Участники: Ведущие (2 юноши и 2 девушки), вокальная группа, музыканты.
Оформление и оборудование: фортепьяно, скрипка, гитара, музыкальный центр, столики для ведущих, кресла для вокальной группы свечи в старинных подсвечниках, стулья для зрителей, стоящие по кругу, фотографии из жизни поэтов в старинных рамках, которые создают ощущение уютной гостиной, коллажи Мережковского и картины футуристов, афиши начала века.
Шопен. Вальс. (слушаем)
1 юноша (под музыку).
Жилец с шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.
Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.
Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На чёрной выпилке пюпитра.
Шопен. Вальс. (слушаем)
1 девушка. Мы начали нашу встречу с музыки Фредерика Шопена и стихов Бориса Пастернака. Это не случайно. Серебряный век русской поэзии полон музыки. Это и музыкальные образы в поэзии Гумилева и Мандельштама, и блоковский цикл “Кармен”, и песни современных композиторов на стихи Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.
Никого не будет в доме… (исполняем)
1 юноша. Серебряный век подарил нам много замечательных имен. Одно из них – Николай Гумилев.
1 девушка. В ту ночь, когда он родился, над Кронштадтом бушевала буря. Тогда и предрекли ему полную событий жизнь. В детстве он был слабым, некрасивым, болезненно застенчивым ребенком. Часто хворал, но неистово бредил морскими путешествиями и завидовал героям Гомера и Фенимора Купера.
1 юноша. Оказалось, что у этого тщедушного мечтателя огромная воля к жизни и необыкновенная настойчивость. Каждодневные физические упражнения, непрекращающаяся работа над собой.
1 девушка. Повзрослев, он стал одним из самых блестящих молодых людей Санкт-Петербурга. Несмотря на многочисленные отказы все же добился руки Ани Горенко, будущей поэтессы Анны Ахматовой. Поистине эта история андерсеновского гадкого утенка.
1 юноша. Не исчезла с годами и его страсть к путешествиям. Он совершает их одно за другим, смотрит на мир глазами поэта и пишет о знойных африканских пустынях, о гордой красоте итальянских храмов, о суровых норвежских фиордах.
Э.Григ. “В пещере горного короля”. (слушаем)
1 девушка ( под музыку).
Кричит победно морская птица
Над вольной зыбью волны фиорда.
К каким пределам она стремится?
О чем ликует она так гордо?
Холодный ветер, седая сага
Так властно смотрит из звездной песни,
И в лунной грезе морская влага
Еще прозрачней, еще чудесней.
Родятся замки из грезы лунной,
В высоких замках тоскуют девы.
Златые арфы так многострунны,
И так маняще звучат напевы.
Но дальше песня меня уносит,
Я всей вселенной увижу звенья.
Мое стремленье иного просит,
Иных жемчужин, иных каменьев
Я вижу праздник, веселый, шумный,
В густых дубравах ликует эхо,
И ты проходишь мечтой безумной,
Звеня восторгом, пылая смехом.
А на высотах столь совершенных,
Где чистых лилий сверкают слезы,
Я вижу страстных среди блаженных,
На горном снеге алеют розы.
И где-то светит мне образ бледный,
Всегда печальный, всегда безмолвный.
…Но только чайка кричит победно
И гордо плещут седые волны.
1 юноша. Это стихотворение Н.Гумилева называется “На мотивы Грига”. Музыка норвежского композитора Эдварда Грига к драме Генриха Ибсена “Пер-Гюнт” не раз вдохновляла поэта.
1 девушка. В драме Ибсена рассказывается, как увлекаемый жаждой приключений крестьянский парень Пер-Гюнт покинул родную деревню. Прошло много лет. Умерла старая мать, забыли о нем друзья. Лишь верная Сольвейг ждет и по-прежнему любит. И вот Пер-Гюнт возвращается. Кругом бушует море, а вдали уже показались величественные Норвежские горы, родина.
Э.Григ. “Возвращение Пера-Гюнта”. (слушаем)
1 Юноша.
Я ничего не понимаю, горы:
Вам гимн поет кощунство иль псалом.
И вы, смотрясь в холодные озера,
Молитвой заняты иль колдовством.
Здесь с криками чудовищных глумлений,
Как сатана на огненном коне,
Пер-Гюнт летал на бешеном олене
По самой неприступной крутизне.
И, царств земных непризнанный наследник,
Единый побежденный до конца,
Не здесь ли Брандт, суровый проповедник,
Сдвигал лавины именем творца.
А вечный снег и синяя, как чаша
Сапфирная, сокровещница льда!
Страшна земля, такая же, как наша,
Но не рождающая никогда.
И дивны эти неземные лица,
Чьи кудри – снег, чьи очи – двери в ад.
С чьих щек, изрытых бурями, струится,
Как борода седая, водопад.
1 девушка. Образ Сольвейг по сей день является символом женской верности. Идут века, а женщины по-прежнему обречены ждать любимых, хранить верность, любить вопреки всему.
2 девушка. Поэтесса Марина Цветаева беззаветно любила Россию. Это была любовь- вина, любовь- зависимость, любовь – преданность. Но наступил день, когда она была вынуждена покинуть Россию, уступив другой любви, не менее сильной.
2 юноша. Ее муж Сергей Эфрон, офицер белой гвардии, жил в далекой Праге. И она уехала к нему. Позади была Россия, впереди – встреча с любимым. Высочайшая трагедия и печальное счастье.
2 девушка.
Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!
“Хочу у зеркала, где муть…”” ” ” ( Песня из кинофильма “С легким паром”).
2 девушка. Вернуться на родину она смогла лишь перед самой войной. В столичных городах ей, эмигрантке, жить запретили. Она поселилась в маленькой Елабуге, зарабатывала себе на жизнь стиркой белья и не могла писать.
2 юноша. Усугубленная войной драма отчаяния и одиночества завершилась в августе 1941 года самоубийством. Великой русской поэтессы не стало. Зато продолжают жить ее стихи. В том числе и это, посвященное Сергею Эфрону.
Дебюсси. Шаги на снегу. (слушаем)
2 девушка (под музыку).
Писала я на аспидной доске
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах,-
И на стволах, которым столько зим,
И, наконец,- чтоб было всем известно!-
Что ты любим! любим! любим! – любим! –
Расписывалась радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! Под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест- накрест перечеркивала – имя…
Но ты в руке продажного писца
Зажатое! Ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты – уцелеешь на скрижалях.
“Мне нравится” ( Песня из кинофильма “С легким паром”). (исполняем)
2 девушка.
Я на душу твою не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку бледную от лобзаний
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь,
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
И под медленным снегом стоя,
Опущусь по колено в снег,
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег.
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий – святыя славы –
Вседержитель моей души.
3 девушка. Эти стихи Марина Цветаева посвятила Александру Блоку, к творчеству которого она всю свою жизнь испытывала благоговейное восхищение.
3 юноша. Александр Блок не умел любить счастливой любовью. Непростым было его чувство к его Прекрасной Даме, жене поэта Любови Дмитриевне Менделеевой. Непросто складывались и его отношения с актрисой Любовью Александровной Дельмас.
3 девушка. Он пришел в театр музыкальной драмы, не ожидая никаких чудес. И вдруг в буре бессмертной бравурно- тревожной музыки, на сцене возникла настоящая Кармен, полная огня и страсти, вся дерзкая, неукротимая воля, вся – вихрь и сверкание. Разлетающиеся юбки – рыжие косы, сияющие глаза, зубы, плечи.
3 юноша.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет,
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Выход Кармен из оперы Ж.Бизе “Кармен”.
3 девушка. Потом он вспоминал: “С первой минуты не было ничего общего ни с одной из моих встреч. Сначала буря музыки влекущая колдунья, и – одинокое прислушивание к этой буре, какое-то медленное помолодение души”.
3 девушка.Потом они встретились. Ее звонкий смех, открытые плечи, розы на груди, крепкие духи… Его неловкость. Пустынные улицы. Темная Нева. В этот день были написаны “Ты – как отзвук забытого гимна…” и “О да, любовь вольна, как птица”.
3 юноша.
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно – я твой!
Да, все равно мне будет снится
Твой стан, твой огневой!
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей свершу я требу
За твой огонь звездам.
Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов… !
3 девушка. Истинные поэты не могут не чувствовать музыку, не любить ее. В поэзии Осипа Мандельштама звучит музыка Баха и Бетховена, незатейливая мелодия гармоники и скрипка Паганини.
Фуга e-moll Иоганна Себастьяна Баха (слушаем)
1 девушка.
Здесь прихожане – дети праха
И доски вместо образов,
Где мелом Себастьяна Баха
Лишь цифры значатся псалмов.
Разноголосица какая
В трактирах буйных и церквах,
А ты ликуешь, как Исайя,
О, рассудительнейший Бах.
Высокий спорщик, неужели,
Играя внукам свой хорал,
Опору духа в самом деле
Ты в доказательстве искал.
1 юноша.
Что звук? Шестнадцатые доли,
Органа многосложный крик,
Лишь рокотал твоя, не боле,
О, несговорчивый старик!
И лютеранский проповедник
На черной кафедре своей
С твоими, главный собеседник,
Мешает звук своих очей.
2 девушка. И стихи самого Мандельштама удивительно легко ложатся на музыку. Вернее музыка живет в них самих. И композиторам остается лишь услышать ее и запечатлеть в нотах.
Наедине со всеми. Песня из репертуара А.Пугачевой. (исполняем)
2 девушка.
Судьба его оказалась трагической. Недоброжелательство властей, почти открытая травля, ведь он был не из тех, кто воспевал шелест красных знамен.
2 юноша.
С 1925 по 1930 год он не написал ни строчки: путешествует по Кавказу, Армении, Грузии. В 1930 году он возвращается в родной город и вновь начинает писать.
Ленинград. (слушаем)
3 девушка
Потом была ссылка в Воронеж, арест и смерть в далеком пересыльном лагере. “Вторая речка” под Владивостоком. Страшная трагическая смерть. Он был жесток со своими поэтами. этот серебряный век.
3 юноша.
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей, –
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век–волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей...
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе;
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе.
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
d Александр Герцевич. (слушаем)
1 девушка. Велик был новый век России. Век двадцатый. Век побед и свершений.
2 юноша. Страшен был новый век России. Век двадцатый. Век войн и репрессий.
3 девушка. Прекрасен был новый век России. Век двадцатый век поэзии и любви.
1 юноша. Каким будет новый век России. Век двадцать первый?
Аллилуйя любви. Из оперы Рыбникова “Юнона и Авось”