Цели:
а) Способствовать формированию и проявлению одного из основных нравственных качеств - милосердия.
б) Развивать коммуникативные и креативные способности учащихся.
в) Содействовать развитию их умений и навыков в поиске и передаче информации.
Оформление, оборудование, инвентарь:
Заголовок; цитаты; эпиграф на листах ватмана; видеофрагменты из к/ф «Они сражались за родину»; карточки с вопросами; кассеты с аудиозаписью классической музыки.
Ход классного часа
Ведущий 1. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня за нашим круглым столом мы поговорим на очень важную, интересную и актуальную для каждого из вас тему. Поговорим о милосердии. Тема нашего разговора «Слияние чувства и поступка» Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
Уже в 1 веке до н. э. римский философ Сенека утверждал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»
Ведущий 2. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи к «братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.
Ученица читает стихотворение Асадова.
В жизни по разному можно жить
В горе можно и в радости
Вовремя есть. Вовремя спать.
Вовремя делать гадости
А можно и так: на рассвете вставать
И помышляя о чуде
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
Ведущий 2. Ребята, как вы понимаете слово милосердие? Ответы детей.
Ведущий 2. Какие нравственные критерии включает в себя понятие милосердие? Ответы детей (добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память и т. д.)
Ведущий 2. Какие нравственные понятия не относятся к милосердию?
Ответы детей (равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово).
Ведущий 2. Никогда не забывайте о добром слове для другого. Ведь это так важно - увидеть положительные качества у любого человека и, главное, найти добрые слова, чтобы сказать ему об этом.
Словом можно убить,Дети исполняют песню Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты». Звучит музыка В.А. Моцарта.
Словом можно спасти,
Словом моно полки
За собой повести.
Ведущий 1. Ребята, вы слышите эту музыку. Это произведение Вольфганга Амадея
Моцарта. Ученица читает рассказ К. Паустовского «Старый повар».
Описанный эпизод из жизни композитора раскрывает его благородство, доброту, милосердие, проявленные к старику, умирающему человеку.
Ведущий 2. Итак, милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие - традиционная
черта Россиян. Вернемся на столетие назад. Ученица читает стихотворение Н. Некрасова «Добрая память»
Ведущий 2. Вот некоторые факторы и цифры расходов на дела милосердные в 1890-
1894г. Ученик: - в Санкт-Петербурге- 1981327рублей;
- в Москве - 1813060 рублей;
- в Одессе - 709863 рубля;
- в Риге - 504556 рублей;
Ведущий 2. Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже: Ученик: 7-9 рублей - стоила корова; 3-5 рублей — костюм тройка;
25-40 рублей в месяц зарплата квалифицированного рабочего. В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечителъств насчитывалось по всей России 3555.
Ведущий 2. А кто в наше время занимается благотворительностью? Какие благотворительные фонды вы знаете? Мы обращались к вам с просьбой приготовить такую информацию. Кто из вас готов познакомить нас с этими данными. Ответы детей. Международные благотворительные организации охватывают от нескольких десятков, до нескольких сотен стран, они оказывают помощь нуждающимся, жертвам стихийных бедствий. Крупнейший в мире миссионерский «Орден милосердия» (центр в г. Калькутта, Индия), основанный в 1950 году монахиней матерью Терезой. Рассказ учащихся о жизни и деятельности матери Терезы.
Российских благотворительных организаций несколько сотен. Например, «Российский благотворительный фонд ветеранов (пенсионеров) войны, труда и вооруженных сил», «Фонд помощи больным «Свет мой»», благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Сострадание и милосердие»; городские центы социальной помощи; региональные общественные организации оказывают помощь инвалидам, обездоленным, детям-сиротам, многодетным матерям, матерям-одиночкам и т.д.
В нашем городе благотворительную помощь оказывает благотворительный фонд «Прокопьевские угли». Это такие новогодние подарки детям в детских домах и интернатах. По линии социальной защиты из бюджета Кемеровской области для учащихся нашей школы бесплатно выделены спинодержатели; Городской женсо-вет проводит акцию: «Каждый школьник должен сидеть за партой», помогают детям из малообеспеченных семей собраться в школу.
Ведущий 1. Чувство милосердия, сострадания, наиболее ярко проявилось в тяжелое для нашей страны время, в годы тяжелых испытаний. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, особенно важны были взаимовыручка, помощь раненым (нельзя было, чтобы при виде раненного пройти мимо). Помогали, тащили на себе, подвозили. Ребята, в прошлом году мы много говорили о трагических годах войны, когда вся страна отмечала 60 - летие великой Победы. А сейчас давайте посмотрим фрагмент из известного фильма «Они сражались за Родину». Вопросы к детям:
- Какое впечатление произвел на вас этот фильм?
- Как вы думаете, что помогло девушке совершить этот подвиг?
- Как вы думаете, это был единичный случай?
Ведущий 2. И после войны у людей сохранилось чувство взаимопомощи. Люди делились всем. Тысячи детей оставшихся без родителей были усыновлены и удочерены. Люди были действительно милосердны друг к другу.
Есть счастье еще и когда в пути
Ты смотришь в беду, как зимою в реку,
На выручку кинуться человеку
Подставить плечо ему и спасти
Борясь, а не мудрствуя по-пустому
Всю душу и сердце вложив в строку
Я полон любви ко всему живому
К солнцу, к деревьям, к щенку любому,
К птице и к каждому лопуху!
Ведущий 1. Давайте вернемся к вопросу можно ли быть милосердным в нашей повседневной жизни. В некоторых кругах бытует мнение, что чувство милосердия ни к чему, нужно думать только о себе, о своем благополучии. Но мы с вами знаем, что способность ощущать печаль другого - одно из свойств человека.
Важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, оказываешь ее по собственной инициативе, а не по указанию взрослых. Стоит только внимательно посмотреть вокруг, как без труда можно приметить пожилого, плохо видящего человека с опаской пересекающего улицу, и прохожего, обращающегося к прохожим с просьбой объяснить, как найти нужный адрес. Таких ситуаций много. И не мало людей, которые охотно приходят на помощь. В этом проявляется предупредительность, отзывчивость человека.
Обратите внимание на карточки, они помогут вам ответить на этот вопрос. Вопросы и ответы детей:
- Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
- Стоит ли рассказывать о своих милосердных поступках и ждать за них благодарность?
- Есть ли, по вашему мнению, люди недостойные милосердия?
- Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?
- Легко ли вам проявлять милосердие, к кому-либо и в каких ситуациях?
- Приведите примеры из своей жизни, жизни друзей, родных, из литературы, из газет, телепередач.
Ведущий 1. Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходима простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
Исполнение песни «Доброгою добра»
Ведущий 2. Да, без милосердия невозможно в повседневной жизни. И если случается большая беда, люди проявляя милосердие показывают яркие примеры самопожертвования во имя жизни других людей. Давайте вспомним те трагические дни сентября 2004 года в Северной Осетии города Беслане. Рассказы учащихся. Трагедия в городе Беслане показала яркие примеры доброты, отзывчивости, способности людей жертвовать своей жизнью, спасая жизни других людей. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину три пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Ученица читает стихотворение.
Твори добро - Нет больше радости
И жизнью жертвуй. И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Постой! Остынь!
Поверь - действительно
Все станет на свои места.
Ты сильный,
Сильные не мстительны,
Оружие сильных - доброта.
Ведущий 1. Ребята, у меня есть предложение. Давайте зажжем свечи и послушаем очень хорошую песню. А пока звучит песня, глядя на пламя свечи, вспомним все то, о чем мы сегодня говорили. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого.
Ведущий 2. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.
Милосердие - это неразделенное слияние чувства и поступка. Будем же милосердны!