Программа "Красота своими руками"

Разделы: Работа с дошкольниками


Любовь к природе рождает любовь ко всему прекрасному, пробуждает в человеке глубокие раздумья, наполненные проникновением в мир чудесной мечты, в мир, где стирается грань между мечтой и действительностью.

Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами – совершенством формы, разнообразием и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.

Стремление передать образы природы в рисунке, лепке, аппликации приводят к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами, появляются новые темы.

“Природа всегда полна жизни, полна интереса; всякий дидактический материал мертв и нужно большое искусство со стороны педагога, чтобы оживить его и поддержать в ребенке интерес к нему ” Е.А. Аркин.

Меня очень заинтересовал один из путей приобщения детей к природе, путь на котором дети учатся видеть природу через “скрытые” возможности, через “скрытую” красоту – аппликация из природного материала, а именно из соломки и бересты. Аппликация из соломки очень привлекательна, красива. С соломкой приятно работать: она золотая, гладкая, гибкая, пахучая, а в сочетании с берестой они дают большой простор для творческого развития ребенка, способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствовании координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Работа требует от ребенка ловких действий и если в начале действия руки неточные, то в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это очень важно для подготовки руки к письму.

В.А.Сухомлинский писал: “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

Важным направлением данной работы, обеспечивающим эффективное развитие творческих способностей детей, является интеграция. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей, включает знакомство со всеми видами искусства.

При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда выступают в роли стержневых, основополагающих. В качестве базовых составляющих чаще выступают произведения искусства, детская художественная литература, устное народное творчество, природа и музыка.

Программа создана на основании собственного опыта и личного опыта воспитанников с учётом возрастных возможностей детей и их умений.

Она направлена на художественно- эстетическое развитие ребёнка.

Цель программы: способствовать формированию художественно- творческих способностей, передавать и накапливать опыт эстетического отношения к миру, формировать экологическую культуру ребёнка, воспитывать духовно богатую личность развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое чувство, воспитывать трудолюбие, умение любоваться своими работами.

Задачи программы:

  • развивать ощущение, восприятие, обогащать сенсорный опыт детей;
  • развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • формировать эстетические чувства: чувства цвета, формы, композиции;
  • осваивать технологические приёмы и способы обработки данного материала;
  • передавать выразительность образа;
  • использовать материал аккуратно и экономно;
  • формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
  • побуждать к творчеству и самостоятельности.

Организация и содержание работы.

Кружковая работа организуется по перспективному плану, составленному к началу учебного года. Работа рассчитана на 1 год обучения детей подготовительной к школе группы.

Занятия проводятся – два раза в неделю по 30 минут в определенные дни. Оптимальное количество - 10 детей, чтобы педагог смог оказать индивидуальную помощь каждому ребёнку.

Воспитатель следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места, хранением законченных и незавершенных работ, пособий и материала. Материал, необходимый для работы, хранится в определенном месте.

Солома – очень своеобразный и не всегда безопасный материал, поэтому дети, занимаясь работой с соломкой, должны находиться под контролем взрослого и соблюдать элементарную технику безопасности.

Перед началом работы необходимо повторить правила работы с ножницами и соломкой: чтобы ровно отрезать часть соломинки ее надо взять в левую руку, а ножницы в правую и обязательно отвернуть их от себя; резать надо не концом ножниц, соломинку следует вставить поглубже в раскрытые ножницы; держать соломинку и ножницы следует подальше от лица, т.к. от соломинки могут отскочить колючие кусочки. Дети должны усваивать последовательную логику выполнения заданий на основе приобретенных знаний и умений, полученная ими информация должна быть строго дозированной.

Тематический план работы кружка составляется руководителем на год.

Организация предметно-развивающей среды

Основными материалами для работы служат: плоские ленты соломки, сделанные из соломенных трубочек, тонкая береста (распаренная в горячей воде), калька, простой карандаш, образцы, клей ПВА, кисти клеевые, ножницы, салфетки.

Для основы берут темный фон: картон, бархатная бумага, используют также ткань, натянутую на подрамник или лист фанеры, фоном может служить окрашенный спил дерева.

Рабочий стол застелить клеенкой, с правой стороны на край стола поставить подставку с карандашом и кисточкой, положить рядом ножницы, салфетку, кальку, поставить клей, разложить соломку и бересту.

Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что взрослый делает вместе с детьми свою аппликацию, на которую ребята ориентируются как на образец.

Методика организации работы детей с соломкой и берестой.

Вся работа опирается на принцип дидактики: от простого к сложному. Важное значение приобретает многократность действий.

Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи). Ведущим практическим методом обучения является упражнение, т. е. многократное повторение практических действий, что формирует у них разнообразные практические умения.

Важное значение для повышения активности ребят на занятиях имеют такие игровые приёмы, как внезапное появление объектов, игрушек, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации.

Использование словесных методов и приёмов таких как: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала, а так же вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка - позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути её решения.

Изготовлению аппликаций из соломки и бересты предшествует подготовительная работа. Проводятся экскурсии на природу (в лес, в поле, на огород, в парк и т.д.), где учат детей видеть неповторимую красоту природы, любить ее, бережно относиться к ней. Воспитатель напоминает детям, что для аппликации из бересты используется кора высохших или срубленных берез. Проводится сбор бересты.

В ходе проводимых предварительных бесед воспитатель создает ситуации, захватывающие детей, используя при этом игровые приемы; устное народное творчество, произведения художественной литературы, музыкальные произведения.

Заинтересовав детей предстоящей работой, взрослый предлагает рассмотреть рисунок, учит делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом. После успешного освоения способа изготовления аппликации по образцу можно перейти к работе с использованием рисунка или картинки, создавая сюжет. Это более сложный этап работы. Использование данного приема в работе с детьми способствует формированию представлений, совершенствованию. Дети вычленяют составные части, устанавливают последовательность работы, мысленно планируя ее ход.

На занятиях дети могут выполнять коллективные композиции. Особое удовлетворение на таких занятиях доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуальная работа.

В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем, а по завершению работы ребята радуются результатам совместной деятельности.

Технология работы с соломкой. Соломка – это полый внутри стебель, легко обрабатываемый материал. Заготовку производят после созревания растений, когда солома приобретает золотистый оттенок. У каждой соломины отрезают ножницами колос или метёлку, удаляют покровные листья, а затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют, разделив их на три части с учётом длины и толщины. Чтобы часть соломин приобрела равномерную и насыщенную золотистую окраску, их выдерживают примерно два – три дня на солнце. Это единственный способ окрашивания соломы, с которым медлить нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца. Если соломка при обработке ломается, её необходимо запарить. Для этого подбирают круглые, ровные стебли и кладут их в таз, так чтобы они не сгибались и не ломались, и заливают кипятком. Затем посуду с запаренной в ней соломой закрывают крышкой и оставляют на несколько часов. После такой обработки соломка становиться эластичной, прочной и легко сгибается и плетётся. Для выполнения плоских аппликационных работ необходимо из соломенных трубочек сделать плоские ленты. Соломенные ленты можно получить двумя способами: горячим и холодным. Трубочки из соломки нужно осторожно разрезать вдоль стебля маленькими ножницами или острым концом ножа, затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливые.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен: ленты, полученные таким способом, приобретают ещё большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Тонировка соломы. Естественный цвет соломки имеет различные оттенки: желтоватый, зеленоватый, сероватый, сиреневый, розоватый и другие.

Коричневые и тёмно-коричневые оттенки соломы получаются в результате выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания её в отбеливатель (персоль), кипячение соломы в растворе питьевой соды придаёт ей жёлто-золотистый, а в марганцовокислом калии бурый оттенок. Для окраски соломы в яркие тона – красный, синий и другие применяют анилиновые красители, которыми красят ткани. Цветными лаками покрывают солому после проглаживания её утюгом.

Процесс выполнения аппликации из соломки делится на следующие этапы: выбор эскиза, перенос каждой отдельной детали на тонкую просвечивающую бумагу, подбор материала по цвету, с учётом направления полос соломки, наклеивание соломки на бумагу по рисунку. Клеем ПВА смазывают бумагу, на которую затем накладывают полоски соломки в направлении, предусмотренном эскизом, полоски тщательно подгоняют, чтобы между ними не было просветов. Концы полосок должны выходить за контурные линии. Так подготавливают все фрагменты рисунка. Потом поворачивают заготовку на изнаночную сторону и по контурной линии обрезают ножницами лишнюю бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными. Наклеивание на фон с учётом композиции, выполнение необходимой отделки, сушка под грузом, где она просыхает. К готовому изделию с изнаночной стороны приклеивают петельку для подвешивания или оформляют в рамку.

Аппликации из берёсты. Берёста – прабабушка бумаги и по своим качествам во многом напоминает бумагу. Она хорошо режется, склеивается, плетется и на ней можно рисовать, выполнять аппликационные работы.

Собирают бересту ранним летом, когда заканчивается движение сока в дереве, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены.Есть несколько примет для начала заготовления бересты: когда загремит первый гром; когда только появиться комары; когда листья на березе станут с пятачок.

Известно два способа снятия бересты: скалиной (пластом), спиралью (длинной лентой)

Береста легко расслаивается и поддается обработке, особенно если поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, тогда она будет ровной. От тепла и солнца она теряет гибкость и скручивается. Это свойство бересты можно использовать для создания некоторых игрушек.

Все изделия из бересты можно разделить на две группы: плоскостные (рисунки, резьба, выжигание, аппликация), объемные (изделия из целого куска коры и плетение).

На изготовление аппликации идет тонкая береста. Обычно используют бересту разного цвета и оттенков.

Технология выполнения аппликации такая же, как и при работе с соломкой: выбор эскиза; изготовление деталей; составление композиции на фоне; закрепление композиции с помощью клея ПВА на фоне; сушка под грузом.

Комбинированная аппликация из соломки и бересты. Аппликация, составленная из данных материалов, смотрится необычно и красиво. Она развивает творческое воображение детей, мышление, помогает овладеть композиционными умениями построения сюжета, придает выразительность сказочным образам через передачу характерной формы, подбора цвета, материала.

Технология комбинированной аппликации (соломка и береста): выбор эскиза; выбор материала, из которого будут сделаны детали эскиза (соломка, береста); подбор материала по цвету; перенос каждой отдельной детали эскиза на тонкую просвечивающую бумагу; изготовление деталей; подготовленную деталь ножницами обрезают по контуру с изнаночной стороны; наклеивание деталей на готовый силуэт клеем ПВА; составление композиции на фоне; закрепление композиции с помощью клея ПВА на фоне; сушка под грузом.

Аппликация, выполненная из соломки и берёсты, может иметь изображение:

  • сплошное (все изображение заполняется соломкой или берестой);
  • контурное (изображение выкладывается соломкой или берестой по контуру);
  • смешанное изображение аппликации из соломки или бересты (сочетание тонкого ажурного контура и сплошного заполнения).

Аппликации могут быть нескольких видов: предметные; декоративные; сюжетные.

  • Предметные – это наиболее простая аппликация, которая используется при передаче несложных изображений, она носит силуэтный характер, развивает умение видеть и передавать форму изображения, соотношение высоты и ширины, сходство и различие изображений, близких по форме, правильно определять на глаз пропорции.
  • Декоративные – способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Декоративная аппликация зависит не столько от умений, вкуса, фантазии, но и от подбора образов декоративного искусства.
  • Сюжетные аппликации – они могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.

Создавая сюжет, следует помнить о цветовом сочетании расположенных рядом изображений. Площадь и цвет фона влияют на цвет аппликации.

Сюжетная аппликация, где наряду с крупными деталями много мелких, наклеивается в несколько приемов. Груз накладывают также в несколько приёмов, по мере наклеивания деталей, и не снимают до полного завершения работы.

Организация выставок: Выставки детей имеют большое воспитательное значение. Выставки могут быть приурочены к праздничным датам, сезонным изменениям, они могут быть постоянными и однодневными, отчетными по итогам учебного года.

Каждая работа должна быть подписана, аккуратно вывешена. Желательно, чтобы в обсуждении принимали активное участие дети. Постоянная выставка может проводиться в группе, где создаются композиции, автор сам вывешивает свои работы в отведенное для него место. По итогам года приглашаются педагоги, родители, которые могут оставить в книге отзывов мнения о выставке, пожелания на будущее.

Ожидаемые результаты.

В работе кружка необходимо поддерживать у детей радость открытия, ощущение новизны. При использовании данной программы важно творчески подойти к ведению занятий с учетом конкретных условий. Каждое занятие должно быть тщательно продумано, логически построено согласно плану и поставленным целям.

В результате работы ребенок подготовительной к школе группе : имеет представление о назначении декоративно-оформительного искусства, его особенностях. Имеет навыки оформления поздравительных открыток, составление букетов, оформление выставок своих работ; в изображении предметного мира добивается определенного сходства с реальным объектом. При изображении сказочных образов умеет передавать признаки необычности, сказочности; в сюжетном изображении – умеет выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя композицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов; в декоративной деятельности – создавать нарядные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера; использовать разнообразные материалы: бумагу разного качества, ткань, спилы, соломку, бересту; последовательно работать над сюжетной аппликацией; планировать свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве.

Уровни освоения программы. Уровни усвоения программы оцениваются по 10 бальной системе. Низкий (от 1 до 3 баллов). Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, замечает характерные признаки предметов, может образно высказывать свои суждения по поводу воспринятого. Владеет техническими навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Средний (от 4 до 6 баллов) Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Может самостоятельно и целенаправленно соотносить воспринятое со своим опытом. Общается по поводу воспринятого со сверстниками и взрослыми. Использует в собственной деятельности навыки и умения для создания образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. Высокий (от 7 до 10 баллов). Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общения с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит характерные и индивидуальные признаки предметов. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности.

Планирует свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве.

Методические рекомендации. Данная программа может быть полезна и интересна для педагогов дошкольного образования и руководителей кружков в качестве учебного пособия по разделу “Работа с природными материалами”. Занятия помогут познакомить детей с историей развития соломенного ремесла, аппликацией из соломки и берёсты. Подарят им радость творчества, научат преодолевать трудности, поможет развить интерес к народному искусству. Задача взрослого постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранять увлечённость ребят любимым делом. Важно подбирать задания в соответствии с возрастом детей и сообщать только ту информацию, которая будет полезна для их творческой работы.

По сложности материал ориентирован на дошкольников и младших школьников, в программе подробно рассматривается технология изготовления аппликации из соломки и берёсты, предложены перспективный план и конспекты занятий.