Оценочный лист как средство диагностики на уроках физики

Разделы: Физика


Что такое Оценочный лист

В своей практике использую Оценочные листы как инструмент диагностики, оценки результата образовательного процесса, а также для выставления рейтингового балла учащимся (Таблица1).

В качестве показателей, по которым отмечаются и диагностируются результаты, были выбраны следующие составляющие образованности:

1. Предметно-информационная, в которую входят
1.1. Выполнение контрольных заданий по теме
1.2. Общеучебные умения и навыки
1.2.1. умение анализировать
1.2.2. умение доказывать
1.2.3. умение делать выводы

2. Деятельностно-коммуникативная
2.1. уровень развития устной речи
2.2. умение работать с информацией
2.3.грамотность устной и письменной речи

3. Ценностно-ориентационная
3.1. умение использовать полученные знания в повседневной жизни
3.2. уровень адекватности самооценки

По усмотрению учителя количество контролируемых показателей может быть уменьшено или увеличено.

Такой оценочный лист заполняется после проведения каждого контрольного занятия в классе. Как правило, это обобщающий урок по теме, который проводится после контрольной работы. Такие уроки проходят в нестандартной форме и позволяют широко оценить знания, умения и навыки учащихся по предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющим образованности. Разнося получаемые результаты по таблицам для каждого учащегося (Таблица 2) можно отслеживать изменение показателей по каждому ученику, что позволяет вовремя корректировать, давать ему дополнительные задания, консультации по той или иной теме или направлению, если наблюдается ухудшение, и наоборот, усложнять задания для стимулирования познавательной активности.

Оценочный лист – это возможность отойти от традиционной 5-ти балльной школьной оценки. Нередко с традиционной оценкой у детей связаны негативные эмоции, они зажаты между традиционными баллами 2, 3, 4 или 5: “Плохая оценка – ты плохой”. Поэтому применение рейтинговой оценки уводит их от мысли, что оценивается их личность. Оценивается на самом деле их работа, их успешность в выполнении конкретных заданий, в решении конкретных задач.

Анализируя результаты контрольных занятий по различным темам, полученные с помощью Оценочного листа, можно прийти к выводу об эффективности использования той или иной методики при объяснении нового материала, при его повторении и закреплении различного уровня. (Таблица 3).

Из таблицы видно, при использовании какой методики на уроке был выше средний уровень качества знаний и успеваемость в данном классе или выше средний балл за урок.

Как заполняется Оценочный лист

В ходе проведения контрольного урока и после его окончания заполняется оценочный лист на основании предложенных на уроке заданий:

  • заполненных карточек-тестов,
  • устных ответов на вопросы по теме урока,
  • устных выступлений учащихся во время урока,
  • выводов, сделанных учащимися во время урока,
  • выполненного теста для самопроверки,
  • выполнения практической работы,
  • анкетирования учащихся в конце урока.

Порядок заполнения Таблицы 1:

  1. Контрольно-методический срез заполняется на основании карточек-тестов, заданий, теста для самопроверки, ответов на вопросы по теме урока и письменного домашнего задания. Оценка – 0, 1 или 2 балла в зависимости от предлагаемых заданий и их количества. Для каждого задания или теста разрабатываются свои критерии оценки.
  2. Общеучебные умения и навыки оцениваются по результатам письменных работ учащихся и по их устным ответам на уроке.
  3. Колонки “Умение анализировать”, “Умение доказывать”, “Умение делать выводы” заполняются также в зависимости от того, как ученик работал на уроке: 0 баллов, если не справился с предложенными заданиями, 1 – умение проявлялось не всегда, 2 балла – при правильном выполнении поставленных задач по выявлению уровня данных умений.
  4. Уровень развития устной речи оценивается по устным ответам на уроке, а также подготовленным заранее сообщениям. 2 балла выставляется, если речь грамотная, свободная, логически построенная. 1 балл – ответы не всегда логически верные, много лишних слов, ответы по наводящим вопросам, 0 баллов – ответы отсутствовали.
  5. Умение работать с информацией оценивается на основании работы учащегося с таблицами и карточками, учебником и справочной литературой в течение всего урока. 2 балла выставляется, если заполнение карточек и таблиц не вызвало у учащегося затруднений, информацию в справочной литературе находит самостоятельно; 1 балл – если у учащегося после объяснений учителя возникают вопросы о процессе заполнения карточек и таблиц, работа со справочным материалом вызывает затруднения; 0 баллов – если карточки и таблицы не заполнены, не может найти необходимую информацию в справочной литературе.
  6. Грамотность оценивается по заполненному листу выводов и выполненных письменных работ. 2 балла – если нет ошибок в письменной и устной речи, 1 балл – 1 – 3 ошибки, 0 баллов – 4 и более ошибок
  7. Умение использовать полученные знания в повседневной жизни оценивается по выполнению одного из заданий, содержащих вопрос о применении знаний в жизни и быту: 2 балла – если дан развёрнутый ответ на поставленный вопрос, приведены примеры и дана оценка рассматриваемым явлениям; 1 балл – если ответ сжатый, мало примеров, нет оценки рассматриваемых явлений; 0 баллов – задание не выполнено.
  8. Для определения уровня адекватности самооценки обязательно в конце каждого контрольного урока проводится анкета (Таблица 4). Уровень адекватности самооценки определяется при анализе анкет учащихся и сравнении их с фактическими результатами работы учащегося в течение урока: 2 балла – самооценка учащегося совпала с фактической оценкой; 1 – самооценка учащегося завышена по сравнению с фактической оценкой; 0 баллов – самооценка занижена по сравнению с фактической.

По оценочному листу суммируется общий балл за урок по каждому ученику. Определяется его рейтинг в классе и соответственно этому выставляется оценка за урок. Рейтинговая оценка служит дополнительной мотивацией для учеников к активной работе на уроке.

По результатам контрольно-методического среза рассчитываем средний балл, % качества знаний и успеваемости (% количества цифр “2” в колонке) и % успеваемости (% количества цифр “1” и “2” в колонке).

Мониторинг качества знаний и успеваемости учащихся

Анализируя результаты контрольных занятий по различным темам, оцененных с помощью Оценочного листа, прихожу к выводу об эффективности использования той или иной методики при объяснении нового материала, при его повторении и закреплении различного уровня. (Таблица 3).

Оценочный лист позволяет получить следующие сведения о классе:

  1. Уровень качества знаний и уровень успеваемости по теме данного урока и предыдущей теме.
  2. Уровень овладения учащимися общеучебными умениями и навыками: анализом, умением доказывать, делать выводы;
  3. Уровень развития устной речи;
  4. Уровень умения работать с информацией;
  5. Уровень грамотности;
  6. Уровень умения использовать полученные знания в практической жизни;
  7. Уровень адекватности самооценки учащихся.

На сегодняшний день можно сказать, что применение Оценочного листа позволяет отследить по каждому ученику изменение его уровня знаний, умений и навыков при изучении различных тем в течение учебного года. Оценочный лист даёт возможность вести постоянный мониторинг результата образовательного процесса по каждому ученику и классу в целом. Также он позволяет оценить эффективность применяемых на уроках методов для обучения и воспитания конкретного ребёнка и класса.

Список литературы:

Государственный образовательный стандарт (НРК образования в период детства, основного общего и среднего (полного общего) образования Свердловской области).

Приложение (таблицы)