Открытый урок по математике= "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями". 4-й класс (1-4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Познакомить с приемом умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями.
  • Закрепить умение решать задачи, примеры на деление с остатком.
  • Повторить таблицу единиц времени.
  • Прививать любовь к предмету посредством игрового материала.

Оборудование:

1. Снеговик, рассыпанный на части.

2. Конверт с письмами от Снеговика.

3. Карточки- сугробы с примерами.

4. Таблица с цифрами и буквами.

5. Карточки с примерами (3 уровней сложности).

6. Карточка "План-анализ задачи)

7. Карточка с надписью "Эксперт"

Ход урока

1. Организационный момент.

У:

Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

- А у вас все готово к уроку?

Д: Да.

У:- Тогда улыбнемся, друг другу и начнем наш урок.

2. Сообщение темы и целей урока.

У: - Ребята, сегодня я нашла на столе письмо. Оно адресовано нашему классу. Давайте прочтем его.

Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в класс, чтобы вы научили меня считать, но я таю, у вас очень жарко. Ой! Помогите!

 - Поможем Снеговику?

- Чтобы помочь Снеговику, надо проверить, как вы сами можете считать.

3. Устный счет. Арифметический диктант.

- Если вы сейчас решите верно, то может быть, мы сможем собрать Снеговика. Слушайте внимательно задание, записываете ответ в тетрадочку.

У: Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Дети открывают тетради и проговаривают:

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

1. 320 уменьшить в 8 раз. (40) (Учитель прикрепляет на доску одну деталь Снеговика)

2. Найдите произведение чисел 250 и 0. (0)

3. Произведение чисел 900 и 9?(8100)

4. Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение.(2400)

5. Найдите частное чисел 720 и 9.(80)

6. Делимое 450, делитель 5. Найдите частное.(90)

7. Найдите разность чисел 500 и 8.(492)

8. Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890)

9. 70 увеличить в 8 раз.(560)

У.- А сейчас, если вы решили верно, то, пользуясь ключом к шифру, который вы видите на доске, назовите тему урока.

На доске: 40-У, 0-М, 8100-Н, 2400-О, 80-Ж, 90-Е, 492-Н, 890-И, 560-Е (УМНОЖЕНИЕ).

Сегодня на уроке мы научимся умножать многозначные числа на однозначные, когда в записи первого множителя есть нули. И конечно, будем решать задачи, повторим таблицу единиц времени.

(Снеговик собран. Учитель прикрепляет конверт).

- Какие вы молодцы! Вот мы и собрали Снеговика. Видите, у него в руке письмо. Может быть, там еще что - то есть? (Читает ученик):

Ребята, помогите мне решить эти задания. Если я их не решу, то меня не примут в школу Снеговиков.

 У: Поможем ему?

Д: Поможем.

У: - Давайте, выполним следующее задание.

  • 5 лет = 60 мес.
  • 10 мин = 600 сек.
  • 6 ч = 360 мин.
  • 4 в. = 400 лет.
  • 2 г. 5 мес. = 29 мес.

У: - Хорошо! Все верно. Вот еще задача:

Через горную реку перекинут подвесной мост. Максимальный груз, который выдерживает мост - 100кг. По мосту навстречу друг другу идут 2 мужчины. Вес первого - 75кг., а вес второго 85кг. Что произойдет, если они будут продолжать идти по мосту? Дойдут ли они до середины моста? (Мост сломается, т.к. вес двух мужчин - 160 кг.)

- Другой случай:

По мосту бегут два мальчика. Вес первого 40 кг., вес второго - 45 кг. Что произойдет, когда они встретятся? Безопасно ли это? (Безопасно: вес двух мальчиков - 85 кг. Значит, мост выдержит их).

- Ребята, вы помогли Снеговику решить его задания. Теперь его без сомнения примут в школу Снеговиков, и он будет так же хорошо решать хитроумные задачи, как и вы.

4. Объяснение нового материала.

1. Подготовительная работа.

Ученики решают на доске и в тетрадях примеры с развернутой записью:

  • 900 х 6 = 9 сот. х 6 = 54 сот.= 5400
  • 8000 х 9 = 8 тыс. х 9 = 72 тыс. = 72000

По ходу решения даются пояснения: 900 - это 9сот, 9сот. умножим на 6, получим 54 сот. - это 5400.

2. Прием письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями.

У: - Надо умножить 7400 на 8. Объясните, как это можно сделать. (Умножить 74 сот. на 8 , получится 592 сот.- это 59 200).

Запись: 7400 х 8 = 74 сот.х 8 = 59 200

У: - Решение таких примеров тоже можно записывать столбиками: если в первом множителе на конце записаны нули, то второй множитель подписывается не под единицами, а под первой цифрой справа, отличной от нуля так, чтобы нули остались справа. (Записывает учитель):

Запись:

- Умножим 74 сот. на 8. Объясняем кратко: четырежды восемь - 32; 2 пишем, 3 запоминаем; семью восемь - 56 да 3, это 59, пишем 59; и приписываем справа еще два нуля. Читаю ответ: 59 200.

У: Ребята, вы любите играть? Давайте сыграем в игру "Сугробы".

3. Игра "Сугробы". ( На доске прикреплены импровизированные сугробы с примерами на новый прием умножения. Дети по желанию выходят к доске и решают примеры. Остальные записывают в тетрадях. Учитель следит за правильностью записи и решения).

У: Мы с вами хорошо поиграли, а теперь давайте немного отдохнем.

5. Физминутка.

Марш на месте - не спеша,
Как погода хороша,
Не боимся мы мороза,
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.

6. Работа над пройденным материалом.

1. Задачу № 370 дети решают самостоятельно. (Один ученик решает у доски. Правильность решения проверяет " эксперт". Он задает вопросы, ученик у доски отвечает на них).

План - анализ задачи

1. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

2. Что узнали первым действием? Почему умножали на 2?

3. Что узнали вторым действием?

4. Что узнали третьим действием?

5. Ответили на вопрос задачи?

6. Задача решена, верно!

2. Игра "Сильное звено".

У: - Ребята, Снеговик и его друг записали 2 одинаковых примера в столбик, но ответы, почему то у них получились разные и он в растерянности, какой из них верный. А вы как думаете?

(Дети объясняют)

Надеюсь, что вы не повторите эту ошибку. Удачи вам!

Дети решают в тетрадях примеры по новой теме разного уровня сложности. Каждый ребенок получает свою карточку в зависимости от способностей. Учитель наблюдает за работой, при необходимости помогает.

1 уровень

Запиши в столбик и реши.

800 x 6

120 x 7

220 x 6

1250 x 5

2 уровень

Запиши в столбик и реши.

200 x 5

110 x 4

1320 x 3

35200 x 4

(2000 + 60) x 3

3 уровень

Запиши в столбик и реши.

1240 x 6

9 x 7200

410340 x 2

6 x 80700

(500 - 340) x 4

6 x 220 - 783

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

У: Чему научились на уроке?

Д: Сегодня на уроке мы учились решать примеры, запись которых оканчивается нулями.

У: Что повторяли на уроке?

Д: Мы повторили соотношение между единицами времени, решали задачи.

У: - Ребята, вы хорошо поработали. А теперь посмотрите на эту таблицу и скажите, что там написано.

16 9 5 11 3 8 1 7 2 12 15 4 10 13 6 14
! М Т Л Б Ы Р В Е О Ы Я О Д А Ц

(Ребята, вы молодцы!)

8. Домашнее задание. с. 75 № 369 (2 строка).