Урок-обобщение по теме "Словосочетание" в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

1) Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме “Словосочетание”
2)Совершенствовать умение производить разбор словосочетания, синтаксический разбор предложения.
3) Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
4) Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся.
5) Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
6) Формирование навыков самостоятельной работы.

Оборудование:

1) таблички с названием препятствий.
2) цветные листочки с напечатанными загадками.
3) памятки.
4) тест.
5) разрезные дорожные знаки.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Объявление темы и целей урока.

  • Приветствие гостей.

III. Путешествие по стране правил дорожного движения.

Азбука пешехода

- Все вы, ребята, не раз ездили на автобусе, на трамвае. Знаете ли вы через какую дверь надо выходить? (Через переднюю).

- У многих из вас, ребята, есть велосипеды. Знаете ли вы с какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам? (разрешается детям не моложе 14 лет).

Получается, что многие ребята нарушают правила. Об этом стоит задуматься!

- Знаете ли вы, где разрешается входить или выходить из транспорта? (только на остановках).

- К сожалению, и это часто нарушают водители автобусов, останавливаясь и высаживая пассажиров в неположенном месте.

- Итак, ребята, кто же должен знать правила дорожного движения? (взрослые и дети).

Обращение к доске

- Ответы, которые вы дали, записаны на доске в виде предложений.

  1. Выходите из автобуса и трамвая через переднюю дверь.

  2. Езда на велосипеде по улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет.

  3. Входите и выходите из транспорта только на остановках.

  4. Знать правила дорожного движения должны взрослые и дети.

Задание. Из данных предложений выпишите сочинительные словосочетания.

- Но прежде, чем выполнить это задание, давайте вспомним, что называется словосочетанием?

- Какие словосочетания называются сочинительными? (словосочетание, в котором слова равноправны; нет главных и зависимых слов, нельзя задать вопрос от одного слова к другому).

- Как выражается связь между словами в таких словосочетаниях?

- Какими членами предложения выступают члены сочинительных словосочетаний?

- Какими частями речи могут быть выражены слова в сочинительных словосочетаниях?

Дети выполняют задание. (1 ученик работает у доски).

(Ответ: из автобуса и трамвая,
по улицам и дорогам,
входите и выходите,
взрослые и дети)

- Проверяем.

- Ребята, мы с вами с легкостью преодолели первое препятствие на нашем пути.

Что ждет нас дальше? Посмотрим?

Перекресток загадок

- Следующее препятствие “Перекресток загадок”. Что нас ждет на этом перекрестке? Любите ли вы отгадывать загадки?

Обращение к доске

Желающие выходят к доске, читают загадку, если знают отгадку, говорят или помогает класс.

Ответы записывают на доску.

  1. Не живая, а ведет,
  2. Неподвижна, а идет. (Дорога)

  3. Для этого коня еда – бензин, и масла и вода.
  4. На лугу он не пасется, по дорогам он несется. (Машина, автомобиль)

  5. Держусь я только на ходу,
    А если встану – упаду. (Велосипед)
  6. Запылал у чудища
    Изумрудный глаз –
    Значит, можно улицу
    Перейти сейчас. (Светофор)
  1. В два ряда дома стоят –
  2. Десять, двадцать, сто подряд –
    И квадратными глазами
    Друг на друга все глядят. (Улица)

  3. Два брата убегают, а два догоняют. (Колеса)

Задание. С данными словами составьте словосочетание

(Н: Узкая дорога, красивая машина, гоночный велосипед.)

- Какие получились словосочетания по строению и значению? (подчинительные)

- Какие словосочетания называются подчинительными?

Задание. Выделите в словосочетаниях главные и зависимые слова, поставьте вопрос и составьте схему словосочетания.

Задание (устно). Определите, какие словосочетания у нас получились по характеру главного слова? (именные) Докажите.

Задание. Графически обозначьте в словосочетаниях, с помощью чего выражена грамматическая связь.

- И с этим препятствием, ребята, вы справились успешно!

Остановка

- Вы устали немного, и пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

На лошадке ехали, - (шагаем на месте)
До угла доехали.
Сели на машину, - (бег на месте)
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали. – (приседания)
Трр! Стоп! Разворот. – (поворот кругом)
На реке – пароход. – (хлопаем в ладоши)
Пароходом ехали. – (шагаем на месте)
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит
В нем мотор гудит: - (руки в стороны, “полетели”
-У-у-ф.
- Молодцы! Хорошо отдохнули. Теперь снова в путь!

- Следующее препятствие под названием “Говорящие знаки”. На своем пути в школу, магазин – всюду вы встречаете дорожные знаки. К сожалению, очень часто нарушители правил дорожного движения портят дорожные знаки. И сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них.

Задание. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожные знаки.

(По одному ученики выходят к доске и собирают знаки)

- Вот такие получились отремонтированные знаки. Ребята, подумайте и скажите, о чем предупреждают, что запрещают эти дорожные знаки?

  1. “Движение на велосипеде запрещено” (запрещающий знак) – обычно этот знак помещают на улицах и дорогах с большим движением транспортных средств.
  2. “Проход закрыт” (запрещающий знак) – его устанавливают, как правило, где ведутся какие-либо дорожно-ремонтные работы, около строительных площадок, словом, там, где может возникнуть опасность для пешехода.
  3. “Въезд запрещен” (запрещающий знак) – этот знак запрещает въезд водителям машин и велосипедистам на участок дороги или улицу, перед которым он установлен. Велосипедист увидев знаки (см. 1 и 3) должен сойти с велосипеда и вести его руками по тротуару, соблюдая правила дорожного движения.
  4. “Дорожные работы” (предупреждающий) – устанавливают, где ведется ремонт дороги.

Задание. Составить простое предложение о последнем знаке. (Н: На нашей улице идут дорожные работы.) Произвести синтаксический разбор предложения.

- Молодцы! Продолжаем наше путешествие через препятствия.

Говорящие знаки

Орфограммы и пунктограммы

Слово учителя:

- Я думаю, вы, ребята, можете самостоятельно отправляться в путь, вы уже знаете, каких ситуаций не стоит допускать на проезжей части. А помогать вам всегда будет “Памятка”.

(Ученикам раздаются памятки).

Памятка для учащихся

Учащиеся, будьте дисциплинированны на улице!

  1. Ходите только по тр..туару!
  2. Перех..дите улицу в м..стах, где имею(тся/ться) линии или ук..затели перехода, а где их нет – на перекрес..ках по линии тротуаров.
  3. Перех..дя улицу, посм..трите налево до середины – направо.
  4. На улицах и д..рогах, где дв..жение регулируется, переходите прое..жую часть только при з..леном с..гнале св..тофора или разрешающем жесте регулировщика.
  5. (Не)переб..гайте дорогу перед бли..ко идущим транспортом!
  6. (Не)ездите на подножках и выступах транспорта!
  7. Остановившийся трамвай обходите спереди, только тогда можно увидеть встречный тр..мвай!
  8. Стоящий на остано..ке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдая (при) этом осторожность!

Задание: Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. (Учащиеся самостоятельно это делают).

- А теперь прочитаем памятку (чтение памятки вслух учеником).

Задание (устно). Над какими орфограммами вы работали? (учащимся надо назвать орфограмму и пример)

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова (указатели, переходите, в местах, переходя, посмотрите, движение, зеленом, светофора, перебегайте)
  2. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (тротуар, дорога, сигнале, трамвай)
  3. НЕ с глаголом (не перебегайте, не ездите)
  4. Раздельное написание с предлогом с другими словами (при этом)
  5. ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах (имеются)
  6. Непроизносимые согласные в корне (на перекрестках, проезжую)
  7. Проверяемые согласные в корне слова (близко, остановке)

Задание (устно). Какие знакомые пунктограммы вы увидели в тексте. Объясните постановку этих знаков препинания.

Тест

- И последнее препятствие на нашем пути – это тест, контроль знаний, (раздаются тесты учащимся).

Время работы – 7 минут.

Тест по теме “Синтаксис. Словосочетание”.

  1. Какое утверждение является неверным?
    1. Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.
    2. Зависимое слово связывается в словосочетании с главным только грамматически.
    3. Зависимое слово уточняет смысловое значение главного слова, подчиняется ему.
    4. Словосочетание с главным словом именем существительным называется именным.
  1. В каком словосочетании неверно указано главное слово?
    1. Понеслась по полю;
    2. Зелёных вершин;
    3. в дупле берёзы;
    4. Исследовать остров.
  1. Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?

Я нашел и собрал на поляне корзину крепких грибов.

    1. нашел на поляне;
    2. корзину грибов;
    3. крепких грибов;
    4. нашел и собрал.
  1. Укажите глагольное словосочетание.
    1. продавец книг;
    2. бегать на стадионе;
    3. пение птиц;
    4. шёпот детей.
  1. Укажите именное словосочетание.
    1. шумело громко;
    2. прыгнул в воду;
    3. ветки берез;
    4. пошел к реке.

По завершению работы учащиеся сдают тест учителю.

IV. Итог урока.

- Вот такое сегодня получилось необычное путешествие по стране Правил дорожного движения. Препятствия вы успешно преодолели и помогли вам в этом ваши знания, полученные на уроках.

Учитель говорит оценки и благодарит за урок.