Интегральная модель здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Более 70% времени ребенок проводит в стенах детского сада. Это время, когда ребенок растет, развивается, поэтому забота о здоровье ребенка занимает в нашем ДОУ приоритетные позиции.

Анализируя состояние здоровья детей нашего учреждения, мы выявили в 2005г достаточно низкий процент посещаемости 75% и низкий процент детей, ни разу не болевших – 8,3%. Основные болезни, которыми болели дети – это ОРЗ, бронхиты. Осмыслив и осознав проблему здоровья детей, было принято решение: создать в ДОУ оптимальную здоровьесберегающую модель, уделять больше времени взаимодействию с семьей по вопросам укрепления здоровья детей.

В ДОУ функционирует 9 групп общеразвивающей направленности: из них 1 группа раннего возраста и 8 групп для детей дошкольного возраста

Говоря о социальном статусе семей наших воспитанников хочется выделить следующее: из 193 детей приоритет составляют мальчики – 55%, 82%-это полные семьи, и лишь 18%-неполные; большинство семей имеют 1 ребенка – это 56%. Основной контингент родителей в возрасте от 20-30 лет. Все эти показатели оказывают влияние на здоровье детей, посещающих наш детский сад.

Модель управления нашего образовательного учреждения трехуровневая, где введены и матричные структуры как постоянные, так и временные для решения определенных проблем и задач здоровьесбережения детей. Для дошкольных образовательных учреждений это оптимальный вариант. Каждый управляющий орган выполняет свои функции и решает определенные задачи, которые тесно взаимосвязаны между собой и преследуют одни общие цели оздоровления детей. (Приложение 1)

Ресурсообеспечение нашего учреждения включает следующие представленные 4 компонента, непосредственно затрагивающие вопросы здоровьесбережения детей:

Нормативно-правовое обеспечение включает в себя внешние законодательные акты и внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения.

Программно-методическое обеспечение заключается в том, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется на основе разумного сочетания базисного и дополнительного компонентов образования при комплексном подходе к ребенку со стороны всех служб учреждения и участников педагогического процесса. Основными общеобразовательными программами являются “Программа воспитания и обучения в детском саду” Васильевой и “Детство” Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. Кроме основных комплексных программ педагоги пользуются парциальными: “Здоровье с детства” Т.С.Казаковцевой (это наша региональная программа по оздоровлению детей), “Физическая культура дошкольникам” Л.Д.Глазыриной, “Основы безопасности жизни детей” Н.Авдеевой, “Я – Человек” программа социального развития ребенка, “Юный эколог” С.Н.Николаевой и другими.

На базе ДОУ педагогами разработана целевая программа “Здоровье”, в которой отражена перспектива здоровьесберегающей деятельности на пять лет. А серия занятий познавательного цикла “Азбука здоровья” является авторской методической разработкой и направлена на осмысление ценности здоровья детьми и родителями.

Материально-техническое обеспечение. Для физического воспитания детей и развития двигательной активности в детском саду имеется отдельный физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, спортивные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке детского сада оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.

В ДОУ организован медицинский блок, который состоит из медицинского кабинета, процедурного кабинета, изолятора и физиоуголка для проведения профилактических и реабилитационных процедур детям и сотрудникам ДОУ. Заведует медицинским блоком старшая медицинская сестра 1 квалификационной категории, стаж ее работы в образовательном учреждении составляет 25 лет

Современная наполняемость группы требует от педагогов создания условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья. Поэтому в каждой группе созданы уголки уединения, семейных традиций, уголки здоровья с информацией для родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают домашнюю, уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесберегающую для детей атмосферу.

Кадровый ресурс – это ключевой фактор обеспечения успешной деятельности любой организации. Главные принципы современного менеджмента гласят: “Человеческий ресурс-богатство организации”, “Кадры решают все”, “Успех организации предопределен ее сотрудниками”. Важной задачей деятельности администрации нашего учреждения является отслеживание и планирование профессиональной (деловой) карьеры сотрудников. Педагогический состав учреждения включает в себя 21 педагога. Все педагоги имеют среднее специальное педагогическое образование, 90% – базовое дошкольное. 33% педагогов с высшим педагогическим образованием.

Высшую квалификационную категорию имеет 14% педагогов, 1 – 29%. Средний возраст педагогов – 37 лет. Все педагоги используют в работе элементы здоровьесберегающих технологий в организации воспитательно-образовательного процесса.

Осуществляя приоритетное направление деятельности ДОУ – социально-личностное развитие дошкольников, особое внимание коллектив уделяет здоровьесбережению детей. На сегодняшний день для решения проблемы здоровья детей в детском саду сложилась определенная система работы. Понятие “Здоровье” коллектив ДОУ рассматривает в широком социальном аспекте, который включает в себя физическое, психологическое и социальное здоровье ребенка. В тесном сотрудничестве по здоровьесбережению в детском саду работает весь коллектив ДОУ совместно с семьей.

Основной целью работы в данном направлении для нашего учреждения является создание оптимальных условий в детском саду для охраны жизни и укрепления физического, психологического здоровья детей, которая реализуется через следующие задачи.

Вся работа строится в 4 направлениях:

– Мониторинговые исследования состояния здоровья,
– обеспечение двигательной активности,
– оздоровительно-профилактическая работа,
– осмысление ценности ЗОЖ.

Ежегодная работа ДОУ начинается с диагностики здоровья и физического развития детей. Мы выделяем группы здоровья вновь прибывших детей, определяем уровень физических качеств детей, производим антропометрические замеры.

По результатам проведенных исследований планируем физкультурно-оздоровительную работу, нацеленную на улучшение состояния здоровья детей.

В вопросах здоровьесбережения стараемся использовать новые нетрадиционные формы работы с детьми:

– серия занятий из цикла “Забочусь о своем здоровье” позволяют обучить ребенка необходимым процедурам оздоровления, оказанию первой медицинской помощи, правильно вести себя в опасных ситуациях и т.д.,

– неделя здоровья – это тематическая неделя, на которой в разных формах организации деятельности систематизируются знания и умения детей по здоровьесбережению,

– театрализованные представления, тематические досуги и праздники оздоровительной направленности помогают воздействовать на осмысление приоритета здоровья для каждого человека, формированию здорового образа жизни,

– дополнительные образовательные услуги как платные, так и бесплатные направлены на удовлетворение физиологической потребности детей в движении и обеспечивают развитие физических качеств сверх базового образовательного уровня,

.с педагогами:

– семинары-практикумы по оказанию первой помощи при несчастном случае,

– специальная курсовая подготовка по формированию и пропаганде ЗОЖ.

– конкурс перспективных планов по оздоровлению детей в группах, для обобщения опыта педагогов по оздоровлению детей.

с родителями:

– цикл совместных с родителями занятий “Мы вместе”, направленные на повышение педагогической и психологической компетентности родителей,

– клуб эмоционального сближения взрослых и детей “Навстречу друг другу” помогают эмоциональному сближению родителей, детей и педагогов,

– смотры-конкурсы по благоустройству групповых комнат, участков, территории детского сада для создания необходимых условий для двигательной активности детей,

– субботники по сооружению зимних построек, спортивной площадки,

– школа молодой семьи “Мое солнышко”. Цель данной школы – оказание консультационной медико- психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Организация этих занятий, содержание встреч обязательно строится с учетом принципов здоровьесбережения и направлена на эмоциональное сближение родителей и детей и обогащение опыта детско-родительских отношений,

Одной из наиболее эффективных форм работы по здоровьесбережению мы считаем интегрированные занятия.

Одна из основных задач дошкольного образования – подготовка детей к обучению в школе. Современная школа требует серьезной подготовки дошкольника-выпускника и большого базового объема знаний.

В связи с этим сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня. Кроме того, в детских садах (особенно в подготовительных к школе группах) доминирует предметное образование, т.е. отдельные занятия по разделам образовательной программы: развитие речи, математика, конструирование и т.д. То есть, дети получают отдельные чаще изолированные знания по различным предметам, а не целостную картину окружающего нас мира, где все тесно взаимосвязано. В подтверждение данной проблемы можно привести утверждение великого дидакта Я.А.Коменского, который утверждал, что все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным.

Кроме того, предметное обучение, обусловленное большим количеством занятий, получаемой детьми информации негативно влияет на здоровье ребенка. Это и умственные перенагрузки, уменьшение времени для двигательной активности и свободной деятельности детей.

Решение данной проблемы мы нашли в интеграции. Понятие интеграция И.Д.Зверев объясняет как объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Интеграция в детском саду проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительнее, чем влияние каждого из них по отдельности. Это обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания дошкольников.

Интеграция в нашем детском саду проходит в 3 формах через синтез:

– содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения,

– предметов образовательного цикла между собой,

– деятельности нескольких педагогов.

Интегрированные занятия существенно отличаются от традиционных, являются более эффективными и имеют ряд преимуществ:

– ввиду своей нестандартности способствуют формированию познавательного интереса детей, тем самым повышая мотивацию обучения,

– традиционные занятия предусматривают дробное восприятие окружающего мира, а интегрированные занятия способствуют целостности усвоения материала, формируют умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

– за счет смены видов деятельности, интегрированные занятия предотвращают интенсификацию воспитательно-образовательного процесса, препятствуют перенапряжению, перегрузке детей. Все это является здоровьесберегающим компонентом.

– время, высвободившееся при объединении занятий, педагог может использовать для свободной деятельности детей, в том числе и двигательной.

Интеграция и оздоровление – это две важные составляющие организации воспитательно-образовательного процесса в нашем учреждении, которые составляют единую интегральную модель здоровьесберегающей деятельности. На сегодняшний день интегральная модель здоровьесберегающей деятельности представляет собой взаимосвязанные между собой сферы и предусматривает тесное взаимодействие и объединение усилий всех сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы. (Приложение 2)

Обеспечивая условия здоровьесбережения детей, мы не забываем и о здоровье педагогов, так как считаем, что только здоровый педагог может воспитать здорового ребенка. Данным вопросом мы заинтересовались в 2007 году и провели исследования заболеваемости сотрудников. Заболеваемость педагогов возросла в 2 раза по сравнению с 2006 годом. Анализ полученных данных показал, что наиболее частыми заболеваниями сотрудников являются гипертония, нарушение желудочно-кишечного тракта и ОРЗ, вызванная нервными напряжениями и эмоциональным выгоранием педагогов. Для решения данной проблемы в нашем детском саду педагогом-психологом регулярно проводятся психологические тренинги, релаксационные комплексы, а также организована “Гимнастика для дам”. Это комплексы физических упражнений под музыкальное сопровождение для обеспечения двигательной активности сотрудников и снятия нервного напряжения. В ДОУ создан клуб по интересам “О здоровье всерьез”, на котором рассматриваются вопросы сохранения физического и психологического здоровья. По желанию сотрудников профессиональным массажистом осуществляются различные виды массажа: воротниковый, общий, массаж стоп, что несомненно положительно влияет на состояние здоровья педагогов.

Педагоги учреждения активно делятся накопленным опытом организации работы по оздоровлению детей с коллегами других образовательных учреждений района в форме организации и проведения на базе ДОУ семинара, выступление на районном форуме со стендовым докладом, презентация оздоровительной направленности на совещании руководителей.

Высокое качество воспитательно-образовательной деятельности педагогов детского сада в сочетании с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет добиваться хороших результатов. Подтверждением этому является рост за 2008 год среднего показателя выполнения детьми основных разделов образовательной программы на среднем и высоком уровне с 88,5% до 89,5%. Эти результаты мы считаем своеобразным подтверждением планомерной работы всего коллектива в направлении оздоровления детей.