Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Данное занятие направлено на развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особенно ценным является то, что коррекционно-развивающие занятия представлены в интересной игровой форме, объединенных общей темой, в которой все действия происходят с персонажами-гномами. Что создает особую атмосферу во время занятий.

Для детей гномы — рассудительные, аккуратные, наделенные многими чертами взрослых — все-таки остаются маленькими. Они могут быть озорными и веселыми, добрыми и непосредственными, как дети. Это вызывает у детей чувство доверия к ним и стремление опекать их на правах большого, дети имеют хорошую возможность проявить самостоятельность и ответственность. В игре они будто бы помогают маленьким человечкам точно выполнять различные действия. В этой ситуации снимается страх перед ошибкой, поскольку всегда существует возможность самореабилитации – можно сказать себе, что ошибся гном. Но в то же время каждый ребёнок старается, чтобы именно его гном был очень внимательным и сообразительным [9, с.3].

В “спичечных картинах” я использую стихотворное сопровождение для того, чтобы у каждого ребёнка возникал не только зрительный образ предмета, фигуры, но и слуховой.

Данные коррекционно-развивающие занятия я провожу уже третий год с детьми старшей и подготовительной групп. В старшей группе проводится 18 занятий, в подготовительной группе 15 занятий. Занятия с гномами можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.

Мне хотелось бы представить один из конспектов коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной сферы с детьми 5-6 лет.

Цель:

  • развитие образного воображения;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • снятие мышечного напряжения;
  • развитие тонкой моторики рук;
  • развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания;
  • развитие координации движений;
  • сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя.

Задачи:

  1. Развитие тонкой моторики.
  2. Развитие мышления.
  3. Формировать произвольность всех психических процессов.
  4. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.

Материалы к занятию:

  • музыкальное сопровождение;
  • листы цветного картона и картинки для “спичечной картины”;
  • счетные палочки; мешочки разной формы;
  • шляпки гномов вырезанные из цветного и белого картона;
  • гном с мешочком в руках.

Ход занятия

1. Приветствие.

Настрой на занятие.

“Доброе животное”

Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад».

Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».

2. За грибами.

Тёплый дождь прошёл вчера.
Гномов ждут в лесу с утра.
Все с плетёнными лукошками.
Замелькали за окошками.

Вот места родные –
Тихие, грибные …
Полные лукошки.
К дому две дорожки.

Тот, кто просит поспешить,
Будет белые сушить.

Руки в стороны, ноги на ширине плеч.
Руки поднять вверх, ноги на ширине плеч.
Пальцы рук соединить в замок.
Указательный и средний палец «идут».

Руки поднять и соединить пальцы в замок над головой.
Руки перед собой
Руку согнуть в локте указательный и средний палец
оставить поднятыми, остальные согнуть.

Изобразить всем телом бег, на месте.
Руки согнуть в локтях и соединить над головой.

3. Игра “Невидимка”.

В игре используется широкий спектр цветов, некоторые малознакомы детям, в ходе игры происходит многократное повторение их названий.

Для игры требуется несколько цветных шляпок гномов, количество примерно может быть от 6 до 10, или выбирается произвольно. Кроме этого нужно вырезать белые шляпки, которые по своим размерам оказались бы несколько больше каждой цветной шляпки.

Рисунок 1

Рисунок 2

Правила и ход игры:

Психолог демонстрирует детям гномов в шляпках, или можно использовать только шляпки, картонные карточки-шляпки – это гномы в разноцветных шляпках. Затем он последовательно произносит названия цветов и просит детей повторить их. Когда все гномы еще раз названы, психолог, просит детей, закрыть глаза и стараться не подглядывать, и закрывает одну из шляпок гномов, белой шляпкой – невидимкой. Требуется определить, какой гном закрыт, то есть, кто находится под шляпкой-невидимкой. Постепенно игра усложняется тем, что увеличивается количество закрываемых цветных шляпок.

4. Игра “Весёлый гном”.

Рисунок 3

Психолог демонстрирует детям гнома с мешочком в руке. Детям предлагается придумать, что находится в мешочке у гнома. Сначала дети должны найти как можно больше ответов про мешочек одной формы, затем – про мешочки других форм по очереди. После придумать рассказ о том, как эти предметы оказались у гнома в мешке и, что может произойти дальше.

Мешочки по форме могут быть разными, например: слоненок, бабочка, рыбка и т.д. А так же мешочки могут быть неопределенной формы, по которым трудно определить точно, что в нем находится, так как сразу может подойти несколько предметов под эти формы.

5. Психогимнастика Шалтай-Болтай.

Шалтай - Болтай
Сидел на стене.
Шалтай - Болтай
Свалился во сне.

(Перевод Маршака С.)

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

6. “Спичечная картина” – “Дом”, “Стул”.

Детям даются наборы счетных палочек, листы цветного картона и картинки “Дом” и “Стул”. Психолог предлагает детям выложить их счетными палочками на цветном фоне. Цвет фона дети подбирают самостоятельно.

 “Дом”
Рисунок 4

Детям зачитывается стихотворение Князева В.

Однажды тёплым вечерком,
Когда в траве кузнечик
Лег спать, укрывшись лепестком,
Задумал гном построить дом
Из крохотных дощечек.

(Князев В.)

“Стул”
Рисунок 5

Рисунок 6

Детям предлагается отгадать загадку.

Ребята послушайте загадку и догадайтесь, что мы с вами сейчас будем строить для наших гномов.

Психолог предлагает детям воспроизвести картинку без зрительной опоры, то есть по памяти.

Спинка, сиденье, четыре ноги
Что ты увидел? Скорей назови.

7. Заключительный этап.

Вопросы к детям по занятию.

8. Прощание “Речевка”.

Все мы дружные ребята
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!

Список используемой литературы:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
  2. Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144с.
  3. Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка?: книга для родителей. – М.: Дрофа, 2006. – 91с.
  4. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104с.
  5. Гатанов Ю. Развиваю воображение. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 144с.
  6. Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 96с.
  7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М.: 2005. – 208с.
  8. Раскраска. Реши, запомни, нарисуй. АТЛАС-ПРЕСС, 2004. ИЗД Розовый Слон, 2004.
  9. Федосова Е.С., Федосов Г.С. В Стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 63с.
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М.И.— 2-е изд.— М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.
  11. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.