестьян называют частновладельческими. Используя свои несложные орудия труда (топор, соху, косу, цеп, борону), частновладельческий крестьянин обрабатывал и собственный земельный участок (надел), и барскую землю. Крестьянин кормил и содержал не только собственную семью, но и своих владельцев, нес в их пользу определённые повинности - оброк и барщину, а также платил налоги "на государя".

Помимо частновладельческих были на Руси крестьяне монастырские, церковные.

К XIX веку повинности крестьян были не только четко оформлены, но и территориально дифференцированы. Рассмотрите предложенный вам материал и ответьте, какие факторы влияли на оформление той или иной крестьянской повинности.

Таблица.

Предполагается, что учащиеся должны дать следующие ответы:

- природные особенности; экономическая выгода оброка перед барщиной.

VI. Работа с документами.

Некоторым учащимся в начале занятия было дано опережающее занятие. Им были предложены документы, которые показывают степень заинтересованности крестьян в производительности своего труда. Вот какие интересные сведения были ими почерпнуты.

Таким образом, возникнув, как объективная необходимость, к середине XIX века крепостное право стало тормозить экономику страны. Осознавая это и зная все разрушающую силу крестьянских бунтов, самодержавное правительство было вынуждено, руководствуясь соображениями здравого смысла, пойти на отмену крепостничества "сверху", т.е. встать на путь реформ. Насколько они были успешны. Мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Проверка заполнения таблицы.

VIII. Итог урока. Выставление оценок.