Урок литературного чтения во 2-м классе по теме «Знакомство с произведением А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"»

Разделы: Начальная школа


Методические рекомендации

Урок литературного чтения по программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение. 2 класс" из раздела "Волшебные сказки" по теме "Знакомство с произведением А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" (1-й урок). Для достижения цели урока используется слайд - фильм - результат творческого проекта. В основе такого проектирования лежит развитие познавательных творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Тема проекта. А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цель проекта. Создание слайд-фильма к произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Задачи:

  • Формировать начальные навыки исследовательской деятельности, умение работать самостоятельно, в сотрудничестве; учить производить презентацию своего творческого труда.
  • Развивать творческие способности, эстетический вкус, речь.
  • Воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, трудолюбие, взаимопомощь.
  • Время работы над проектом: 4 недели.

Предполагаемый результат: слайд-фильм к произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

  • Литературное чтение. Учебник для 2 кл., ч. 2.
  • Мультимедийное сопровождение.

Задания для творческих групп

1 группа

1. Узнать, сколько сказок написал А.С.Пушкин.

2. Найти и прочитать самые известные сказки А.С.Пушкина.

3. С помощью учителя найти информацию о художниках, выполнявших иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Ссылки

4. Выбрать иллюстрации художников для титульных страниц к сказкам Пушкина, включить их в викторину.

5. Познакомить с найденной информацией ребят 2 группы.

6. Донести краткую информацию до ребят класса во время презентации проекта.

2 группа

1. Прочитать "Сказку о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина.

2. Получить информацию о художниках - иллюстраторах от ребят 1 группы.

3. Продумать иллюстрации к сказке, их порядок, распределить части сказки между участниками группы, выполнить иллюстрации.

4. На совете группы выбрать иллюстрации для слайд - фильма.

3 группа

1. Найти и послушать "Сказку о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина в актёрском исполнении. Воспользоваться помощью родителей, т. к. рекомендован видеодиск DVD "Сказки русских писателей" лицензионной программы для частного просмотра.

2. Охарактеризовать героев сказки.

3. Просмотреть иллюстрации, выполненные ребятами 2 группы.

4. Подготовить чтение сказки по ролям.

Для всего класса

  • Посетить музей изоискусства гимназии для проведения экскурсии на тему "Русские народные сказки, которые слушал А.С.Пушкин в детстве".
  • Найти и прочитать самые известные сказки А.С.Пушкина.
  • Библиотека.

Сценарий урока

Тема. Знакомство с произведением А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Тип урока: урок-презентация творческого проекта.

Цель.

  • Расширять читательский опыт детей через слушание и самостоятельное чтение.
  • Развивать творческие способности, эстетический вкус, речь.
  • Воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, трудолюбие, взаимопомощь.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация.

Музыкальное сопровождение.

 

 

 

 

2 слайд

Переход между слайдами производится по щелчку

Ритмическая часть урока

Хоровая рецитация детей в движении по кругу

Прозвенел звонок!
Приглашаем на урок!
Прозвенел ещё звонок!
Начинается урок!

Страна Вообразилия

Куда плывут по небу облака?
Не знаем мы с тобой ещё пока.
Куда плывут они, нам неизвестно,
Но это очень-очень интересно!

Может быть, плывут они в Бразилию?
Но туда добраться нелегко.
Может быть, в страну Вообразилию?
А она не очень далеко!
(автор слов - неизвестен)

В стране Вообразилии возможно всё, друзья!

И, если вы не боитесь, ступайте в те края!

- Не боитесь? (Нет)
- Замечательно, друзья!
Тогда мы отправимся
Немедленно туда!
- Поехали! (Движение по кругу)

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат.
А в поезде нашем
Ребята сидят!
Вагончики зелёные
Бегут, бегут, бегут!
А круглые колёсики
Всё тук, да тук, да тук!
Чу - чу! Чу - чу!
Вмиг до места докачу!

3 слайд - Ехали мы, ехали и:

- Куда приехали? (В мир сказок)

- Как догадались?

- Прочитали слова: "Что за прелесть эти сказки!"

- Вы узнали автора этих слов?

- Конечно, А.С.Пушкин.

Актуализация опорных знаний

Любовь к сказкам привила поэту его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами под завывание вьюги рассказывала их маленькому мальчику.

Сказки, которые создал сам А.С.Пушкин много-много позднее, появились в период расцвета его творчества. Их было не так уж много, но, зато какие это сказки!

- Кто знает, сколько сказок было написано Пушкиным? (Семь)

4 слайд

 

 

 

5 - 10 слайды

Сейчас вашему вниманию будут представлены иллюстрации русских художников Билибина Ивана Яковлевича, Назарука Вячеслава Михайловича.

Рассказывают дети 1 группы

Иван Яковлевич Билибин - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Он умер в блокадном Ленинграде 1942г., а его работами мы до сих пор любуемся.

Вячеслав Михайлович Назарук - современный российский художник. Его по праву называют "мэтром" изобразительного искусства: его крупные живописные полотна и скульптуры сегодня украшают многие музеи и города России.

Викторина (1 группа)

- Назовите сказки по иллюстрациям.

11 слайд Актуализация знаний о сказках

- Ребята, чем отличаются сказки, написанные Пушкиным, от тех сказок, которые ему рассказывала няня?

Сказки А.С.Пушкина являются литературными, т.к. у них есть автор, а он слушал русские народные сказки. Кто их сочинил - неизвестно, говорят - народ.

12 слайд Новый материал

Сказки А.С.Пушкина хорошо известны и взрослым, и детям.

- Узнайте сказку по перечисленным главным героям.

"Сказка о рыбаке и рыбке"

13 слайд Именно эту сказку вы сегодня услышите в исполнении ребят нашего класса (3 группа). Вашему вниманию будет представлен слайд - фильм с иллюстрациями, выполненными тоже ребятами нашего класса (2 группа).

Вы сегодня - эксперты. Ваша задача: послушать сказку, посмотреть слайд - фильм, составленный творческой группой и оценить их работу. Может, кому-то захочется ещё выполнить иллюстрации и добавить их в слайд - фильм. Наш проект представим детям других классов.

14 слайд Лексическая работа

Значения незнакомых слов найди в учебнике на странице 142.

15 - 29 слайды Слайд - фильм (гиперссылка на звуковой файл "Приглашение в сказку" на 15-м слайде)

Чтение по ролям (3 группа)

30 слайд Итоги

В стране Вообразилии вы познакомились с произведением А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" в сопровождении слайд - фильма и чтения по ролям. Подведём итоги нашего путешествия.

Оценка экспертов

Понравилась ли вам работа творческой группы? Чем? Дайте оценку: отлично, хорошо, удовлетворительно.

Какие рекомендации вы хотели бы дать ребятам?

После оценки детей - экспертов учитель выставляет и комментирует отметки обучающимся за работу на уроке.

На следующем уроке будем работать над образами героев. Для этого дома перечитайте сказку.

31 слайд Домашнее задание

Прочитать сказку. С. 133 - 142.

Приготовить свои иллюстрации для дополнения в слайд - фильм.

32 слайд На слайде указаны авторы слайд - фильма. Звучат слова благодарности в их адрес.