Организация классного часа в 11-м классе

Разделы: Классное руководство


Для того чтобы задачи по воспитанию подрастающего поколения решались качественно классным руководителям необходимо иметь программу по воспитанию у учащихся духовно-нравственных качеств, стремления к здоровому образу жизни, спорту, патриотизму и т.д. В реализации такой программы большое значение имеют классные часы. Несмотря на разносторонность и многоплановость воспитательной работы, классный час является универсальной формой работы классного руководителя с детьми. Умелая организация классного часа позволит воспитателю полнее достичь желаемого результата.

Предлагаю схему организации классного часа.

1. Подготовительный этап.

Классный руководитель выбирает тему, направленную на осмысление актуальных для школьников вопросов жизни; определяет место данного классного часа в системе классных часов и всей воспитательной работы; производит анализ литературы, других информационных ресурсов по данной теме; намечает вопросы.

2. Составление плана.

Классный руководитель намечают блоки, из которых какие-то могут быть основными и не могут меняться, а какие-то могут стать вариативными; выбирает формы и методы, в которых умело используется специфика региона, особенности микросреды, история школы; применяет современные техники и технологии; пишет план.

3. Проведение классного часа.

Классный руководитель проводит классный час согласно составленному плану.

4. Рефлексия.

Анализ классного часа, как и любого другого мероприятия важен для того, что позволяет увидеть результат проведённой работы, отметить сильные и слабые моменты.

Примерная схема работы над подготовкой классного часа в 11-ом классе.

1. Подготовительный этап.

Тема: «Имидж современного человека».

Место и обоснование: так как современный мир профессий требует не только знаний специфики той или иной отрасли, но и массу такого, что выгодно отличает одного человека от другого. То, что от модели поведения на работе и в повседневной жизни может зависеть успешность профессиональной карьеры, всё это подводит нас к тому, что для ребят должны раскрываться такие понятия как этика, этикет и имидж.

Литература:

  1. Акишина А.А. Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М., «Русский язык»,1990.
  2. Лом И.М. Правила хорошего тона. ТОО «Ариель», 1993.
  3. Максимовский М. Этикет делового человека. М., «Дидакт.

2. Составление плана.

Будут использованы методы: беседа, ролевая игра.

План:

  1. Вступительная часть.
  2. Игра-сценка.
  3. Анализ ситуации.
  4. Подведение итогов.

3. Проведение классного часа.

Цели:

  1. Ознакомить с понятиями этика, этикет, имидж.
  2. Работа над повышением грамотности устной речи.
  3. Развить коммуникативные способности.

На доске написаны определения понятий:

  • Этика – понятие нравственного плана (нормы морали).
  • Этикет – понятие поведенческого плана (правила хорошего тона).
  • Имидж – «образ», впечатление.

Подготовительный этап:

Распределить между учащимися роли: работодателя, секретаря, 2-3 претендента на должность. У каждого участника своя роль и образ.

На доске написаны определения понятий:

  • Этика – понятие нравственного плана (нормы морали).
  • Этикет – понятие поведенческого плана (правила хорошего тона).
  • Имидж – «образ», впечатление.

Ход занятия

1.

Слово учителя:

Этикет – явление историческое и изменчивое. Современный этикет стал менее церемонным, он рассчитан в большей степени на сближение людей, взаимопонимание, взаимоуважение. Этикет – понятие широкое. Есть этикет дипломатический, придворный, телефонный гостевой, служебный, свадебный, гражданский. В любых жизненных ситуациях надо стремиться к хорошим отношениям со всеми, даже если сталкиваешься с человеком на короткое время. (Буфетчица, вахтёр, гардеробщица … можно пройти мимо, но можно поздороваться, улыбнуться, сказать что-либо.)

Поведение, одежда, взаимоотношения с людьми, позы, жесты, умение стоять и сидеть, организовывать деловые контакты. Именно эти, казалось бы, незначительные детали многое могут рассказать о человеке.

Каждый из нас создаёт определенный образ. Он может быть различным: доброго и приятного в общении человека, недотёпы, грубияна, скандалиста … Сколько людей – столько и образов. Создавая свой образ, каждый человек должен подумать, каким он хочет быть в глазах окружающих.

Манера поведения, стиль, имидж играют решающую роль при формировании первого впечатления, которое складывается у людей быстро и прочно. Человек сначала видит (посетителя, гостя, покупателя …), а затем слышит, как он говорит, и лишь потом понимает, что он говорит. Психологи утверждают, что первое впечатление примерно на 50% зависит от внешности, одежды и манеры поведения, на 40% - от тона голоса и на 10% - от содержания сообщения. Надо помнить всегда, что у нас не будет второй возможности произвести первое впечатление.

Предлагаю посмотреть небольшую сцену: хозяин фирмы нанимает нового работника.

Мы с вами играем роль зрителей и аналитиков ситуаций.

2.

Выходят ученики и разыгрывают сценку.

1 – ый претендент. На нём тёмные очки. Одет неряшливо. Во время беседы садится на стуле небрежно.

2 – ой претендент. Во время разговора сильно нервничает, что-то теребит в руках.

3 – ий претендент. Аккуратен. Говорит чётко.

Предлагаю ребятам разобрать ситуацию: кого примут на работу? В чём были ошибки двух других претендентов? (Как правило, ребятам удаётся найти почти все правильные ответы). Это:

  1. При разговоре не следует принимать позу, характеризующую агрессивность: насупленные брови, чуть наклонённая вперёд голова, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцеплённые пальцы.
  2. Не следует надевать очки с затемнёнными стёклами, так как, не видя ваших глаз, собеседник чувствует себя неловко.
  3. Внимательно следите за своими жестами и жестами собеседника. Они могут вам подсказать, помогут уточнить мысли собеседника, скажут о его характере. Наполеон утверждал: «Лицо может врать, руки – никогда». Если жесты говорящего направлены в сторону других, то он открыт для общения, у него есть потребность в установлении контактов. Если жесты говорящего направлены к себе, то человек не хочет контакта. Когда человек волнуется, нервы напряжены, руки выдают его состояние. Они либо за спиной, либо теребят что-то, либо пальцы сцеплены. А чтобы никто не видел вашего волнения, держите какое-то время руки в кармане.
  4. Уметь правильно сидеть, т.к. красиво сидящий человек всегда вызывает чувство уважения и интереса. Многие из нас любят сидеть, положив ногу на ногу. Европейская посадка требует, чтобы одно колено лежало на другом, а голень прижата к голени. Тогда мы будем сидеть красиво, и собрано. (Предлагаю учащимся принять эту позу). В противном случае наш вид будет говорить о расхлябанности и неуважении к окружающим. Кроме того, молодые люди, по правилам этикета, не должны сидеть в такой позе в присутствии женщин и девушек, а девушки не могут позволить себе такой посадки, если рядом есть женщина старше её по возрасту. Сидеть надо уверенно, занимая весь стул, и опираясь спиной на спинку стула. Ваша спина должна быть при этом прямой, а не «колесом». Нельзя, присев на стул, двигать его. Надо подвинуть стул до того, как сесть. Не стоит поправлять юбку, садясь на стул. Сесть легко, свободно и спокойно – вот о чём должна подумать женщина, прежде чем опуститься на стул.
  5. Быть приветливым собеседником. В этом поможет улыбка, которая может помочь снять напряжённость первых минут и способствовать более уверенному и спокойному общению.
  6. Быть чистым и аккуратным. Уши, нос, шея и руки выдают нас. Сразу можно определить, как давно человек был в ванной. Душ принимать надо каждый день, он придаёт силы, очищает кожу. Надо организовать себе правильный уход за чистотой рук, ног, тела, чтобы сохранить приятный внешний вид на долгие годы.
  7. Правильно подбирать одежду: она должна соответствовать обстановке и случаю. Сегодня самая распространённая одежда – костюм. Заметим, что деловой костюм – вещь консервативная. Следите за модой, но не копируйте её. Величайшая элегантность заключается в величайшей простоте.

4.

Обязательно подводим итоги…

Д. Карнеги предложил 6 правил искусства нравиться:

  1. Искренне интересоваться другими людьми.
  2. Улыбаться людям.
  3. Обращаться к собеседнику по имени.
  4. Уметь слушать собеседника.
  5. Говорить с собеседником о том, что его интересует.
  6. Внушать ему сознание его собственной значимости.

И всё это надо делать искренне!