Урок русского языка в 4-м классе по теме "Порядковые и количественные числительные"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с разрядами имен числительных (с количественными и порядковыми), с изменениями числительных.

Задачи: 1. Продолжить знакомство с разрядами имен числительных, их признаками; познакомить со сложными и составными числительными, с некоторыми правилами изменения составных и сложных числительных.

2. Способствовать формированию умений анализировать, делать обобщения, способствовать развитию наблюдательности, речи, памяти.

3. Содействовать воспитанию самостоятельности, уважения друг к другу, тактичности.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, карточки – ответы на вопросы о количественных числительных, учебник Соловейчик “Русский язык. К тайнам нашего языка. 4-й класс, 2 часть”.

Ход урока

I. Анализ домашней и классной работ за предыдущий урок.

-С домашней работой справились ... Некоторые ребята еще допускают ошибки при списывании. Не забывайте, списав текст, его проверять.

Радует, что все ребята выполнили работу над ошибками.

Имеют небольшие недочеты, но в целом справились с анализом слов следующие ребята:…

Ошибки у других ребят касались определения падежа у имен существительных и прилагательных, а также нашли неверно главное слово в словосочетании.

На прошлом уроке была словарная работа. Больше половины детей оценку поставили верно, т. е. ребята знают написание словарных слов, были внимательны при проверке и выбрали верную оценку. Хорошие учителя были у …

II. Повторение изученного.

1)Определение темы урока.

-Прочитайте слова. Определите тему урока. (Слова на доске).

Пять, одинадцать, семьдесят, третий, десять.

-К какой части речи относятся слова?

-Что вы знаете о числительных? (Дети отвечают, учитель на доске оформляет ответ)

Имена числительные

Количественные

Сколько?

Изменяются:

по родам (1, 2)

по падежам

-В каком слове обнаружили ошибку? (одиннадцать)

-Почему оно так пишется? Запишите его в тетрадь еще раз.

2) Проверка домашнего задания.

-Как вам пришлось изменять числительные в домашней работе?

-Прочитайте отрывки так, как вы записали, четко проговаривая слова, которые вы изменяли.

-Остались ли у вас слова с нерешенными орфографическими задачами?

3) Самостоятельная работа.

- Проверим, как вы поняли эту тему.

-Запишите словосочетания, заменяя цифровую запись на буквенную. Укажите падеж числительных. Как будете его определять? Выделите окончания.

у 7 б.рез

за 5 зайц.ми

у 3 .п.льсинов

в 2 к.рманах

о 8 в.р.бьях

к 4 т.релкам

с 1 б.летом

Взаимопроверка.(Учитель открывает доску с правильной записью словосочетаний).

-Оцените работу товарища на полях карандашом.

4)Индивидуальные задания для самостоятельной работы (для сильных учащихся).

-Запишите словосочетания, заменяя цифровую запись на буквенную. Укажите падеж числительных. Выделите окончания.

Пользуйтесь помощью учебника на с. 8, 9, 10.

У 50 мальч.ков

500 дев.чек

у 70 м.шин

за 600 л.патами

у 43 ц.плят

в 128 гаражах

о 531 килограм?е

III. Изучение нового материала.

1)Постановка задачи.

-Попытайтесь прочитать эту фразу

К 326

(Дети предлагают разные варианты)

-Как же правильно? Дополним наши знания. Я думаю, нам помогут ребята, работавшие самостоятельно по карточкам.

2)Проверка работ детей, работавших по карточкам.

-Почему числительные, с которыми вы работали, называют сложными?

-Расскажите, какими правилами вам пришлось воспользоваться, чтобы грамотно записать числительные.

В середине сложных числительных пишется ь.

В сложных числительных изменяются обе части.

Если числительное состоит их нескольких слов, то каждое слово изменяется по падежам.

-Прочитайте словосочетания, которые вы записали.

-Оцените сами свою работу на полях.

3)Закрепление правил.

-с. 9 упр. 339(у)

- Пользуясь этими правилами, прочитайте выражения.

4)Знакомство с порядковыми числительными.

-Вернемся к словам, которые читали в начале урока. Все ли слова отвечают на вопрос сколько?

-Будет ли оно количественным?

-К какой же группе оно будет относиться? Дополним свои знания сведениями из учебника на с. 8.(Самостоятельное чтение)

-Так к какой же группе числительных относится слово “третий”? Докажите. На какой вопрос оно отвечает?

-Какую часть речи оно напоминает?

-Изменяться оно будет также: по числам, падежам, родам.

5) Первичное закрепление.

Упр. 336.

- Прочитайте начало стихотворения. Назовите числительные.

-К какой группе относятся эти числительные? Докажите.

-Как узнаем окончания числительных?

-Решим другие орфографические задачи.

IV. Итог.

- Итак, подведем итог. Что нового узнали на этом уроке о числительных?

порядковые

сложные

изменение сложных и составных числительных

V. Домашнее задание.

Упр. 341

- Прочитайте задание; стихотворение. У какой мамы возникли трудности?

-В чем она заключается?

-Как узнаете, сколько же калошек понадобится маленьким сороконожкам?

-Задайте мне вопросы по выполнению заданий.

VI. Оценивание.

-Чью работу на уроке оценим высоко?

-Кому дадим совет быть внимательнее?

-Вспомните урок с начала до конца, как вы трудились. Оцените себя. Кто желает поделиться самооценкой?

-Я сравню вашу оценку с работой в тетради. Результаты сообщу на следующем уроке русского языка: совпали ли эти оценки.