Использование ИКТ на уроках риторики

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить уч-ся со словами утешения;
  • учить словесно выражать сочувствие, сострадание,
  • сопереживать чужому горю, несчастью, предлагать
  • свою помощь, помогать людям преодолеть трудности,
  • неприятности, горе, не только на словах, но и на деле,
  • оказывать поддержку в трудных ситуациях;
  • развивать связную речь;
  • воспитывать умение сопереживать неудаче, горю, несчастью.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, магнитофон, диски, фонограмма.

Ход урока

I. Организационный момент (Приложение, слайд№1)

-Я очень рада вас видеть на уроке и поэтому
Я спешу сказать вам - "Здравствуйте!",
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам - "Благости!",
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам - "Радости",
Удач, успехов и везенья!-
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.

Сегодня мы начнём наш урок с минутки релаксации.

(Учитель включает спокойную музыку и говорит текст)

-Сядьте удобно, закройте свои глазки, расслабьте руки, ноги, своё тело. И представьте, что вы находитесь на летней цветущей поляне. Светит ярко солнышко, тихо шепчет ветерок. Глубоко вдохните и почувствуйте запах полевых цветов. Вы идёте по этой поляне, вокруг вас весело чирикают птички, а рядом течёт прозрачный ручеёк. Ваши ноги и руки расслаблены, сердце бьётся спокойно, дыхание ровное. Ваш организм набирает сил, сонливость рассеивается, голова отдохнувшая, самочувствие отличное, вы полны энергии. Вы хорошо отдохнули и с лёгкостью приметесь за работу. Теперь медленно, медленно открывайте глазки. И с цветущей поляны мы с вами возвращаемся в школу на наш урок.

II. Сообщение темы и целей урока

-Иногда в нашей школьной жизни случаются какие-то неприятности. Например, кто-нибудь заболеет, или получит двойку, или потеряет что-нибудь. У ваших родителей тоже бывают неудачи на работе, проблемы со здоровьем и другие житейские неурядицы. Когда человек расстроен, ему часто бывает нужна поддержка, сочувствие.

-Сегодня мы будем учиться утешать, успокаивать в трудной ситуации, при неприятности, несчастье. А помогут нам в этом герои из литературных произведений и мультфильмов.

-Прочитаем тему нашего урока ( Приложение, слайд№2)

-Ребята, а как вы думаете, что значит утешить? (Ответы детей)

-А теперь посмотрите на экран и прочитайте определение этого понятия из толкового словаря С.И.Ожегова. ( Приложение, слайд№3)

III. Работа над новым материалом

-Добрые слова помогают нам уговорить, рассмешить, убедить, в общем-успокоить, утешить человека.

-Откройте учебники на стр. 40. В задании 56 прочитайте стихотворение школьника Дениса Ларионова.

-Какие слова утешения и сочувствия вы встретили в этом стихотворении?

-Какие аргументы приводит мальчик, чтобы успокоить ящерицу? (ответ из текста)

-А вот сказочные герои, ребята, тоже могут утешать. И мы сейчас в этом убедимся.

Прочитайте задание 57 на стр. 41.

-Итак, кому принадлежат первые слова? ( Приложение, слайд №4)

-Царевна-Лягушка ( Приложение, слайд№5);

-Золотая Рыбка ( Приложение, слайд №6);

-Карлсон ( Приложение, слайд №7).

-Молодцы!

-А теперь представьте себе сказочную волшебницу-фею. Как вы думаете, какой она должна быть? (Ответы детей)

-Но поскольку мы сегодня учимся утешать, то и фею нашу зовут Утешение.

-Посмотрите на экран. ( Приложение , слайд№8)

-Феи часто приходиться говорить такие слова. Прочитаем их.

-А вам в жизни приходится употреблять эти слова в своей речи? (Ответы детей)

-Теперь представьте фею Утешения, которая успокаивает героев мультфильмов.

-Обратимся к заданию 60 на стр. 42.

  1. Родители огорчились (Приложение, слайд №9)
  2. Кот Леопольд расстроился (Приложение, слайд №10)
  3. Винни-Пух развалил дом Кролика (Приложение, слайд №11)
  4. Волк попал в больницу (Приложение, слайд №12)

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

-Ребята, а вам когда-нибудь приходилось успокаивать самих себя? В каких ситуациях?

-А вот как пришлось это сделать Алисе из Страны чудес. Прочитаем её историю на стр. 43 в задании 61. (Приложение, слайд №13)

-Но успокоить можно не только словом. Мальчик-Паж решил немножко развеселить Золушку не только словами, но и делом. Он угостил её мороженым, которое она очень любила и не успела съесть на балу. Так он постарался отвлечь её от грустных мыслей. (Приложение, слайд №14)

-Как вы думаете, была ли Золушка благодарна пажу за это утешение? (Ответы детей)

-А теперь представьте себе, что в ваши руки попали обрывки разных записок. Вам нужно составить из них утешительную записку для ослика Иа-Иа, который потерял хвост. Выберите те предложения, которые подходят для этого случая из задания 64 на стр. 45 (Приложение, слайд №15).

-Проверим содержание записки (Приложение, слайд №16).

-Вы хорошо справились с этим заданием, но сейчас нужна ваша помощь сказочным героям. Обратимся к заданию 66 на стр. 46 (Приложение, слайд №17)

-Какое объявление вам особенно понравилось? Почему? Прочитайте его громко тоном информационного сообщения.

-Когда всё это случилось, сказочные герои стали утешать друг друга. Если вы догадались, подпишите их имена в задании 67 на стр. 47:

(Проверка)

а) Карлсон (Приложение, слайд №18);

б) Василиса Прекрасная (Приложение, слайд №19);

в) Доктор Айболит (Приложение, слайд №20);

г) Дюймовочка (Приложение, слайд №21);

д) Мальчик-паж (Приложение, слайд №22).

-Ребята, вы замечательно справились с этим заданием и хорошо работали на уроке. (Оценка уч-ся).

IV. Домашнее задание

-А теперь откройте дневники и запишите задание на дом (Приложение, слайд №23).

V. Итог урока

- Итак, какой вывод мы можем сделать, что значит утешить?

-А что вам больше всего понравилось на уроке?

-Закончим наш урок замечательными словами, которые, на мой взгляд, должны стать девизом нашей жизни (Приложение, слайды №24, 25)

Литература:

  1. Методические рекомендации по программе "Школа-2100".
  2. Т.А. Ладыженская "Детская риторика в рассказах и рисунках".

Приложение.