Занятия с детьми 4–6 лет в период адаптации к ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом песни;
  • закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);
  • закрепление пространственных представлений;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие речи, восприятия и воображения.

Материалы: Карлсон (игрушка или переодетый взрослый), паровозик, с привязанной к нему веревкой, скрепки желтого и синего цветов, обруч, мягкая игрушка или кукла, музыкальное сопровождение “Голубой вагон”, “Танец утят”.

Ход занятия

Приветствие.

Психолог говорит:

– Ребята, попробуйте угадать кто едет к нам в гости ?

Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует,
Смешной человечек кричать не привык,
Смешной человечек – большой озорник. (Карлсон)

Включается музыка (Голубой вагон). Раздается “гудок паровоза” и входит Карлсон, который везет Паровозик.

Карлсон обращается к детям:

– Здравствуйте, дети! Сейчас мы с вами поиграем! Кто хочет на моем паровозе прокатиться? А у вас есть билеты? Получите: девочки – желтые. Мальчики – синие. Дети выбирают себе билеты соответственно полу, самостоятельно или с помощью Карлсона и психолога прикрепляют себе на одежду.

Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и напевают песенку “Голубой вагон”.

– Вот мы и приехали на станцию “Танцевалия”! Вставайте в круг. Давайте потанцуем! (Танец утят). Психолог и Карлсон показывают движения, а дети повторяют за ними.

– Ура! Как вы здорово танцуете! Вам не надоели мои игры? Тогда нам нужно на следующую станцию “Каруселия”! Поехали! Психолог и Карлсон показывают карусель (обруч). Психолог и Карлсон предлагают подойти к “карусели”, взяться руками, рассказывают потешку и показывают движения, а дети за ними повторяют.

Еле-еле, еле-еле, Идут медленно.
Завертелись карусели. Идут быстрее.
А потом, потом, потом, Бегут.
Все бегом, бегом, бегом! Переходят на шаг.
Тише, тише, не спешите, останавливаются.
Карусель остановите! Берутся руками за голову и делают
Раз, два, раз, два, вращательные движения.
Закружилась голова.

Игра повторяется 2–3 раза. Направление каждый раз меняется на противоположное.

– Ребята, вы так весело, здорово играли, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть.

Дети выбирают себе игрушки и подходят к психологу и Карлсону. Психолог и Карлсон рассказывают потешку и показывают движения, а дети повторяют за ними.

Прыгай, прыгай веселей! Прыгают с игрушками в руках.
Прыгай, прыгай побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! Поднимают игрушка над головой
Приседают, ставят игрушку на пол.
И немного покружись! Вытягивают руки с игрушкой вперед и
Кружатся на месте.

Игра повторяется 2–3 раза.

Раздается “гудок паровоза”.

– Ребята, паровозик говорит, что нам пора возвращаться. Садитесь быстрее в вагончики. Поехали!

Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, дружно идут и напевают песню “Голубой вагон”.

Психолог и дети благодарят Карлсона и паровозик за путешествие и игры и прощаются с ним до следующей встречи.

Обратная связь. Дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, что им понравились больше всего.

Занятие 2.

Апельсин.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения действовать в соответствии с правилами игры;
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размеры предметов);
  • развитие внимания, речи, воображения;
  • развитие сенсорно-перцептивной сферы;
  • развитие умения к обобщению.

Материалы: апельсин (восковой), оранжевая гуашь, смешанная с зубной пастой для рисования пальцами; лист с изображением апельсина (для каждого ребенка), “волшебный мешочек”, магнитная доска, на которой крепится лист с изображением апельсинов.

Ход занятия

Приветствие (проводится в зале).

Психолог показывает детям “волшебный мешочек” и говорит:

– Ребята, угадайте, что это в “волшебном мешочке”?

Дети определяют, что лежит в мешочке. Затем психолог предлагает определить форму, цвет и величину апельсина. При затруднении психолог помогает детям.

– А теперь, ребята, мы с вами превратимся в “апельсины”. Дети ложатся на пол и катаются по полу сначала в одну сторону, затем в противоположную

Игра повторяется 2–3 раза.

– Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра. Вы опять стали мальчиками и девочками.

Учитель. Ребята, сейчас мы с вами поиграем в пальчиковую игру “Апельсин”. Психолог рассказывает и показывает движения, а ребята повторяют за ним.

Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька для чижа,
Эта долька для ежа.
Эта долька для утят,
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас беда,
Разбегайтесь кто куда!

Игра повторяется 2–3 раза.

– Ребята, нарисуем с вами апельсин в воздухе.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, затем обеими руками одновременно.

Дети заходят в группу, садятся за столы. Психолог раздает краски и листы с изображением апельсинов.

– Ребята, теперь раскрасим апельсин в оранжевый цвет.

Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в оранжевую краску и закрашивают апельсины (круги).

Обратная связь. Дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

– Какие вы, ребята, сообразительные, талантливые, так интересно раскрасили свои апельсины. Но пришла пора прощаться, до новых встреч!

Занятие 3.

Мыльные пузыри

Задачи:

  • снятие эмоционального напряжения
  • сплочение группы
  • развитие внимания, речи, воображения
  • развитие крупной и мелкой моторики

Материалы: набор для выдувания мыльных пузырей, листы формата А4, цветные карандаши, хоппы.

Ход занятия

Приветствие.

Психолог предлагает детям отгадать загадку.

В мыльной воде родился,
В шарик превратился.
К солнышку полетел,
Да не долетел – лопнул!

Психолог и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их.

В конце упражнения психолог задает вопросы, дети отвечают на них.

Сколько пузырей я выдула? Какой формы пузыри? Какого размера, а цвета? А что делали пузыри? А вы что делали? (Ответы детей).

Дети садятся в круг и вместе с психологом выполняют упражнение “Шарик”.

Надуваем быстро шарик. Все пальчики обеих рук в “щепотке”. Он становится большой и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Воздух “выходит”
Стал он тонкий и худой.

И пальчики принимают исходное положение.

Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

Психолог предлагает детям нарисовать мыльные пузыри на бумаге.

Все берутся за руки и образуют маленький круг. Психолог рассказывает стишок и не спеша отходит назад. Дети повторяют за ним.

Раздувайся, пузырь,
Круг расширяется
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Он летел, летел, летел.
И за веточку задел.

Дети бегут по кругу, не выпуская рук

Психолог и дети произносят пш-ш-ш.

Затем дети становятся, образуя маленький круг и игра повторяется.

Психолог предлагает детям “полетать” на мыльном пузыре (хоппе). Дети поочередно садятся на хопп и прыгают.

Обратная связь. Дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились с ними на занятии и обсуждают, что им больше всего понравилось. Прощаются до следующей встречи.

Занятие 4.

Мячик.

Задачи:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно)
  • развитие пространственных представлений
  • развитие крупной и мелкой моторики
  • развитие зрительного восприятия, внимания, речи

Материалы: большой мяч, маленькие мячи по количеству образуемых пар, цветные карандаши, листы бумаги формата А4 (по количеству детей), музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Приветствие

Психолог показывает детям большой мяч. Предлагает определить величину, форму, цвет. Дети выполняют задание.

Психолог говорит детям:

– Сейчас мы сядем вокруг мяча и расскажем про него стихотворение.

Психолог рассказывает стихотворение, а дети повторяют за ним.

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!

Под ритмичную плавную музыку дети делятся на пары, у каждой пары в руках мяч. По сигналу психолога дети, не выпуская мяч из рук должны пройти по комнате, попрыгать, покружиться и т.д.

Психолог включает музыку и предлагает детям превратиться в мячики: ребята ложатся на ковер, подтягивают колени к животу, а голову к коленям и потихоньку раскачиваются, как мячики.

А теперь, ребята, покажем, как будем рисовать мячики.

Ребята показывают сначала одной рукой, потом другой, потом обеими руками.

Старшие ребята рисуют мячи, а маленькие раскрашивают.

Обратная связь. Дети вспоминают, какие игры и упражнения они выполняли, обсуждают, что им понравилось больше всего. Прощаются до следующей встречи.

Занятие 5.

Мишка.

Задачи:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • сплочение группы, развитие эмпатии
  • развитие крупной и мелкой моторики
  • развитие координации движений
  • развитие слухового внимания, зрительного восприятия, речи, воображения

Материалы: игрушечный медведь, листы бумаги формата А4 с контурным изображением медведя (по количеству детей), гуашь коричневого цвета, поролоновая губка.

Ход занятия

Приветствие.

Психолог показывает детям медведя и говорит:

– Ребята, посмотрите, к нам пришел Топтыжка. (Дети вместе с психологом здороваются с медведем, рассматривают игрушку, называют части тела.)

Психолог рассказывает детям стихотворение А. Барто:

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

– Ребята, а сейчас мы с Топтыжкой поиграем в иргу под названием “У медведя во бору”.

По считалочке выбирается ребенок, который будет догонять детей вместе с мишкой, им отводится специальное место.

Остальные ребята повторяют движения за психологом:

У медведя во бору ребята имитируют движения.

Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит
Все на нас глядит.
Лукошко опрокинулось,
Медведь за нами кинулся!

(“Медведь” бежит за ребятами.)

Игра повторяется 2–3 раза.

Мишка “предлагает”:

– Ребята, становитесь в круг, сейчас я с вами поиграю. Игра называется “Маланья”.

У Маланьи у старушки хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке сложить руки углом, показать “избушку”.

Семь сыновей, показать семь пальцев.

Все без бровей, очертить брови пальцами.

Вот с такими носами, показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.

Вот с такими усами, очертить пальцами длинные “гусарские” усы.

Вот с такими ушами, растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такой головой, очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду.

Они не пили, не ели, одной рукой поднести ко рту “чашку”, другой – “ложку”.

На Маланью все глядели, держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так… дети показывают загаданное действие.

Топтыжка “говорит”:

– Ребята, у меня так много братьев и сестер, и им всем хочется иметь мой портрет. Мальчики и девочки, помогите мне, пожалуйста. Раскрасьте мои портреты, и я раздам их своим родственникам.

Дети садятся за столы и раскрашивают медведя.

Топтыжка благодарит всех детей и прощается.

Обратная связь. Дети вспоминают, какие игры и упражнения были проведены на занятии, обсуждают, что им понравилось больше всего.

Занятие 6.

Кораблик.

Задачи:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • развитие артикуляционного аппарата
  • развитие сенсорно-перцептивной сферы
  • развитие координации движений
  • развитие познавательной активности
  • развитие умения действовать по команде

Материалы: бумажные кораблики, матроски, емкость с водой, клеенка, цветные карандаши, салфетки.

Ход занятия

Приветствие.

Психолог показывает детям бумажные кораблики и рассказывает стихотворение А. Барто:

Матросская шапка,
Веревка в руке.
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам
И просят меня: “Прокати, капитан!”

Упражнение “Пароход”

Пароход плывет по речке (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы)
И пыхтит он, словно печка прижаты, (большие пальцы подняты вверх).

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру под названием “Морские волны”.

“Штиль!” Все ребята “замирают”.

“Волны” Ребята встают по очереди. Когда дело доходит до последнего ребенка, все хлопают в ладоши, и вставшие первыми ребята садятся и т.д.

“Штиль!” Игра заканчивается.

Игра повторяется 2–3 раза.

А сейчас, ребята мы станем настоящими капитанами, у каждого из нас будет свой корабль и матроска. (Психолог помогает детям надеть матроски, раздает цветные карандаши, чтобы дети отметили свой корабль). Затем психолог подводит детей к емкости с водой.

– Посмотрите, это море. Оно сейчас спокойно, и поэтому кораблям можно отправиться в путешествие.

Ребята опускают кораблики в воду и управляют ими:

– на море спокойно, светит солнышко

– подул ветер (дуют на кораблики), сильный ветер (дуют сильнее)

– закапал дождь (стучат пальцами по воде)

– поднялся шторм (гребут кистями по воде)

– и опять на море спокойно

Игра повторяется несколько раз, а затем корабли причаливают.

Ребята вытирают руки и снова становятся мальчиками и девочками.

Обратная связь. Дети вспоминают, какие игры и упражнения были проведены во время занятия, обсуждают, что им понравилось больше всего.

Занятие 7.

Котята.

Задачи:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • развитие сенсорно-перцептивной сферы
  • развитие координации движений
  • развитие познавательной активности
  • развитие крупной и мелкой моторики

Материалы: “волшебный” мешочек, клубочек, маленькие мячики, игрушечный котенок.

Ход занятия

Приветствие.

Ребята, попробуйте угадать, кто спрятался в мешочке? (Психолог дает детям потрогать игрушку в мешке, ответы детей). А как он говорит? (Мяу).

А коток, коток, коток,
Кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок
И запрятал в уголок.
А бабушка догнала
За чупочек подрала.

Психолог предлагает детям поиграть.

– А сейчас, ребята, повернитесь вокруг себя 2 раза, чтобы превратиться в котят. (Дети поворачиваются и становятся на четвереньки).

Котятки нежатся на солнышке (лежат на ковре, вытягивают лапки)

– потягиваются

– умываются

– показывают коготки и т.д.

– Котятки, посмотрите, какой клубочек есть у меня. Какого он цвета, размера, формы? Поиграем с клубочком.

Ребята садятся на колени и пытаются достать клубок, привязанный на палочке.

Затем котята катают “клубки” (маленькие мячи) друг другу.

Психолог говорит:

– А теперь котятам пора превратиться в мальчиков и девочек. Повернитесь вокруг себя 2 раза. Ну вот, вы снова девочки и мальчики.

Обратная связь. Дети вспоминают, какие игры и упражнения были проведены, обсуждают, что им понравилось больше всего.

Занятие 8.

Заинька.

Задачи:

  • снятие эмоционального напряжения
  • развитие сенсорно-перцептивной сферы
  • развитие крупной и мелкой моторики
  • развитие координации движений
  • развитие познавательной активности

Материалы: игрушечный заяц, “волшебный” мешочек, муляжи овощей (морковь, капуста), маски зайчат, листы с изображением моркови.

Ход занятия

Приветствие.

Психолог спрашивает у детей:

Какое сейчас время года? Правильно, осень. А осенью собирают урожай. Вот и Заинька ходил на огород. Заодно зашел в гости, вас проведать. А с собой он прихватил мешочек с овощами. Чем же питаются зайцы? Попробуем угадать. (Ребята на ощупь угадывают, что находится в мешочке). Правильно, капустой да морковью. Дети определяют форму, величину овощей.

– Ребята, Заинька вам предлагает надеть маски зайчат и поводить хоровод.

(Психолог помогает детям надеть маски, зайку садят на стульчик в центр круга, ребята повторяют движения за психологом).

Заинька, походи, (ребята, взявшись за руки, водят хоровод)
Серенький, походи.
Вот так, походи,
Вот сяк, походи.
Заинька, топни ножкой, Топают ножкой
Серенький, топни ножкой.
Вот так, топни ножкой,
Вот сяк, топни ножкой.
Заинька, покружись, Кружатся в разных направлениях
Серенький, покружись.
Вот так, покружись,
Вот сяк, покружись.
Заинька, походи, (ребята, взявшись за руки, водят хоровод)
Серенький, походи.
Вот так, походи,
Вот сяк, походи.

(Психолог помогает ребятам снять маски)

– Ребята, пригласим заиньку поиграть с нами в игру под названием “Мазай”. Сейчас по считалке выберем “Мазая”:

– Зайчик, зайчик, где ты был?
– Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл, да упал,
Снова хвостик замарал!

“Мазаю” отводится место, остальные игроки сговариваются, какое движение будут показывать “Мазаю” (рубка дров, собирание ягод и грибов и т.д), подходят к нему и поют:

Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были, мы не скажем,
А что делали, покажем!

Затем играющие показывают движение. Если “Мазай” отгадывает, что показывают ребята, то они разбегаются, а “Мазай” их догоняет, кого первым поймает, тот становится новым “Мазаем”, и игра повторяется.

– Ребята, а сейчас покажите свои указательные пальцы. Замечательно! Вот мы и поиграем с ними. Игра “Цапки”: Ведущий вытягивает руку ладонью вверх. Каждый из участников игры на ладонь кладет свой указательный палец. Ведущий говорит:

На горе стояли зайцы
И кричали: “Прячьте пальцы!”
Цап!

При слове “цап!” все быстро убирают свои пальцы, а ведущий, сжимая ладонь, пытается схватить пальцы.

Психолог показывает детям листы с изображением моркови и предлагает заштриховать горизонтальной штриховкой.

Обратная связь. Ребята прощаются с зайцем, вспоминают, какие игры и упражнения были проведены обсуждают, что понравилось больше всего.

Занятие 9.

Сказка-экспромт “Колобок”.

Задачи:

  • развитие внимания, речи, памяти, воображения
  • снятие эмоционального напряжения
  • развитие артистизма
  • развитие крупной моторики
  • развитие умения слушать партнера
  • развитие умения использовать предметы-заместители
  • развитие произвольного поведения

Материалы: маски персонажей (либо атрибутика, соответствующая персонажу), предметы-заместители для изготовления декораций.

Ход занятия

Приветствие.

Среди детей распределяются роли (по желанию детей). Участвуют все дети (могут изображать деревья, цветы, траву и т.д.)

Обратная связь. В конце представления дети аплодируют себе и другим.

Занятие 10.

Сказка-экспромт “Репка”.

Задачи:

  • развитие внимания, речи, памяти, воображения
  • снятие эмоционального напряжения
  • развитие артистизма
  • развитие крупной моторики
  • развитие умения слушать партнера
  • развитие умения использовать предметы-заместители
  • развитие произвольного поведения

Материалы: маски персонажей (либо атрибутика, соответствующая персонажу), предметы-заместители для изготовления декораций.

Ход занятия

Приветствие.

Среди детей распределяются роли (по желанию детей). Участвуют все дети (могут изображать деревья, цветы, траву и т.д.).

Обратная связь. В конце представления дети аплодируют себе и другим., делятся впечатлениями.

Список использованной литературы

  1. “Гуси-лебеди”. Фольклор от колыбельных до былин. М., Правда, 1990.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми” СПб, Речь, 2006.
  3. Роньжина А.С. “Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению” Книголюб, 2003.
  4. “Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству”/Коллектив авторов М., ВЛАДОС, 2001.
  5. Сиротюк А.Л. “Коррекция развития интеллекта дошкольников” М., ТЦ “Сфера”, 2002.