Урок русского языка «Обобщение и систематизация знаний по разделу "Словообразование"»

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. Обобщить знания по теме, повысить грамотность, формировать правильную литературную речь, обогатить словарный запас детей.
  2. Развивать образное логическое мышление, речевой слух и языковую память, способствовать овладению приемами учебной деятельности.
  3. Воспитывать любовь к языку, прививать интерес к его познанию, помочь учащимся почувствовать красоту природы, ее величие.

Оборудование:

  • карточки, схема, ТСО;
  • мяч, таблица, рисунки, кроссворды, корзинка;
  • различные мелкие предметы (платок, клубок, носок, листок, шнурок, кружок, цветок и др.).

Ход урока

I. Речевая разминка.

1. Вхожу в класс.

Даю установку на аутотренинг: «Каждый из вас не только хочет, но и может хорошо учиться, запоминать, грамотно писать, выразительно читать».

(Цель: оживить, восстановить память и речь.)

Методика: встать прямо, ноги чуть в стороны, руки вдоль туловища свободны, ладони открыты. Смотрим в одну точку перед собой. Три-четыре!

(Дети говорят сами.)

- Я хочу!

- Я могу!

- Я не хуже других!

(На третий раз левую руку кладем на бедро. Сначала принимаем энергию, а затем замыкаем кибернетический контур.)

- Садитесь. Спина прямая, руки на столе.

2. Работа со словами.

- Ребята, сейчас у нас речевая разминка. Я подобрала вам 16 слов, оканчивающихся на «о». Вы их видите на доске. Все слова, в общем-то, знакомые, только несколько слов я вам объясню.

  • Слово
  • Лото (игра)
  • Окно
  • Весло
  • Олово (металл)
  • Облако
  • Болото
  • Радио
  • Аллегро (музыкальный темп)
  • Золото (металл)
  • Орех
  • Веретено (приспособление для пряжи)
  • Авто (устаревшее автомобиль)
  • Небо
  • Имечко (уменьшительное от слова «имя»)
  • Единоборство (кто-то один борется с кем-то или с чем-то)

- А теперь задание вам: прочитайте слова медленно, обращая внимание на ударение. К какой части речи они относятся? На какой вопрос отвечают?

- Молодцы!

- Слова эти, ребята, очень интересно расположились. Обратите внимание на первые буквы каждого слова. Попытайтесь прочитать слово, которое здесь зашифровано.

  • Словообразование

- Вот вы сами и определили тему нашего урока:

II. Сообщение темы и целей урока.

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Словообразование».

- Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что изучили по этой теме, для того, чтобы стать более грамотными, чтобы пополнить вашу речь новыми словами, чтобы вы еще больше полюбили красоту русского языка.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- А теперь у меня вопрос другого плана, проблемный, на который вы должны будете ответить в конце урока: Для чего нам нужно знать, как и с помощью чего образуются слова?

- Итак, урок наш будет насыщенным разнообразными заданиями. Работа потребует вашего предельного внимания. Все этапы урока будут преследовать одну главную цель – повышение грамотности. На протяжении всего урока вы должны не делать ошибок, отвечать и читать грамотно, внятно и выразительно. Давайте прочитаем девиз нашего урока:

Пишу грамотно!
Читаю выразительно!

(Сначала сама, а потом дети.)

III. Работа по теме урока.

- Приступаем к работе. Перед вами на столах карточки красного цвета. На них текст. Прочитайте его самостоятельно, затем один из вас громко, выразительно вслух.

Карточка. Солнце сияло приветливо, и всюду разливалась небесная голубизна. Голубым было безбрежное небо, голубым было море, голубыми казались бесчисленные каналы, даже сами здания были подернуты голубой дымкой.

- Какое впечатление произвел на вас текст?

- Какие похожие слова часто повторяются? Запишите их на доске и в тетрадях, выделите корень.

  • Голубизна, голубым, голубыми, голубой

- Можно ли считать речевой ошибкой частое повторение этих слов?

- Как вы думаете, почему автор Г. Марков повторяет это слово часто?

- Вспомните, что вы знаете о составе слова? (Ответы детей.)

- Назовите значимые слова. Почему они называются значимыми?

- На доске записаны слова. Найдите в них приставку (что такое приставка?). Выделите ее. (Записать в тетрадях.)

- Докажите, что приставки без-, бес- значимые

  • бесчисленное число
  • безбрежный берег

- Вспомните и расскажите правило, когда в словах пишется приставка без-, а когда бес-? (Ответы детей.)

Лексическая работа.

- Дайте лексическое толкование слов

  • безбрежное (без берегов)
  • бесчисленное (бес числа)

Отвечают ребята, которым дано было домашнее задание: заглянуть в толковый словарь Ожегова. (Карточки объяснения у 2 ребят.)

- Молодцы!

- Следующий этап. На доске записано слово и несколько приставок.

Рисунок 1

Образуйте от него с помощью различных приставок новые слова. Запишите в тетрадь самостоятельно.

- Зачитайте полученные слова. При помощи чего мы образовали их? Так какая часть слова придает добавляемый смысловой оттенок? (Ответы детей.)

- Оторвитесь от работы, посмотрите на меня. Дайте отдых глазам. Поморгайте. Сейчас я буду вам зачитывать словосочетания, а вы будете образовывать новые слова при помощи приставок.

Стал молодым – помолодел
Закончил рисовать – нарисовал
Стал седеть – поседел.

- Молодцы! Обратите внимание на экран, это деформированный текст. Прочитайте предложения. При помощи приставки и вопроса преобразуйте глаголы несовершенного вида в глаголы совершенного. Запишите глаголы в тетрадь, выделите приставки.

  • Птицы …летели к кормушке.
  • Мама …ставила цветы в вазу.
  • Хор …пел еще одну песню.
  • Друзья …читали книгу.
  • Ребята …учили правило.
  • Художник …рисовал картину.
  • Бабушка …дарила мне портфель.

Физкультурная минутка.

Перекидывание мяча. Бросаю ребенку мяч, говорю слово с приставкой. Они должны мне сказать слово в ответ – антоним с другой приставкой.

- Что такое антонимы? (Ответы детей.)

  • Пришел – ушел
  • Занес – вынес
  • Забежал – выбежал
  • Приклеил – отклеил
  • Подошел – отошел
  • Прилетел – улетел
  • Приполз - уполз
  • Открыл – закрыл.

Вывод. Итак, мы повторили, что слова образуются при помощи приставок и при помощи их приобретают новый смысл.

- Обратите внимание на табличку.

Рисунок 2

- Объясните значение этих слов. Какая часть этого слова образовала в слове «Лесник» название профессии?

- Что такое суффикс? (Ответы детей.)

- А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Я ставлю корзинку – кузовок. Кладите туда все, что есть на столе на -ок. Отвечайте полным предложением. Я положу в корзинку-кузовок – грибок.

  • Платок, клубок, носок, листок, шнурок, кружок и цветок

- А почему вы не все предметы положили в кузовок? (Ответы детей.) Молодцы!

- Следующий этап нашей работы. На экране текст стихотворения А.Блока. Прочитайте самостоятельно его, а затем громко, выразительно вслух (ученик выразительно читает).

Маленькому зайчику
на сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

А. Блок [1]

- Запишите в тетрадь выделенные слова, укажите в них суффиксы и назовите их. А теперь придумайте слова с такими же суффиксами.

  • -чик-
  • -очк-
  • -инк-

- Молодцы!

- А сейчас небольшая творческая работа. Я читаю загадки – складки, вы постараетесь хором ответить в рифму. Если не сможете, найдите ответ среди картинок, которые лежат у вас на столах.

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш блестящий … (самолет)

Рисунок 3

И на земле, и на снегу
Я зверя выследить могу.
По следу лапок и копыт
На то ведь я и … (следопыт)

Рисунок 4

Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит
Знают люди с давних пор
Не съедобен … (мухомор)

Рисунок 5

- Огнестрельное оружие, которое выстреливает пули одну за другой? (Пулемет.)

Рисунок 6

- Лес, поваленный бурей, как называется? (Бурелом.)

Рисунок 7

- Запишите ответы – слова. Комментируйте свою запись по цепочке. Не забывайте наш девиз – пишу грамотно!

IV. Итог урока.

- Теперь, я думаю, мы можем ответить на вопрос, который поставила в начале урока: Для чего нам нужно знать, как и с помощью чего образуются слова? (Ответы детей.)

- А сейчас мы с вами попытаемся разгадать шараду. Чтобы правильно назвать загаданное слово, сначала определите его части, которые называются в рифмованных четверостишьях.

- Послушайте эти слова, которые я буду выделять голосом, выделите в них значимые части, которые назову, и составьте новое слово.

Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.

(Пишу на доске по ходу ответа детей.)

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. Я вами довольна. Оценки по итогам урока поставлю каждому ученику.

V. Задание на дом.

  1. Повторить способы образования новых слов, подготовиться к диктанту.
  2. Упр. 474 – разбор по составу. [2]

Список использованной литературы:

[1]. «Родная природа» Стихи русских поэтов, Н. Боярская, издательство «Детская литература», Москва 1982 г.

[2]. Учебник русского языка 5 класса, Х. Х. Сукунова, Л. А. Простенцова, «Просвещение», Санкт-Петербург, 2000 г.