Цели:
- привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине
- воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны
- расширение знаний об исторических событиях ХХ века
- обогащение словарного запаса
- развитие умения самостоятельной работы при подборе материала для мероприятия
- толковые словари
- карточки с заданиями для работы в группах
- письменные принадлежности
- мультимедийная установка с экраном
- справочный материал
- карта России
Ход мероприятия
1. Вступление (см. слайд 1.jpg)
Колышет березоньку ветер весенний,
Веселой капели доносится звон,
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен,
Про желтые нивы и ливни косые,
Про белые рощи и лет журавлей;
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.
Нам русские песни с рождения пели,
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Вдали от Отчизны солдат вспоминал
И жёлтые нивы, и ливни косые
И мысленно детям своим завещал.
2. Сообщение темы классного часа.
- Наш классный час посвящаем нашей Родине, её истории.
Приближается праздник, который вся Россия отметит 9 мая. Какой это праздник? (День Победы) (см. слайд 2.jpg)
3. Беседа.
-Почему он так называется? (Советский народ одержал победу в войне)
- Какое название получила эта война в истории? (Великая Отечественная война) (см. слайд 3.jpg)
- Почему? (Великая – долгая, всенародная. Отечественная - защищали свое Отечество.)
- Как долго длилась Великая Отечественная война?
- Когда началась война? (22июня 1941г.)
- Какая страна 22 июня 1941 года напала на нашу Родину?
- Какой национальности люди, живущие в Германии? (немцы)
- Не все немцы хотели завоевать нашу землю, а лишь та часть, которую называли фашистами.
- Весь народ встал на защиту Отечества.
4. Выступление детей.
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!«Нет! - сказали мы фашистам, -
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».
– Именно людям, прошедшим войну, их славным делам, посвящаются сегодня задания, которые вы будете выполнять в группах.
5. Инструктаж.
- У каждой группы на столе карточки с заданиями. Время для выполнения заданий – 5-7 минут. По окончании выполнения каждая группа традиционно представит свою работу.
6. Работа в группах.
Группа 1 – работа с толковым словарём. ( На парте - краткий толковый словарь, инструкция)
- Прочитайте слова: патриотизм, подвиг, мужество.
Найдите их в толковом словаре, узнайте их значение. Вставьте данные слова в предложение.
В Великой Отечественной войне наш народ совершил ________________________________, в котором слиты воедино величайшее_______________________________ и огромный___________________________________.
Группа 2 – работа с пословицами. ( На парте - карточки со словами.)
Задание: - Прочитайте слова на карточках. Составьте из слов 3 пословицы. Объясните их смысл.)
Группа 3 – работа с текстом.( На парте - карточка с текстом.)
- Прочитайте текст.
Сердце Родины – Москва. В тревожную осень 1941 года уходили на фронт защитники столицы. А 24 июня 1945 года здесь состоялся парад Победы. К подножию Мавзолея были брошены знамена разбитых фашистских дивизий.
Несгибаемый Ленинград. 900 дней и ночей блокады не сломили духа жителей города. Ленинградцы выстояли и победили.
В Киеве сорвали гитлеровский план «молниеносной войны» и задержали наступление на Москву.
Вклад в общее дело победы внесли легендарные защитники Севастополя.
Героическая Одесса. Население Одессы мужественно переносило тяготы и опасности осады. Врагу не удалось овладеть городом. Советские войска и жители Одессы отразили наступление фашистов.
Город славы – Сталинград. Сталинградская битва – одна из крупнейших в Великой Отечественной войне.
Непобежденный Брест. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Она продемонстрировала всему миру величайшую стойкость и мужество, богатырскую силу советского солдата. Это был легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину и отдавших за нее жизнь.
Город стойкости – Новороссийск. Враг так и не смог воспользоваться Новороссийским морским портом. В него не прошел ни один фашистский корабль. Разрушенный до основания, весь в дыму пожарищ, Новороссийск выстоял и победил.
- Подчеркните названия городов – героев.
- Ответьте на вопросы:
- Сколько городов – героев?
-Какие города теперь находятся в других странах?
- Перечислите города – герои России. Найдите их на карте.
Группа 4 – работа с текстом.( На парте – карточки с заданиями.)
Задание: - Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова и числа.
блокада
Дорога жизни
голод
900
125
8 сентября 1941 года
Гитлер приказал окружить город. _____________________________ началась блокада. Она продолжалась _________ дней. В городе не хватало продуктов. Нормы выдачи хлеба снижались. Самая низкая норма _____________граммов. Начался _________________, который уносил жизни многих ленинградцев. Единственная ниточка, которая связывала Ленинград со страной ____________________________. По ней везли продукты, а из города вывозили детей и больных людей. Эта дорога спасла жизни более 1 миллиона человек.
Группа 5 – собери картинку. (На парте – пазлы.)
Задание: - Соберите открытку.
- Назови эти памятники. (Пискарёвское мемориальное кладбище, Памятник защитникам Ленинграда, Цветок Жизни)
- Где в нашем городе установлены эти памятники?
7. Презентация работ в группе.
- Время работы в группе истекло. Подведём итоги этой работы. Итак, слово первой группе. (См. слайд 4.jpg)
- Благодаря величайшему патриотизму, огромному мужеству и готовности к подвигу народы нашей Родины защитили свою землю и победили врага. А победителя издавна славили в песнях, стихах, пословицах. Ребята второй группы расскажут, какие же пословицы о Родине, о героях они сложили. (См.слайд 5.jpg)
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Как же вы понимаете смысл этих пословиц?
- И стар, и млад всегда вставал на защиту родной земли. Так было и в годы Великой Отечественной войны. В России есть немало городов, в сражениях прославивших державу… Эти города получили почётное звание город-герой. Города становятся героями, когда их защищают героические люди. Об этих городах расскажет нам третья группа. (См. слайд6.jpg, слайд 7.jpg)
- Сколько городов – героев?
- Какие города – герои теперь находятся в других странах?
- Перечислите города – герои России. Покажите их на карте.
- Мы можем гордиться тем, что живём в городе – герое. Как назывался наш город в годы Великой Отечественной войны?
- О героическом подвиге Ленинграда нам расскажет четвёртая группа. (См. слайд8.jpg)
- Чтобы помнить об этом событии, люди ставят памятники и возводят монументы.
-Какие памятники поставлены в нашем городе, расскажут ребята пятой группы. (См. слайд 9.jpg)
-Пискаревское кладбище – самое большое братское захоронение на планете.
8. Подведение итогов, исполнение песни «День Победы». (См. слайд 10.jpg)
Список литературы:
- Бесова М.А. Сценарии праздников в начальной школе. Ярославль: Академия развития, 2004.
- Виноградова Н.Ф., Козлова С. А. Наша Родина. М.: Просвещение, 1984.
- Женило М.Ю., Шин С.А. Веселые классные часы и праздники в 4 – 6 классах. Ростов-на –Дону: Феникс, 2006.
- Жук Л.И. Счастливый май. Минск: Красико – Принт, 1999.
Презентация (набор картинок-слайдов)