Цели и задачи:
- сформировать представление о видах и формах современного декоративного искусства;
- познакомить с одним из видов росписи ткани «Узелковый батик»;
- развивать художественные навыки при выборе цветового решения рисунка на ткани;
- формировать у учащихся положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать;
- расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя;
Оборудование:
Для учителя: образцы росписи ткани, иллюстрации с изображением различных видов росписи ткани, презентация «Батик» (приложение), проектор, экран, белый материал (ситец или сатин) 20х20 см, белые нитки, восковая (парафиновая) свеча.
Для учеников: набор крупных бусин или средних пуговиц (3-5 штук), белый материал (ситец или сатин) 20х20 см, белые нитки, восковая (парафиновая) свеча.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Изложение нового материала.
1. Вступление
В сборнике японской поэзии VII-XII вв. можно найти следующее пятистишие:
Синобу – тайная грусть,
Узор из страны Минитоку,
Кто спутал нити твои?
Смутил кто сердце тревогой?
Ведь не виновен я….
Кавара-но Садайдзин (822 – 895)
Смысл этого произведения кроется в слове «синобу», которое имеет два значения: тоска, тайная грусть и название узора ткани, которым издавна славилось селение Синобу. Поверхность большого гладкого камня устилали травами и цветами. Поверх растений укладывалась ткань и по ней с силой проводили другим гладким камнем. Получался весьма прихотливый узор. Ткань, расцвеченную таким способом, называли «синобу». Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков. Многие народы мира: египтяне, индейцы, китайцы, японцы – с глубокой древности развивали это искусство, но наивысшего расцвета оно достигло именно на Яве. Трепетное чувство охватывает человека, когда он прикасается кисточкой к белому шёлку. Его рука, полёт фантазии, и краска создают чудо. А сам мастер попадает в мир батика – мир художественной росписи ткани.
2. Объявление темы и цели урока.
Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей. Перед окрашиванием определённые участки ткани крепко перевязывали суровой ниткой или завязывали саму ткань узлами. Затем её погружали в глубокие ёмкости с красителями, завязанные части не окрашивались. Впоследствии на ткани получались затейливые узорные линии. Вот и мы сегодня изучим способ окрашивания ткани и попробуем выполнить узелковую роспись.
2 .Организация игрового момента «Корреспондент»
Прежде чем приступить к расцвечиванию ткани, мы изучим основные способы окрашивания материала, и в этом нам поможет деловая игра. Давайте представим себя корреспондентами ведущих газет и модных журналов. Перед вами лежат мини блокноты и ручки. Ваша задача: просматривая представленную презентацию, отметить методику и последовательность расцвечивания ткани.
Демонстрируется и комментируется презентация. (Приложение)
Учитель:
– Итак, давайте подведём итог: опишите основной принцип расцвечивания ткани
Ученик: – Формирование узелков, фиксирование их положение вощеной нитью. Затем мы расцвечиваем ткань в разные цвета: от тёмного цвета, до светлого цвета. После частичной просушки изделия нитки удаляются, ткань разворачивается и разглаживается.
Учитель: – О каких способах складывания ткани вы узнали.
Ученик: – Орнаментальный узор, орнаментальные полосы, мраморный эффект, узел, шланговая техника.
Учитель: – Как закрепляют расписанную ткань?
Ученик: – Ткань прокладывают другой тканью, большего размера и сворачивают свёрток. Затем прикрепляют его к ведру с кипящей водой (над водой), чтобы пар проходил через изделие. Ведро накрывают одеялом, потом крышкой и пропаривают в течение 2 часов.
Учитель: – А теперь отложите блокноты, приготовьте рабочее место: расстелите клеёнку, положите перед собой приготовленный кусок ткани, бусины или пуговицы, нитки, восковую свечу. В первую очередь вощим нить: отрезаем её нужной длины и пропускаем через свечу. На середину ткани кладём пуговицу или бусину. Оборачиваем материалом и закручиваем в нескольких местах вощёной нитью. Концы углов складываем или узлом или сворачиваем шланговой техникой. Полученною заготовку расписываем красками в последовательности от светлого к тёмному.
Выполняется практическая работа.
Учитель: – После росписи удалите лишнюю влагу дополнительным куском материала, просушите феном, удалите нити и прогладьте утюгом.
Выполняется практическая работа.
– Полученные платочки закреплять паром не надо, потому что мы с вами использовали акриловые красители. Изделия, расписанные таким видом красок, достаточно прогладить горячим утюгом. На уроке труда вы придадите изделию завершённый вид, обработаете края платка.
III. Подведение итогов.
– Давайте посмотрим, чья работа получилась наиболее эффектной? Почему? Какие цвета использовал автор? Какие способы сворачивания ткани вы запомнили? Почему эти работы не надо закреплять паром?
И в заключение нашего занятия я вам напоминаю, что росписью ткани вы должны заниматься только под руководством специалиста, педагога, во избежание травматизма.