Саамское искусство на уроках рисования в 5–7-х классах

Разделы: МХК и ИЗО


Урок в 5-м классе. Рисунок саамского жилища

Вид занятия - рисование по описанию и воображению.

Цель:

  • Познакомить с видами саамского жилища.
  • Развивать ассоциативно-образное мышление.
  • Развивать творческую и познавательную активность.

Задачи:

  • Активизировать творческое воображение.
  • Воспитывать любовь и интерес к родному краю, народному саамскому быту.
  • Научить самовыражению в рисунке средствами изобразительного искусства.
  • Формировать навыки работы с художественными материалами

Оборудование и материалы к уроку.

Для учителя:

  • Таблицы, изображающие саамские жилища.
  • Рисунки из методического фонда школы, изображающие бытовые постройки саамов.
  • Репродукции иллюстраций к сказкам народов Севера ("Девушка и луна", "Хозяин и работник", "Как змеев победили").

Для учащихся: Альбомы, гуашь, акварельные краски, кисти, белила, палитра.

Оформление доски

С левой стороны С правой стороны
табличка Знать табличка Уметь

Рисунки из методического фонда кабинета рисования и методического фонда ДШИ п. Ревда. Репродукции иллюстраций к сказкам.

Таблицы-изображения

  • Вежи
  • куваксы
  • чума
  • тупы
  • амбара

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Объяснение темы. Рассказ о саамском быте - 5 мин.
  3. Постановка цели самостоятельной работы - 3 мин.
    Самостоятельная работа - 30 мин.
  4. Выставка работ. Подведение итогов. - 5 мин.

Историческая справка.

Презентация.

Сохранились описания русских путешественников конца 15-16 веков Василия и Дмитрия Герасимовых из путешествия по легендарной Биармии.

Они заключили: "Лопари свои шалаши покрывают древесною корою, и нигде у них нет постоянных жилищ; истребив на одном месте диких зверей, они перекочёвывают на другие". Окончание хода рыбы означало зимний сезон.

Лопари из куваксы и чума переезжали в зимние места.

Документы в 16 веке отличают наличие у части саамов Кольского полуострова постоянных селений - погостов, где были построены тупы; самым примечательным, дошедшим до нас из жилищ саамов, является вежа.

Таким образом, у саамов существовало 2 вида жилья:

  • переносные - (чум),
  • непереносные -(тупа)

Существовать в гармонии с природой на Севере - это значило выжить. На протяжении веков здесь складывалась уникальная модель экологически чистых взаимоотношений с окружающим миром. Любой предмет кочевого быта - будь то нарты или яры - доведены народным опытом до совершенства. По преданиям многих северных народов человек и чум проявились на земле одновременно.

Чум - шалаш из жердей, покрытый зимой оленьими шкурами; летом - берестой.

Такое жилище, рассчитанное на несколько человек можно построить в любом месте.

В центре или перед входом разводился костёр для приготовления пищи. Установить чум могут женщины, девочки-подростки, малые дети-подростки. Определялся центр, который вымащивался под очаг; вокруг него укладывали ветки, еловые лапы, доски, плетёные циновки из корня берёзы. На равном расстоянии от очага устанавливали два шеста: одним шестом втыкали в землю под углом 45 градусов, а верхние связывали гибкой петлёй, между ними укрепляли железный стержень с крюком (Авель). Затем по окружности в строгом порядке размещали остальные шесты. Когда каркас готов его покрывали сшитыми пластинами меха - покрышка.

Коническая форма хорошо приспособлена к особенностям ландшафта. Она придаёт устойчивость при метелях и сильных ветрах. С поверхности легко скатывается снег. При сильных порывах ветра он не переворачивается и не рассыпается.

Края покрышки не надо прикрывать камнями, чуму не страшны даже такие бураны, которые опрокидывают высоковольтные столбы. Шест имеет овальную форму по всей длине и утолщается к середине. Шесты всегда берегли. Они служили семье многие годы, их перевозили с места на место. Если вершинки шестов еле видны в верхней части - чум старый, если же вершины длинные - чум новый.

Форма конуса - способствует оптимальному распределению тепла, наилучшему распространению дыма и быстрой стабилизации тяги. Тепловая и дымовая "пробка", образующаяся в верхней части, не позволяет холодному воздуху прорваться в чум. Летом её не могут преодолеть комары и гнусы.

С давних пор, олений мех на покрышках подстригают, оставляя лишь треть длины. В него не набивается снег, и не намерзает ледяная корочка, шкуры для покрышки прокапчивают. Каждое утро на стоянке снег выбивают с поверхности меха, чтобы покрышка не размокала и не провисала.

Кувас - (кувакса, сталка, стан) переносной конический шалаш, из двух, четырёх полотнищ мешковины. Строился из трёх жердей, которые вверху имеют распорку - Авель. К ним приставляются остальные жерди. К центру Авеля крепится верёвка и крюк, на которой подвешивается котёл.

Погост представляет собой несколько жилых построек. Погост мог быть обнесён забором (город) из толстых брёвен, или в виде плетня. Составной частью посёлка был амбар - это хозяйственная основная постройка - хранилище.

Амбар - в виде погреба служил для хранения рыбы.

В конце 19 - 20 веков у лопарей сложился тип многожилищного кочевого хозяйства, которое в основе своей имело рыболовство, оленеводство, охоту. Родовые отношения окончательно разложились. О них сохранились лишь воспоминания в сказаниях и пережитки в быту.

Каждый лопарь имел несколько промысловых жилищ на разных местах, где его семья проживала по сезонам года. Таких сезонных мест могло быть от 4 до 9.

Вежа - собирается из 4-х основных брёвен с изгибом на конце, скреплённых поперечной перекладиной. Затем, для устойчивости стоянки скрепляются дополнительными жердями. От земли к ним приставляются тонкие стволы деревьев. Каркас обкладывается дёрном. Остаётся свободным только узкий дымоход и место для двери.

Тупа - (тырт) - однокамерная постройка с плоской чуть (пырт) наклонной крышей из досок, покрытой дёрном.

Площадь тупы приблизительно 10 - 16 кв.м. Высота 1,5 - 2 м, входная дверь - 1 м

Двери из досок на деревянных петлях. Окно - 20 * 50 см

Пол и потолок из горбыля.

В углу печь - каменка (камелёк) из камней и глины, от него широкая суживающаяся кверху прямая труба, выходящая в отверстие в крыше - дымник.

Лопарская тупа (пырт) конца 19 века мог быть с двускатной крышей покрытой дёрном и берестяной черепицей. Между камельком и передней стеной находилось "чистое место", где на полках или на полу находилась утварь: медный котелок, рукомойник, несколько деревянных ложек, чашек, ковшиков из бересты.

(Глиняная посуда была лишь у зажиточных).

Вдоль стен находились нары; для спанья на них также складывали одежду, выделанные шкуры; укладывали утварь, упряжь.

Около передней стены спали хозяева, затем сыновья и мужчины, а у самой двери женщины и девушки.

В 20 веке стали входить в (моду) быт самодельные кровати, а также грядки, на которых вешали самодельную одежду.

В 20 веке в зимних погостах появились, заимствованные у русских избы - (двускатные) нередко строили рядом вежу, которая служила кухней и пристройку - "клеть" холодную для хозяйственной утвари.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент - проверка готовности класса к уроку.

2. Объяснение темы:

Рассказ о жизни коренного народа Севера - саамов (см. историческую справку).

3. Цель урока: нарисовать жилище саамов.

Саамы, жившие постоянно среди природы, наблюдавшие за нею и умеющие выживать в тяжёлых северных условиях, научились строить жилища, соответствовавшие их кочевой жизни.

Рассмотрите таблицу, на которой изображены различные виды саамских жилищ.

Вы познакомились, узнали, что существовало два вида жилья. Какие виды? (Ответ - переносные, непереносные).

Сегодня мы должны нарисовать различные виды саамского жилья, причём рисунки должны соответствовать правильности исторического описания.

Учащиеся делятся на четыре творческие группы, каждая из которых будет выполнять определённые рисунки, соответствующие словесному и наглядному описанию.

После завершения работы сравниваем рисунки с методическими таблицами для проверки правильности усвоения учебного материала.

Жилище должно быть вписано в пейзаж.

Рисунок должен передавать время года (зима - осень).

4. Самостоятельная работа - 30 мин.

Учащиеся выполняют рисунки саамских жилищ - чума, вежи, куваксы, амбара, тупы, опираясь на демонстрационные таблицы. Пейзаж подбирают по желанию. Учащиеся выполняют рисунки гуашью.

5. Выставка рисунков. Подведение итогов.

Во время самостоятельной работы учащимся читаются стихи

Октябрины Вороновой.

Травы детства,
Травы детства!

Возле старенького чума!
Нет ещё такого средства
Чтоб забыть ваш запах чудный

На простор родного края
Не могу я наглядеться
К вам всей грудью припадаю,

Травы детства,
Травы детства!

Список литературы.

  1. "В краю летучего камня", "Легенда об олене-человеке", - В. Чарнолуский.
  2. "Время, врезанное в камень", - Н. Гурина.
  3. "Год на севере" 1896 г., - С. Максимов.
  4. "Материальная культура саамов Кольского полуострова конца 19- 20 в. в. 1971 г., - Г. Лукьянченко
  5. "Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири, Дальнего Востока", - сборник научных трудов 1981 г.
  6. "Северные просторы" № 6 1987 г.

Урок в 6-м классе.

Урок в 7-м классе.