"Чье это дело – война?" (Урок–размышление на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы)

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


Программа:
1) Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М.., «Просвещение», 1992.;
2) Программа литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.

Дополнительное время, необходимое на внеклассную работу с учащимися по данному проекту: не менее 10 часов внеклассной работы на подготовку выразительного чтения отрывков из художественных произведений (индивидуальная работа с каждым чтецом)

Задачи урока:

обучающие: соотнесение понятий «война» и «мир», жизненная правда и художественный вымысел, работа по решению проблемы выбора между чувством и долгом, великая сила художественного слова; приемы создания художественного текста о войне.

развивающие: понятия о разных жанровых формах произведений о войне, особый, личный взгляд на события автора и читателя; развитие навыков художественного чтения наизусть и выразительного чтения с листа, эвристическая беседа - первый опыт проникновения в художественное пространство литературного произведения: что важнее: форма или содержание.

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, верности долгу, чести, слову, другу, сыновней привязанности к родному краю, понятие права выбора: жизнь или смерть, цена жизни и смерти, «недетское лицо войны», чье это дело – война?

Функции учителя во время хода урока:

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новыми для них произведениями о войне, вспомнить некоторые уже известные им литературные тексты на ту же тему, обобщить изучение.
  2. Учить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков во взаимосвязи с особенностями (обстоятельствами).
  3. Учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия вместе с писателями искать на них ответы, пытаться осознать неразрывную связь времен.
  4. Показать учащимся переходящую ценность произведений художественного слова о войне, созданных писателями разных эпох.

Домашнее задание:

  1. Работа над речевыми ошибками в сочинении (окончить)
  2. Написать мини-сочинение на тему: «Самый интересный эпизод открытого урока» (Что особенно понравилось в ходе урока и объяснить почему).

Оборудование урока:

  1. Литературные тексты (персонально нескольким учащимся – по выбору учащихся и учителя). Историческая повесть «На поле Куликовом» (Г.П. Шторм)
  2. Летописная повесть «Задонщина»
  3. Отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (главы по теме: «Образ Пети Ростова.»)
  4. Рассказ «…..» (М.А. Шолохов)
  5. Стихотворение «Рассказ танкиста» (А.Т. Твардовский)
  6. Стихотворение «Варвары» (Мусса Джамиль)
  7. Книга А.В. Митяева «Шестой неполный» (Рассказ «Гвардии медвежонок»)
  8. Рассказ «Судьба человека» (М.А. Шолохов)
  9. Повесть «Кочевала тучка золотая» (А. Приставкин)
  10. Стихотворение «Хотят ли русские войны»
  11. Былина «Добрыня Никитич и Алеша Попович»
  12. Стихотворение К. Симонова «Жди меня»
  13. Повесть В, Богомолова «Иван»

Оборудование урока (продолжение)

  1. Видеофильм «Иваново детство» (по мотивам повести В.О. Богомолова «Иван»; режиссер А. Тарковский, киностудия «Мосфильм», 1962 г.)
  2. Видеофильм (любительская съемка из семейного архива) о принятии военной присяги курсантами высшего военного училища связи (г. Санкт-Петербург)
  3. Стенд с фотографиями знакомых, родных и близких людей учащихся, которым удалось испытать тяготы военного времени в разные годы
  4. Рисунки учащихся на тему: «Дети и война»
  5. Сочинения учащихся на тему: «Чьё это дело – война?»
  6. Аудиозапись песни Д. Тухманова на слова В. Харитонова «День Победы» (исп. Л. Лещенко)
  7. Зажжена свеча на столе в продолжении всего урока как символ памяти.

Замечания к уроку:

  1. Учащиеся получили задание познакомиться самостоятельно с произведениями литературы о войне, стихотворными и прозаическими (по выбору учащихся)
  2. Выучить наизусть стихотворение о войне (по выбору учащихся) – для отбора к обзорному уроку
  3. Написать сочинение на тему : «Чьё это дело – война?» (На подготовку к сочинению отводится один урок - предварительно)
  4. Выполнить рисунки на тему: «Дети и война» (для отбора на вернисаж обзорного урока)
  5. Просмотр в классе и обсуждение (отдельно два урока) к/ф «Иваново детство» (режиссер А. Тарковский, киностудия «Мосфильм», 1962 г.)
  6. Заранее готовятся к выразительному чтению отдельные учащиеся (по выбору учителя)
  7. Отрывки из сочинений отбирает учитель, зачитывают на уроке учащиеся
  8. Отрывки из произведений используемые на уроке, подобраны из художественных текстов, в основном изучаемых по программе соответствующего курса
  9. Урок строится как урок-размышление учителя и учеников, как обмен мнениями: писатель – ученик – учитель
  10. Эта форма урока может быть использована в классе любого уровня. Предварительная подготовка (сроки, объем материала, выбор учащихся) зависит от уровня учеников. В сильном классе подобные уроки могут быть регулярными
  11. Материалы урока разнородны поэтому их нужно как следует изучить, систематизировать, ограничить временными рамками
  12. Каждый этап урока сопровождает занятие для всего класса (вопросы, на которые нужно ответить или другие по выбору учителя).

Записи на школьной доске:

Эпиграфы к уроку:

«Спасение человека в руках самого человека»
Андре Моруа
Французский писатель
(1885 - 1967)

«Слово – это… внешняя одежда;
Мысль – это тело, скрывающееся под одеждой»
Федор Михайлович Достоевский
(1821 - 1881)

Словарь:

Война – 1. Борьба, враждебное отношение с кем – чем – либо;
2. Вооруженная борьба между народами или государствами.

Варвар – 1. Пренебрежительное название чужеземцев (у древних греков)
2. Невежественный, грубый, жестокий человек (фашистские варвары)

Застреха – Нижний, свисающий край крыши; брус поддерживающий нижний край крыши (гнездо под застрехой)

Ротонда – 1. Круглое или полукруглое здание с куполом небольшого размера
2. Верхняя одежда без рукавов в виде накидки

Маркитант – торговец съестными припасами, напитками, мелкими товарами при армии в походе

Ход урока:

Слово учителя: (зажигает свечу объясняя значение этого символа)
Пламя свечи – с давних времен является символом вечной памяти – святой, светлой памяти…

1. Пусть наш открытый урок сегодня будет посвящен светлой памяти тех, кто прошел испытание войной, с честью, не уронив своего человеческого достоинства, в какое бы сложное время они не жили. Пусть наше размышление на тему: «Чье это дело – война?», станет выражение нашей благодарности всем им, когда то воевавшими и воюющими сегодня защитникам нашего отечества.

2. Вот здесь, на этих маленьких стендах – фотографии наших героев, наших с вами знакомых, родных и близких людей. Это именно о них или о таких, как они, наш разговор сегодня на уроке, наши размышления, к которым мы присоединяем и ваши рисунки на тему: «Дети и война», ведь в них - тоже ваши мысли о том, что такое «война» и каково было детям во время войны. На эту тему в нашей литературе много замечательных произведений. Давайте представим, что некоторые писатели сегодня «примут участие» в нашей беседе, а мы «выслушаем» их мнения и обсудим, и постараемся ответить на заданный темой урока вопрос. Очень полезен будет вам вот этот словарь, толковый, к которому можно будет самостоятельно обратится по ходу урока (запись на доске).

3. А теперь давайте обратим свое внимание на эпиграфы к уроку, их два (зачитать вслух).
Попробуйте объяснить, как вы поняли смысл этих высказываний? (вопрос к учащимся)

(1. Чтобы не погибнуть в результате войн, третьей мировой войны все люди планеты Земля должны заранее задуматься над тем, что это, увы, возможно. Задуматься, открыто заявить о своем протесте против подобной участи. А за словами должны последовать конкретные дела: все споры нужно разрешать только мирным путем.
2. Главное – в том, что кроется за словами, их смысл. Это очень важно понимать, когда сам что то говоришь и когда читаешь книги).

Давайте же попробуем прислушаться к словам некоторых русских писателей писавших о войне. Может быть их слова отзовутся в наших сердцах…

4. Послушаем фрагмент из исторической повести «На поле Куликовом» (Г.П. Шторма, историка, философа, писателя) Вопрос к учащимся (и т. д,)

В каких словах выражено отношение к происходящим событиям? Как вы поняли смысл этих слов? (В войне нет победителей)

5. Отрывок из летописной повести «Задоницина»
- За что просит прощение князь?
- На что просит он благословения?
- Что значат эти слова?
(Не прощения просить нужно, а так поступать, чтобы не пришлось просить его. Войне – нет и не будет конца).

6. Отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Слово учителя о Пете Ростове (Кратко об образе Пети, о значении этого героя в романе)
I. Как автор подчеркивает нетерпение юного гусара поскорее ринуться «туда, где оге нет»? Для чего так необходимо мальчику участие в боевых действиях? Почему Петя покраснел, когда подарил свой ножик офицеру?
II. Что означают слова «звуки, похожие на лай собаки»? Почему в этот момент офицеры постарались не смотреть на Давыдова?
(Петя – слишком молод: он еще обожает сладости, как любой ребенок. Он рвется в бой, чтобы «совершить подвиг» и прославиться, не понимая истинных опасностей войны. Он забывает об опасности и стремится в самое пекло – и погибает, обрекая своих близких и друзей на вечную боль).

7. Отрывок из романа М.А. Шолохова «Нахаленок»
- Какими словами писатель старается подчеркнуть горе Мишки? Зачем так натурально нужно было описывать подробности того, что увидел мальчик в повозке?
- Что сделал Мишка потом, в самом конце рассказа?

8. «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовский
- В каких произведениях рассказывается о настоящих геройский поступках детей во время войны?

9. Просмотр к/ф (весь фильм – заранее) режиссера А.Тарковского (по рассказу «Иван» В. Богомолова); на этом уроке - фрагмент о том, как Иван на войне играет в войну, представляя себя мстителем за погибших.
- Как режиссер подчеркивает мысль о том, что на войне, во время войны дети быстро взрослеют?
(На вид ему, Ивану, более 10 – 12 лет… )

10. Ученик читает отрывок из своего сочинения (о «взрослых детях» войны).

11. Ученица читает отрывок из былины «Добрыня Никитич и Алеша Попович» (о расставании сына и матери, мужа и жены). Слово учителя (кратко о том, что уход на поле битвы – это во все времена почетное дело, но материи жены чаще оставались безутешны в горе, если любимые не возвращались).
- Как об этом сказано в былине?
(Мать сыном гордится и печалится одновременно, жена – обещает ждать, а ведь это так важно для воина – чтобы его ждали и верили…).

12. «Жди меня…» К. Симонов.
Другое время, другие люди, но любовь, выраженная через ожидание, всегда «творила чудеса» …
- Вы согласны с этой мыслью К. Симонова?

13. Ученица читает отрывок из своего сочинения (о варварстве фашистов, занимавших города и села)

14. «Варварство» Мусса Джамиль
- Как поет говорит об ужасе случившегося? Какими словами он показывает, что содеянное фашистами противоестественно: (сама природа протестует, ужасается, содрогается, плачет, скорбит, негодует, гневно осуждает… и «сохраняет следы» преступления: поваленный грозой дуб, немой свидетель, он также будто расстрелян).

15. Ученица читает отрывок из своего сочинения (о том, что не все «враги» - варвары)

16. Не окаменело и сердце русского солдата. Помните, какими нежными, добрыми словами описывает А.В. Митяев в своей книге «Шестой – неполный» настоящую дружбу летчика Петра Алексеева и «гвардии медвежонка» Михаила Топтыгина?

17. Рассказ «Судьба человека» М.А. Шолохов
- Почему герой рассказа М.А. Шолохова решил усыновить Ванюшу? Какие, для выражения этой необходимости, найдены слова?
(Вместе и горе по плечу; старший и младший будут оберегать друг друга, любить – значит жизнь продолжиться).

18. Тема беспризорничества стала центральной в повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Слово Учителя (Кратко о сюжете произведения, о судьбах беспризорников в годы войны, о детских домах – на Кавказе, в то время как кавказские народности выступили на стороне немецких захватчиков… Но детям всегда был нужен мир, пусть даже такой, голодный и беспризорный, который сполна познали братья Кузьмеными, близнецы, герои повести. Колька прячется в кукурузном поле от чеченцев, разоривших только что русский поселок. И вдруг он понимает, что отстал от «своих», брата Сашки в том числе, с которыми они намеривались осуществить побег из колонии. Он возвращается в поселок и видит распятого на изгороди Сашку. Картина потрясает ужасными подробностями злодеяния). Как это можно назвать?
- Варварство!
- Что испытывает ребенок, потеряв самое дорогое в своей жизни – родную душу, душу брата кровного? Страх? Ненависть? Злобу? Желание мести? – Нет! – Что же?
Ученики читают отрывок из повести.
(Потеряв брата, Колька испытывает одиночество и рассуждает о всеобщем братстве).

1. «До свидания, мальчики!» Булат Окуджава
(Читает ученица)
Рассказ о дедушке, о его наградах, о светлой памяти о нем в семье….
(Девочка называет ордена и медали своего дедушки, прадедушки, одноклассникам).

2. Ученик читает стихотворение «Хотят ли русские войны?»

3. Учащиеся зачитывают отрывки из своих сочинений с призывами ко всем людям Земли. В них надежда наших детей на то, что их слово тоже отзовется в сердцах взрослых, от которых по-прежнему все еще зависит судьба человечества

4. Звучит песня «День Победы» в исполнении Л. Лещенко (аудиозапись) Д. Тухманов – В. Харитонов

5. В это время на экране кадры видеофильма (из семейного архива ученика) о принятии присяги курсантами военного училища в Санкт-Петербурге, среди них – родной старший брат ученика.

Домашнее задание: подготовить выставку военных реликвий (из домашних собраний, архивов), фотографий военной поры и собственных рисунков на военную тематику.

Приложение