"Цветоведение": учебное занятие для 1–2-х классов. "Веселая гусеница" и "Деревянный дворец" (Работа с оттенками зеленого и коричневого цветов)

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цветовая среда оказывает значительное влияние на человека – его характер и даже здоровье.
В мире существуют различные методики психокоррекции и лечения цветом. Имеются цветовые диагностики личности. Какие цвета предпочитает человек – можно многое узнать об этом человеке и его характере.
В художественном обучении есть свои критерии и понимание цвета. Основные «базовые» цвета и производные оттенки. Именно с помощью оттенков художник может передать тончайшие нюансы отображаемого пространства. Ни какая техника не может дать нам полное представление о красоте цвета, только человеческий глаз способен уловить малейшие изменения в цвете и прочувствовать их. Цвет – яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им. Но они оперируют с ограниченной палитрой, которая расширяется по мере того, как они взрослеют. В дошкольном детстве ребёнок воспринимает лишь яркие цвета, те, которые есть в его наборе красок. Становясь школьником, он переходит в период познавательной деятельности, и здесь, своевременно, начать помогать ему осваивать более расширенную палитру цветов. Лучше всего это сделать на рисунках – упражнениях сказочной тематики, несложных по исполнению, но несущих много радости и интересных открытий. Дети с большим удовольствием смешивают одну краску с другой, каждый раз ожидая, что из этого получится. На таких уроках много радостных восклицаний: «смотрите, что у меня вышло», и уже осматривают внешний мир более внимательно, находя подтверждение своим открытиям.
Цель предлагаемых заданий – знакомство учеников с разнообразием цвета и его оттенков.
Эти задания выполняются с детьми начальной школы «1-2 класс». По опыту работы отмечено, что дети с удовольствием выполняют эти задания. Несложный подготовительный рисунок и увлекательная исследовательская работа по составлению оттенков с помощью палитры, делают эти задания интересными и познавательными. Так же нарабатывается навык работы гуашевыми красками и кистями.
Каждое задание рассчитано на три урока, и в каждый урок есть своя цель и задача, поэтому они не воспринимаются как монотонные, и позволяют детям усваивать учебный материал постепенно.
В начале каждого задания проводится показ иллюстраций, картин художников, фотографий.
Учитель обращает внимание на разнообразие цвета в них. Так же используется рисунок-пособие самого учителя, для конкретизации задачи, поставленной перед учениками.

Рисунок 1 «Весёлая гусеница»

Задача:
Знакомство с понятием «оттенки цвета»
Изучение оттенков зелёного цвета, его красоты и разнообразия
Материалы: карандаш, гуашь, кисть, палитра, баночка с водой, фломастеры

Урок 1
Показать иллюстрации с изображением пейзажей и различных трав и деревьев.
Обратить внимание учеников на различное эмоциональное состояние пейзажа (солнечно-радостный, пасмурно-грустный). Рассказать детям как художник использует оттенки для передачи настроения.
Показать рисунок для выполнения упражнения. Объяснить ход работы:

А) Нанести линию движения гусеницы
Б) Нанизать на эту линию кружочки
В) Подрисовать голову, ножки, усики, глазки

Для рисования кругов можно использовать баночку гуаши, обводя её дно, или рисовать самостоятельно.
Ученики выполняют зарисовку гусеницы (7 кружков)
Показать детям как посадить гусеницу на листочек дерева. (рисунок учителя на доске)
Ученики самостоятельно выполняют зарисовку листика
В завершении учитель помогает ученикам исправить ошибки

Урок 2
1 Учитель показывает, как получить оттенки зелёного цвета путём смешивания его с другими цветами. Для начала ученикам предлагается сочинить светлые оттенки зеленого.
2 Используя палитру, дети смешивают зелёную краску с белой, желтой, в различных пропорциях.
А так, как в наборе имеются две различных зелёных краски, то этот опыт можно провести с каждой из них.
3 Ученики раскрашиваю кружочки, из которых состоит гусеница в светлые зелёные оттенки.
4 В завершении каждый ученик «оживляет» свою гусеницу, подрисовывая ей ножки, глазки и усики фломастерами зелёного цвета.
5 Проверка учителем выполненного задания
Урок 3
На этом занятии дети сочиняют тёмные оттенки зелёного цвета. Учитель показывает, как смешать зелёную краску с синей и чёрной.
Ученики раскрашивают лист дерева тёмными оттенками зелёного и яркими, из самого набора.
Украшение рисунка разнообразными дополнениями: солнышком, тучками, бабочками, цветами и т.п.
Подведение итогов всей работы. Беседа учителя с учениками о том, какие оттенки им больше понравились и запомнились.

Рисунок 2 «Деревянный дворец»

Задача: Изучение оттенков коричневого цвета на примере русской деревянной архитектуры.
Материалы: карандаш, гуашь, кисть, палитра, баночка с водой, фломастеры

Урок 1
Краткий экскурс по истории строительства на Руси, для ознакомления с внешним видом деревянных построек. Показ иллюстраций
Учитель показывает выполнение рисунка – упражнения. Объясняет последовательность выполнения
А Линия земли
Б Три прямоугольника разной величины
В Крыши и забор
Самостоятельная работа учеников – зарисовка карандашом
Проверка учителем выполненного задания

Урок 2
Учитель показывает, как получить оттенки коричневого цвета, а так же три способа получения этого цвета
А Зелёный смешать с красным
Б Чёрный цвет смешать с красным
В Синий смешать с оранжевым
Под руководством учителя ученики на своих палитрах, путём смешивания красок, находят необходимые оттенки коричневого цвета
На подготовленном рисунке ученики размечают полоски изображающие брёвнышки и раскрашивают их различными оттенками коричневого
В завершении урока учитель вместе с учениками рассматривает работы и отмечает похвалой те рисунки, которые аккуратно выполнены или содержат разнообразное кол-во найденных оттенков.

Урок 3
Учитель предлагает ученикам украсить полученный рисунок деталями: окнами, воротами, травой, дорожками, солнышком и т.п. Обратить внимание детей на изображение травы и деревьев, напомнив им о разнообразии зелёного цвета.
Самостоятельная работа учеников
Подведение итогов всей работы
Лучшие работы развешиваются в классе или в рекреации, как выставка. Можно предложить детям поиграть в игру «кто больше найдёт оттенков того или иного цвета» в классе или на улице. Это поможет детям закрепить свои знания, а учителю подскажет, как дети внимательны к окружающему их миру

Оттенки цветов.

Многим цветам и оттенкам даются названия как раз по этим ассоциациям. Ниже представлены некоторые названия оттенков цветов.
Цвет Красный. Оттенки: свекольный, клюквенный, брусничный, багровый, гранатовый, рубиновый, алый, кровавый, кумачовый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, вишневый, малиновый, медный, рябиновый, червленый, маковый...
Оранжевый. Огненный, морковный, кирпичный, таракотовый, рыжий, апельсиновый, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый...
Желтый. Охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, конореечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, бежевой, чайная роза, виноградный, банановый...
Зеленый. Горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, цвет еловой хвои, полынный, цвет плесени, цвет медной патины, купоросный, травяной, лягушачий, кабачковый, фосфорический...
Голубой. Бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, электрик...
Синий. Сапфировый, ультрамарин, кобальтовый, индиго, сливовый, баклажанный...
Фиолетовый. Аметистовый, сиреневый, лиловый, чернильный, гиацинт, Ренессанс, фанданго, орхидея, вербена...
Пурпурный. Цвет мальвы, цвет кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови, каприз, портвейн, Веласкес, Медичи, Бахус, амарант...
Белый-Серый. Белая ночь, аллюминевый, стальной, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, цвет яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, свинцовый, альбатрос, цвет пыли, цвет тумана, цвет облака...
Черный.  Цвет воронового крыла, цвет маренного дуба, антрацит, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, "сон перед ревизией", "нелетная погода"...
Коричневый. Бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, кофейный, каштановый, беж, эскимо, красное дерево, мокасин, Тонагро, Пикадили...

Приложение