Урок чтения по теме «К.И. Чуковский "Федорино горе"»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с творчеством К.И. Чуковского.
  2. Знакомить со стихотворением К.И. Чуковского "Федорино горе".
  3. Воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора; ответственное отношение к труду.
  4. Формировать у детей навык выразительного чтения.
  5. Совершенствовать различные виды речевой деятельности.
  6. Развивать внимание, память.

Оборудование:

  • выставка книг К.И. Чуковского,
  • телефон - игрушка,
  • портрет Чуковского,
  • карточки с отрывками из произведений Чуковского и загадками,
  • рисунок ковра-самолета,
  • рисунки ушата, корыта, кочерги, кадушки,
  • запись сказки "Федорино горе",
  • фартук и косынка для Федоры,
  • рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли, самовара.

Литературоведческий анализ стихотворения:

  1. Жанр: эпическое стихотворение (есть сюжет).
  2. Тема: как от Федоры убежала посуда.
  3. Идея: ответственное отношение к труду.
  4. Персонажи: Федора, посуда.
  5. Композиция: завязка - 1 ч., развитие действия - 2, 3, 4, 5 ч., развязка - 6 ч.
  6. Сюжет: Федора запустила посуду, посуда ушла от Федоры, Федора изменилась, посуда вернулась.
  7. Язык: диалог, олицетворение, прием аллитерации.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

2. Вступительная беседа.

1) Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки. (Раздается телефонный звонок с помощью игрушечного телефона).

Учитель:

У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?

Дети: Слон.

Учитель: Откуда?

Дети: От верблюда.

Учитель: Что вам надо?

Дети: Шоколада.

Учитель:

И такая дребедень
Целый день.
Динь-ди-лень, динь-ди-лень, динь-ди-лень.

Вы узнали сказку? Кто ее написал?

2) Открывается портрет Чуковского.

В небольшом поселке Переделкино, что под Москвой, есть веселый, обозначенный громадными разноцветными буквами терем - теремок. Местные жители называют его "дом дедушки Корнея".

Целый день здесь звенят детские голоса. И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверное, уже догадались, что это детская библиотека. А построил ее на свои деньги К.И. Чуковский. Конечно же, в библиотеке было много книг Чуковского, некоторые из них вы видите на выставке.
Ученик: А вы знаете, что Корней - не совсем имя писателя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Из своей фамилии он сделал имя и фамилию, и получилось Корней Чуковский.

3. Повторение.

Вечером, когда в библиотеке никого не остается, оживают сказки. Узнайте, из каких произведений эти отрывки (читают ученики - на карточках).

"Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник,
И качает головой".

"Но откуда ни возьмись
Маленький комарик
И в руке его горит
Маленький фонарик".

"Приходите к нему лечится
И корова, и волчица
И жучок, и червячок
И медведица".

Молодцы! Вы знаете много произведений Чуковского, а сегодня мы познакомимся еще с некоторыми.

4. Подготовка к восприятию.

Поможет нам в этом сказочный транспорт. Какие виды сказочного транспорта вы знаете? Ковер-самолет, сапоги-скороходы, летучий корабль.

Перед вами ковер-самолет (рисунок). Скажем волшебные слова (прочитать на доске). "Ковер-самолет, возьми нас в полет!"

Быстро летит наш ковер-самолет. Под нами город, который называется Загадайка. Приземлимся ненадолго. Как вы думаете, почему он так называется?

Чуковский писал не только стихи, сказки, но и загадки. (Чтение учениками)

Вот иголки и булавки
Вылезают из под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (еж).

Хожу - брожу не по лесам,
А по усам по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа).

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня. (Крапива).

Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник).

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь садимся на ковер-самолет, говорим волшебные слова и отправляемся в город Чистюль.

Физминутка.

Это - правая рука,
Это - левая рука,
Справа - шумная дубрава.
Слева - быстрая река.
Обернулись мы и вот,
Стало все наоборот:

Слева - шумная дубрава
Справа - быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука.

Мы в городе Чистюль. А в каких произведениях Чуковский учит быть опрятными, чистоплотными, аккуратными?

5. Знакомство с новым произведением.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Чуковского "Федорино горе".

1) Словарная работа.

Но в тексте нам встретятся слова, значение которых вам, возможно, непонятны. Прочитайте 1 слово. Кто знает, что это такое? (и т.д.)

Корыто, кочерга, кадушка, ушат.

  • Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
  • Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
  • Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
  • Ушат - небольшая кадка с ушами.

Покажите на рисунках эти предметы.

2) Первичное чтение.

Внимательно послушайте, и скажите, какое горе случилось с Федорой?

Звучит запись до слов "Не ходите, погодите, воротитеся домой!".

Далее чтение учителем до слов "Ой, горе Федоре, горе".

Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (У Федоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).
Чтение учеником до слов " И тихую песню поет".

Федора: "Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)

Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

Скалка: "Мне Федору жалко".

Чашка: "Ах, она бедняжка!"

Блюдца: "Надо бы вернуться!"

Утюги: "Мы Федоре не враги!"

Федора:

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"

Кастрюля:

"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

Чтение учеником.

Самовар:

"Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!"

3) Анализ содержания.

  • Понравилась ли вам сказка?
  • Какое же горе случилось с Федорой? Почему?
  • Как заканчивается сказка?
  • Почему история закончилась для Федоры благополучно?

Физминутка.

Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро и дружно за партами встали.
Руки в стороны - помашем,
Это птицы к нам летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.

4) Повторное чтение и анализ.

Прочитаем 1 часть.

  • О чем же говорится в этой части? (бегство посуды).
  • Чего испугалась коза? Чему она удивилась? Какие слова передают ее испуг?
  • Перечитайте еще раз часть и постарайтесь передать голосом удивление, страх козы.

2 часть.

  • С чем сравнивается кочерга? Почему она не идет, не бежит, а скачет?
  • Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (не только потому, что будет нескладно, но и потому, что он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
  • Как, например, бежит кастрюля? (убегает от неряхи, как от чудовища).
  • Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.
  • Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
  • Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).
  • Как нужно прочитать "дзинь-ля-ля"? Весело или грустно? (весело - бежать по улице, грустно - ведь не так уж весело убегать из дома).
  • Прочитайте эти строчки так, чтобы показать, что блюдца быстро несутся, мчатся.
  • Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

Теперь перечитайте эту часть и предайте голосом сутолоку, быстроту, стремительность движения.

6. Итог.

Наше путешествие не закончилось. На следующем уроке мы снова вернемся в город Чистюль и продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".