"Свой бизнес? Возможно ли это?" Деловая игра с элементами тренинга

Разделы: Внеклассная работа


Как показывает практика, подростки в возрасте 13-15 лет очень хорошо воспринимают активные формы обучения, такие, как деловая игра, дискуссия, тренинг. Кроме того, можно вспомнить одно очень хорошее психологическое правило, которое гласит, что 90% информации человек усваивает тогда, когда сам попробует что-то сделать. Вот мы и попробовали.

Цели занятия:

— знакомство с новыми профессиями на рынке труда;

— развитие навыков целеполагания и планирования;

формирование информационного пространства;

— формирование умения работать в команде.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент (1 минута) Слайд 1 (См. презентацию.)

Дети заходят в оборудованный класс в назначенное время. Садятся на стулья, заранее поставленные в круг (элемент тренинга).

Ведущий. Здравствуйте ребята, я рада видеть вас, у нас сегодня много интересной и творческой работы.

II. Мотивация (2 минуты).

1. Введение в атмосферу тренинга.

Ведущий: Все немного напряжены, кто-то переживает за исход сегодняшнего мероприятия, кто-то думает: зачем я здесь вообще, кто-то пришёл проанализировать и покритиковать, возможно, а кто-то просто поприсутствовать. Возможно, не все чувствуют себя уютно и комфортно в данный момент. Давайте немножко расслабимся и почувствуем удовольствие от того, что мы все просто здесь собрались.

Все встают и задают по очереди друг другу вопрос: “Как поживаешь?” Ответ: “Спасибо, хорошо. А ты?”

2. Вступление.

1) Ведущий. Ни для кого не секрет, что в жизни очень важно, чтобы рядом были люди, которым можно доверять, которые помогут в трудную минуту, не бросят, не предадут. Один человек — это одна умная голова, а если несколько людей, то?

Ответ детей. Несколько умных голов.

Ведущий. Поэтому очень важно работать именно в команде, где каждый знает свою задачу. Но не менее важно, когда эта команда умеет четко организовать свою работу, когда она конкретно знает свою цель, знает, ради чего и как достичь этой цели. Как показывает практика, многие люди не добиваются в жизни того, чего хотят, не потому, что у них нет ума или способностей, а потому, что они не смогли правильно поставить цель и четко спланировать траекторию ее достижения. Поэтому очень важно уметь правильно ставить цель, задачи по ее достижению и распределять свои возможности.

3. Аналитическая беседа (7 минут).

1) Ведущий. Сегодня вашему вниманию предлагается деловая игра “Кадровый вопрос”: “Свой бизнес? Возможно ли это?”. Речь пойдет о создании своего бизнеса. Чтобы создавать свой бизнес, нужно не только учитывать все, о чем мы говорили ранее, но и подумать о том, что создается именно сейчас и имеет большую ценность. Естественно предположить, что если создаются новые способы действий, то нужны и люди, которые смогли бы осваивать эти способы. Таким образом, появляются новые профессии.

Например, что вы знаете о профессии брокер!

Ответ детей.

Ведущий. А кто такой витражист'?

Ответ детей.

Скорей всего, ребята затруднятся правильно ответить на вопросы.

Ведущий. Я вообще – то так и предполагала, что не всё так хорошо обстоит со знанием специфики профессий.

2) Ведущий: Чтобы почувствовать себя совсем уже комфортно, проведём небольшую игру в “Экономические загадки-добавлялки”, чтобы выяснить, что же вы знаете об экономики.

Весёлая экономика Слайд 2

Материалы для познавательных игр по экономике. Экономические загадки-добавлялки

1. На товаре быть должна
Обязательно... (цена).

2. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким... (доход).

3. Журчат ручьи, промокли ноги -
Весной пора платить... (налоги).

4. Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без... (рекламы).

5. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно... (весы).

6. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в... (банке).

7. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой... (вклад).

8. Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся... (залог).

9. В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет... (бизнесмен).

10. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь... (товар).

11. В банке для всех вас висит прокламация:
“Деньги в кубышках съедает... (инфляция)”.

12. И врачу, и акробату
Выдают за труд... (зарплату).

13. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы... (ссуду).

14. Стал владельцем, братцы, я –
Вот завода... (акция).

15. Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них... (договоры).

16. Очень вкусная витрина
У овощного... (магазина).

17. На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут-набегают в банке... (проценты).

18. Приносить доходы стал
В банке папин... (капитал).

19. Чуть оплошаешь - так в тот же момент
Весь рынок захватит твой... (конкурент).

1. Ведущий. Мы сейчас немного расширим свой кругозор в области новых профессий.

Участникам раздается список профессий.

А теперь поделимся на две команды, которые будут создавать свой бизнес по продаже компьютеров.

(Разделить детей на две группы. Они садятся за заранее поставленные столы, и только после этого можно продолжать разговор о задании.)

Каждый из вас сейчас представит, сообразуясь со списком профессий, какая ему ближе. Каждой команде дана инструкция, в которой прописаны все этапы становления вашей фирмы.

2. Инструкция: Слайд 3

1) Каждой команде даются этапы ваших действий. Для начала выработайте порядок вашей работы, что за чем вы будете делать. (Карточки)

Порядок действий:

  1. Поставь цель.
  2. Подумай, какими путями её можно достичь.
  3. Посоветуйся с опытными людьми.
  4. Составь план работы.
  5. Найди тех, кто будет выполнять эту работу.
  6. Разбей всю работу на части.
  7. Распредели обязанности.
  8. Объясни исполнителям, что от них требуется.
  9. Контролируй ход работы.
  10. Подведи итоги.

2) Из списка предложенных профессий нужно выбрать те, которые относятся к компьютерному бизнесу и необходимы для решения задач бизнеса. Ваш бизнес: компьютерное производство и продажа компьютеров.

Подсказка: задача выбора упрощается, если вы для начала ознакомитесь с информацией о профессиях, а затем выстроите схему “движения товара”. (“Движение товара” идет от производителя к потребителю. Помните, вы реализуете товар!)

3) Придумайте “бренд” (торговую марку и кредо) своей компании.

4) Вакансии выбранных вами профессий должны быть заполнены конкретными людьми. Это ваши одноклассники. Профессий должно быть столько, сколько человек в вашей команде. (Список профессий)

5) Помните об “информационном поле” – вашему делу нужна раскрутка! Разработайте программу рекламной акции.

6) Защита проектов (реклама и представление выбранных профессий).

Ведущий. Я прошу вас обратить особое внимание на пункт № 4 в ваших инструкциях. Постарайтесь быть внимательными: выбранных вами профессий должно быть столько, сколько человек в вашей команде. Время создания проекта — 10 минут. После окончания работы вам нужно будет защитить проект, а наше компетентное жюри оценит, у какой фирмы они бы купили товар. Время пошло.

В жюри обязательно следует пригласить несколько педагогов, которые будут выбирать наиболее приемлемый бренд. Такая ситуация стимулирует ребят и приближает их работу к реальной жизни.

3. Самостоятельная работа в группах (10 минут)

Ребята разрабатывают бренды для своих компаний, рекламу, кадровую политику.

Работа идет в двух группах, в каждой группе четное число участников.

4. Защита проектов (10 минут)

1) Порядок действийучастники сдают жюри свои карточки с расставленными цифрами. С помощью мультимедиа проверяется правильность выполнения. Жюри подводит итоги. Слайд 4

2) Представление проектов.

Ребята представляют свои проекты на суд компетентного жюри. В защиту входит рекламная акция с представлением своих работников. Слайд 5, 6

5. Итог занятия (5 минут)

1) Выбирается та команда, проект которой окажется наиболее продуманным и логичным. Жюри комментирует свои оценки. Возможна ситуация, когда победителя не будет и обе команды будут признаны успешными.

Ребята высказывают свое мнение: в какой момент им было легче всего, а в какой момент сложнее, какой опыт они получили на занятии (Анкета - рефлексия) Слайд 7

2) Ведущий: Для завершения нашей игры я хотела бы зачитать следующую цитату преуспевающего бизнесмена Н. Хилла из его книги “Думай и богатей”: Слайд 8

“Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесёт успеха”.

3) Свой бизнес – это возможно? Слайд 9

Если да, то при каких условиях?

  1. Умение работать в команде.
  2. Команда умеет четко организовать свою работу.
  3. Команда конкретно знает свою цель, знает, ради чего и как достичь этой цели.

4. Команда умеет ставить задачи по достижению цели и распределять свои возможности.

6. Ритуал прощания (1 минута)

1) “Обруч” - Все участники берутся за “обруч” (из тесьмы). Нужно натянуть “обруч” и тогда он становится жёстким и упругим, как настоящий обруч. Если кто-то в команде пытается натянуть его на себя, то он хочет перетянуть инициативу на себя и работать не в команде. Тот, кто ослабит натяжение, позволяет другим руководить. Смысл: Работать в команде можно только тогда, когда все работают дружно, не тянут на себя “одеяло” и позволяют кому-то руководить и подчиняются ему.

Ведущий. Ребята, спасибо вам за занятие. У вас теперь появился опыт создания собственного бизнеса, я надеюсь, этот опыт вам пригодится в будущем. Удачи! Слайд 10

Все троекратно пожимают друг другу со словами: “До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!”.

Примечание

Роль ведущего в этом занятии сводится к роли помощника, человека, который только направляет деятельность детей.

Обязательно присутствие педагогов, которые выступают в роли жюри, оценивающего качество групповой работы. Это является дополнительным стимулом для ребят, как показало занятие, которое было проведено в девятых классах. Ребятам очень понравился именно такой вид деятельности — “деловая игра”. Для них ценно было как раз то, что они самостоятельно создавали свой собственный проект.

СПИСОК ПРОФЕССИЙ

БРОКЕР - оказывает услуги при заключении коммерческих, валютных, кредитных сделок, совершаемых на бирже между покупателем и продавцом; консультирует клиентов, осуществляет расчётно-аналитическую деятельность, покупает место на бирже: вознаграждение формирует за счёт комиссионных в процентах от суммы сделки.

ВИТРАЖИСТ - занимается оформлением витрин и выставок; разрабатывает дизайн, оборудует витрины и другие элементы выставочных комплексов.

КОПИРАЙТЕР - занимается трансформацией рекламных идей, разработкой концепции рекламной компании, созданием эффективных рекламных текстов и слоганов.

ЛОГИСТИК - руководит отделом закупок, в его ведении склады, транспорт, таможенные проблемы. Формирует общую стратегию поставок товара, обеспечивает наиболее выгодную доставку его до склада, удачно выбирает транспорт, быстро систематизирует и размещает товар.

МЕНЕДЖЕР ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ - создаёт наиболее благоприятные условия для клиентов, побуждает его сделать покупку именно в этом магазине, помогает при необходимости поменять купленный ранее товар. Убеждает клиента в выгоде приобретения именно этого товара.

СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ - должен уметь быстро и грамотно печатать, правильно оформлять документы, фиксировать, систематизировать почту, информацию; должен владеть компьютером и другой оргтехникой, уметь организовать деловую встречу, изучать и анализировать состояние рынка. Важную роль при этом играют знание этикета и имидж секретаря.

БРЕНД-МЕНЕДЖЕР - работник, цель деятельности которого “раскрутка” торговых марок, их продвижение на рынок, управление формированием представления о них в сознании потребителя.

МАРКЕТОЛОГ - основная задача этих специалистов - исследование спроса на производимую продукцию и организация её сбыта, то есть поиск потенциальных клиентов, определение тех сегментов рынка, куда эту продукцию целесообразно “продвигать”.

ПРОГРАММИСТ - создаёт компьютерные программы, устраняет неполадки в той или иной программе, устанавливает программное обеспечение на различных предприятиях и индивидуально.

ЮРИСТ - специалист в области прав человека, консультирует по различным правовым вопросам как индивидуально, так и целое предприятие; помогает совершать сделки, помогает правильно составлять договоры.

ЭКОНОМИСТ - составляет бюджет предприятия наиболее рационально, планирует расходы и доходы предприятия.

ПРОДАВЕЦ- КОНСУЛЬТАНТ - его задача простая и сложная - продать для этого он должен правильно представить вещь покупателю: рассказать о фирме-производителе, отметить конструктивные особенности данной модели, акцентировать внимание на её практичности и так далее.

Тест “Способность быть бизнесменом”

Выберите наиболее подходящий вариант ответа на каждый вопрос. Расшифровка результата приводится в конце теста.

1. Какой, по-вашему, самый легкий способ “делать” деньги:

а) много работать, быть широко информированным, рисковать, вкладывать наличные деньги в дело;

б) ждать наследство от “богатого дяди”, попытаться “отхватить” крупный выигрыш в лотерею или в азартных играх;

в) карьеру делать постепенно, шаг за шагом, не проявляя спешки и не отлучая себя от участия в политике?

2. Какую прибыль, по вашему мнению, получают зарубежные миллионеры от неплохой сделки:

а) около миллиона долларов;

б) до десяти миллионов долларов;

в) свыше десяти миллионов долларов?

3. С какими из перечисленных заключений вы согласны:

а) чем больше удается заработать денег, тем большее удовлетворение получаете от своей работы;

б) деньги - власть;

в) обладание богатством вызывает зависть, и это приятно?

4. Вложите ли вы свои деньги в мероприятие, когда нет никаких гарантий, что эти деньги не потеряете:

а) да;

б) сумму в разумных размерах (не приведет к разорению);

в) нет?

5. Как отнесетесь к вымогательству, сопровождаемому шантажом и угрозами физической расправы:

а) прибегнете к помощи соответствующих органов;

б) постараетесь справиться своими силами;

в) откупитесь?

6. Участвуете ли в азартных играх, в частности в тотализаторе на ипподроме, и готовы ли в пылу азарта сделать крупную ставку:

а) да;

б) да, если есть “свободные” деньги;

в) нет?

7. Как вы считаете, люди какой из перечисленных специальностей имеют самый большой шанс разбогатеть?

а) актер, художник, журналист, инженер, геолог;

б) адвокат, врач, политик, певец, мастер на все руки;

в) руководитель фирмы, издатель, коммерсант.

8. Как вы относитесь к деловым связям с друзьями:

а) могу дать взаймы надежному приятелю: не исключено, ведь, что и он мне ответит взаимностью в нужный момент;

б) дружба дружбой, а денежки врозь;

в) при нужде беру в долг, сам же - никогда, никому и ни под каким видом, таков мой принцип?

9. Если станете миллионером, будете ли наслаждаться сознанием, что принадлежите к элите:

а) несомненно;

б) буду демонстрировать свое наслаждение только тем, кто не верил в меня или относился свысока;

в) нет?

10. Куда бы вы “вложили” свои “свободные” капиталы:

а) в недвижимость, другое имущество, в предметы искусства;

б) в акции и ценные бумаги;

в) сделаю так, как решит моя жена (муж)?

11. Если вы имеете на своем счету тридцать миллионов, будете активно продолжать операции по наращиванию своего состояния?

а) может быть, если только дело окажется надежным;

б) непременно;

в) ну его к черту! С меня хватит.

Оценка результатов тестирования

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

“а”

6

0

6

0

6

0

0

3

0

3

3

“б”

0

3

3

6

3

3

3

6

3

6

6

“в”

3

6

0

3

0

6

6

0

6

0

0

До 21 очка включительно. Здоровая и цепкая хватка бизнесмена вам совершенно чужда. Вы очень поверхностно представляете себе коммерческую и деловую деятельность, далеки от экономики и юриспруденции. Советуем поискать иное поприще.

От 22 до 45 очков. Вы можете стать миллионером, но это потребует от вас неимоверных усилий и адского труда. Избегайте финансовых и прочих спекуляций. Не ищите легких путей в своем деле. Лучшее, что вам “светит” - войти в состав правления фирмы или стать совладельцем. Только со временем, приобретая и не теряя присутствия духа, вы сможете обрести имя в бизнесе.

Свыше 45 очков. Вы имеете, кажется все необходимое, чтобы стать миллионером. Ваши взгляды, способности, деловая хватка дают вам большой шанс. Пусть ваше богатство не лишит вас человеческих качеств и не отгородит каменной стеной от былых друзей.

АНКЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

1. Вы брал (а) ли ты профессию? Если да, то какую?

2. Если выбрал(а), то почему?

1) высокая зарплата

2) престижно

3) мне это интересно

4) посоветовали родители

3. Если не выбрал(а), то почему?

1) плохо знаю мир профессий

2) плохо знаю свои возможности

3) не могу сделать выбор из разных вариантов

4) не знаю, как выбирать профессию

4. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

1) предмет, содержание, условия труда

2) профессионально важные качества.

3) где можно получить профессию

4) спрос на профессию на рынке труда

5. Знаешь ли ты средний размер заработной платы в стране? Когда ты будешь работать , ты рассчитываешь зарабатывать

1) примерно столько

2) в два раза больше

3) в три раза больше

4) намного больше

6.Ты предпочитаешь

1) небольшой, но стабильный доход

2) много работать и много получать

3) мало работать и мало получать

4) возможность высокой прибыли с риском всё потерять

7. Желательный для тебя профиль обучения?

8. Какой предмет труда тебя привлекает (поставь цифру “1.” рядом с основным выбором и цифру “2” рядом с запасным выбором)?

1) человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники)

2) информация (тексты, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования)

3) финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

4) техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

5) искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т. д.)

6) животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т. д.)

7) изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясомолочные продукты, овощи, фрукты и т.д.)

8) природные ресурсы (земли, водоёмы, леса. Горы, месторождения угля, нефти. Газа, полезных ископаемых и т.д.)

9. Какой вид деятельности тебя привлекает (поставь цифру “1” рядом с основным выбором и цифру “2” рядом с запасным выбором)?

1) управление (руководство чьей-то деятельностью)

2) обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

3) образование (воспитание, обучение, формирование личности)

4) производство (изготовление продукции) 5)конструирование (проектирование деталей и объектов)

6) исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) 7)защита (охрана от болезней и враждебных действий)

8) контроль (проверка и наблюдение).

Приложение

Карточки

- Найди тех, кто будет выполнять эту работу.

- Объясни исполнителям, что от них требуется.

- Посоветуйся с опытными людьми.

- Распредели обязанности.

- Контролируй ход работы.

- Поставь цель.

- Подумай, какими путями её можно достичь.

- Разбей всю работу на части.

- Составь план работы.

- Подведи итоги.

- Найди тех, кто будет выполнять эту работу.

- Объясни исполнителям, что от них требуется.

- Посоветуйся с опытными людьми.

- Распредели обязанности.

- Контролируй ход работы.

- Поставь цель.

- Подумай, какими путями её можно достичь.

- Разбей всю работу на части.

- Составь план работы.

- Подведи итоги.

Рефлексия

1. Для меня было интересным …

2. Я узнал (а) для себя …

3. Для меня было легко …

4. Для меня было трудным …

5. Для меня было бы лучше, если бы …

6. …

Список использованной литературы

1. Агеева И.Д. Весёлая экономика. Материалы для познавательных игр по экономике для учащихся 8-11 классов”. “Последний звонок”, № 11, 2007г.

2. Аджиева Е.М. и др. “50 сценариев классных часов”. Москва, Центр “Педагогический поиск”, 2005г.

3. “Поурочные планы по обществознанию”, 6 кл. Методическое пособие. Москва “Глобус”

4. Шумилова О. “Свой бизнес? Да, это возможно!”. “Школьный психолог”, № 4 (410), 2008г. Издательский дом “Первое сентября”.

5. Хилл Н. “Думай и богатей”. М., 1997г.