Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме "Маленькие герои большой войны" (по повести В.Богомолова "Иван")

Разделы: Литература


Эпиграф
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Б.Окуждава.

Цели: приобщение к чтению, развитие монологической и письменной речи учащихся; воспитание патриотизма, нравственных ценностей.

Оснащение: выставка книг о Великой Отечественной войне, фотоиллюстрации военного корреспондента М.Савина на тему «Война глазами детей»; портреты пионеров – героев. Рисунки учащихся к повести «Иван».

Ход урока:

1. Урок начинается с прослушивания «Песни о маленьком трубаче» С.Никитина, С. Крылова.
1) - Понравилась ли вам песня? Чем?
- Как вы думаете, для чего в армии нужны были трубачи? Насколько важна их роль в бою?
- Как вы считаете, ребята, почему песня не просто о трубаче, а именно о маленьком трубаче?

2) До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем любовь к Родине и ненависть  к   врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее. Маленькие герои большой войны. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Все дети того времени были членами Всесоюзной пионерской организации, поэтому маленькие участники страшной войны вошли в историю как пионеры-герои.

 - Кого из пионеров-героев вы знаете?
Выступления учащихся с рассказами о пионерах-героях Марате Казее, Зине Портновой, Ване Казаченко.

3) Обратите внимание на фотографии, сделанные военным корреспондентом М.Савиным в период войны.
- Что поражает нас в этих снимках?
Автор этих работ хотел показать противоестественность происходящего: дети должны играть, смеяться, радоваться, их глаза должны излучать свет, радость и любовь. Но в глазах этих детей ужас, страх, ненависть. По чьему-то желанию, у них отняли детство, их заставили сразу стать взрослыми. «Так не должно быть!» - убеждает нас корреспондент. «Так не должно быть!» - вторит ему автор повести «Иван» В.Богомолов.

 2. Работа по повести В.Богомолова «Иван».
1) - Расскажите, кто такой Иван, главный герой повести.
(Ивана Буслов (это настоящая фамилия мальчика) родом из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить.)

 - Каким мы его видим при первой встрече? Найдите в тексте и зачитайте слова, характеризующие Ивана.

 («Он подошел, рассматривая меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое; темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь». «Грязная рубашонка до бедер и узкие короткие порты на нем были старенькие, холщовые, как я определил, деревенского пошива и чуть ли не домотканые; говорил же он правильно, заметно акая, как говорят в основном москвичи и белорусы; судя по говору, он был уроженцем города. Он стоял передо мной, поглядывая исподлобья настороженно и отчужденно, тихо шмыгая носом, и весь дрожал». «Он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти-одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать». «Вид у него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, говорил же со мной уверенно и даже властно: он не просил, а требовал. Угрюмый, не по-детски сосредоточенный и настороженный, он производил весьма странное впечатление».)

 2) - Почему мальчик так ведет себя?
- Действительно ли он добывает важные, нужные сведения?
(То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся.)
- Как к нему относятся другие герои повести? Приведите примеры.
- Как вы считаете, почему автор дает своему герою имя Иван?

3) - Назовите эпизоды, где Иван показан обыкновенным мальчишкой.
(Приехавший Иван дружелюбен и разговорчив. Ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, играет с нею.)
- Мы видим мальчишку, и вдруг глаза его вспыхивают лютой, недетской ненавистью. Почему? Как называется такой художественный прием? Для чего его использует автор?
(Автор использует антитезу, чтобы показать, как война убивает все детское в детях. Герой повести Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…»).

 4) - Какой эпизод, на ваш взгляд, самый напряженный? Перескажите его.
(Последняя операция, когда мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров.)
- Как автору удается держать нас в напряжении?

 5) - Конец повести был для вас неожиданным? Почему?
- Как вы считаете, почему погиб Иван?
- Почему автор не придумал счастливого конца?
(Эта повесть не могла закончиться счастливо, потому что Иван жил одной лишь местью. По сути, он был уже убит тогда, когда убили всех его близких.)

6) - Прочитаем найденный Гальцевым документ, который рассказывает о последних днях Ивана. В чем вы видите антитезу?
(Взрослый мужчина перешел на сторону врага, оберегая себя, за 100 марок выдал мальчишку, который внешне был много слабее и беззащитнее его. Но духовная сила мальчика оказалась неизмеримо больше.)

3. Чтение отзывов о повести «Иван», написанных учениками к уроку.

4. Сегодня мы с вами говорили о героях реальных и вымышленных. Всех их сближает одно – короткая трагическая судьба, жизнь, отданная Родине. Думается, что наш сегодняшний урок наглядно показал, почему нашу страну победить невозможно.

В конце урока всем учащимся раздаются буклеты «Что читать о Великой Отечественной войне».

В подготовке к уроку использованы материалы сайта:
Пионеры-герои. http://pages.marsu.ru/iac/resurs/istory/foto/page_01.html

Приложение