Интегрированная технология развивающего обучения

Разделы: Социальная педагогика


Я работаю по принципу - не существует детей, которые бы не смогли чему-либо научиться. Они просто не такие как я, не с таким способом мышления, не с такими приёмами работы с информацией. Нужно стремиться понять и принять их такими, какими они есть. Но и стараться пробудить у них стремление к достижениям, чтобы ребёнок получал удовольствие от результата своей работы, без которого не может быть успех в учёбе.

Я расскажу о технологии, которую использую на уроке математики, при изучении новой темы. Эта технология провоцирует детей думать, анализировать, создавать и решать проблемы, высказывая своё мнение, прислушиваться к мнению других. Эта технология называется - интегративная.

Как работает данная технология, я расскажу на примере урока математики в 5 классе, тема "Решение задач с помощью уравнения".

I. Организационный момент.

Включение детей в деятельность, т. е. через эмоциональные приёмы нужно включить детей в учебный процесс. Можно предложить поговорки, пословицы, девиз ("Смена труда - есть отдых"), а можно высказать добрые пожелания, как со стороны учителя, так и со стороны детей "У вас всё получится", "У нас всё получится".

Выделение содержательной области, т. е. здесь идёт выделение той темы, над которой работали на прошлом уроке (цели и задачи не конкретизируются). Можно предложить несколько тем, написанных на карточке, которые прикреплены на доску, и попросить детей назвать ту, над которой работали на прошлом уроке. Дети, называя тему, переворачивают эту карточку, а там - пожелание на урок.

II. Актуализация знаний.

Актуализация знаний, умений, навыков, достаточных для "открытия" новых знаний.

На уроке было предложено решить две задачи.

1. В книге напечатаны рассказ и повесть. Повесть занимает 56 страниц, а рассказ в 4 раза меньше. Сколько страниц занимают вместе повесть и рассказ?

2. В книге напечатаны рассказ и повесть, которые занимают 70 страниц. Повесть занимает в 4 раза больше страниц, чем рассказ. Сколько страниц занимает рассказ и сколько повесть?

Первая задача была решена без затруднения, а вторая задача вызвала трудность. И тут - то нужно это зафиксировать.

Фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности.

Выяснить, кто и на каком моменте затрудняется.

III. Постановка проблемы. Фиксирование в громкой речи.

Где возникло затруднение? (во второй задаче)

Почему оно возникло? (не можем найти способ решения задачи)

Какова тема урока? (мы познакомимся с новым способом решения задач - решение задач с помощью уравнения)

IV. "Открытие" детьми нового знания.

1. Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

В условии задачи явно показано два числа, с которыми дети не понимают, что нужно сделать. И действительно, из 70 и 4 никакого решения не получится. Следовательно, необходимо найти и обосновать третье число, которое присутствует в условии задачи. Необходимо подвести детей к выявлению этого числа. Какое это число? Число 5 (4 части, которые занимает повесть + 1 часть, которую занимает рассказ).

2. Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

По данному условию дети составляют уравнение.

Фиксированного нового алгоритма (понятия) в языке.

Составляется и проговаривается вслух условие уравнения.

V. Первичное закрепление.

Решение детьми типичных задач.

Проговаривание способа решения задачи в громкой речи.

Предлагается решить 2-3 задачи при помощи составления уравнения и обязательно объяснение вслух.

VI. Самостоятельная работа.

Самостоятельное решение детьми типовых заданий.

Дети без помощи учителя решают задачи.

Самостоятельная проверка детьми своей работы.

В классе есть условный знак, который используется при проверке: если задание выполнено, верно, то дети ставят на полях напротив данного задания плюсик, если нет - минус.

Создание ситуации успеха.

Конечно, вот она - ситуация успеха, если ребёнок поставил себе три плюсика!

VII. Повторение.

Включение нового знания в систему знаний.

Предлагаются задачи, первую из которых решают ранее изученным методом (повторение), а вторую - с помощью уравнения; или же одну и ту же задачу решаем двумя способами (возникает невольное сравнение двух методов решения задачи, из которого ребёнок может выбрать для себя более удобный или более простой, как ему кажется)

VIII. Итог занятия.

Рефлексия деятельности на уроке (что нового узнали, чему научились)

Самооценка детьми собственной деятельности (подсчитывали количество плюсиков)

Подведение результатов урока учителем (оценки проведённой работы учащихся с обязательным комментарием их достижений)

Использование данной технологии при изучении новой темы позволяет повысить качество обучения. Отмечается рост улучшения результативности самостоятельных и контрольных работ до 25%.