ЦЕЛИ:
1. Углубление и расширение знаний предмета "Музыка" на фольклорной основе.
2. Развитие исполнительско - творческих навыков и умений, художественно - творческого мышления, фантазии учеников.
ЗАДАЧИ:
1. Подвести итог и обобщить работу по разделу "Русская народная песня".
2.Осуществить комплексный подход к фольклорному празднику через межпредметные связи (ИЗО, музыка, труд, чтение).
3. Дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости.
4.Обеспечить знаниями традиционного русского поэтического и музыкально-поэтического творчества, доступного для усвоения детьми.
3. Привитие бережного отношения к культурным традициям своего народа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Декорации: домик - 2 шт.; забор - 2 шт.; ель - 2 шт.; береза, дуб, стол, стулья, скамейка, рушники, полотенца, самовар, тарелки, ложки, кувшины, разносы, платки, скатерть.
2. Детские музыкальные инструменты: бубны, ложки, трещотки, металлофоны, погремушки.
3. Для конкурсов: рукавицы - 2 шт., ленточки - 6 шт., мешки - 2 шт., шишки.
4. Для детей: кокошники, костюмы, лоток, балалайка, гармошка, два пояса.
5.Оформление задних стен зала: рисунки, поделки из дерева и пластилина.
6. Призы.
7. Фортепиано.
Ход праздника
Взрослый ведущий выходит и исполняет русскую народную песню "Над полями".
Над полями да над чистыми,
Месяц птицею летит,
И серебряными искрами
Поле ровное блестит.
Ну, дружней, звончей, бубенчики,
Заливные голоса.
Эх, ты, удаль молодецкая,
Эх, ты, девица, краса.
Красны девицы, да добры молодцы, наряжайтесь, на гулянье собирайтесь.
Звучит русская народная песня "Пойду ль я, выйду ль я".
Взр. вед. Здравствуйте, люди добрые!
1 вед. Здравствуйте, разудалые молодцы русские!
2 вед. Здравствуйте, девицы красные - милые и прекрасные.
3 вед. Сегодня за околицей собрался исконно русский народ, амурская деревня. Нижний край - слева, верхний край - справа.
1 вед. Наш народ суровый, гостеприимный и трудовой.
2 вед. Славится он народными промыслами, затейливыми кружевами, домашней расписной утварью.
3 вед. В почете у нас народная мудрость, русские обычаи и традиции.
Взр. вед. Лучшим русским умельцам и рукодельницам (называются фамилии детей) просьба выйти к нам для прохождения круга почета и получения призов.
Под музыку русской народной песни "Березка" дети за ведущей проходят змейкой круг почета и получают призы.
1 вед. Но умеем мы не только хорошо работать, но и здорово веселиться.
2 вед. И сходятся по праздникам за околицей два деревенских края показать свою удаль молодецкую, пошутить, посмеяться, добрым словом перемолвиться.
3 вед. Будем сегодня чаи гонять, хороводы водить, хлеб-соль кушать, да песни русские слушать.
1 вед. Как правило, в каждом крае есть свой парень заводила или по-другому -староста. Им может быть крепкий да смекалистый.
2 вед. Выберите в каждом крае своего старосту.
Выходят два мальчика.
3 вед. В знак особого доверия им дается праздничный гашник-пояс.
Мальчикам - старостам повязывают пояса.
1 вед. Задачи старосты просты, но ответственны. Он следит за порядком в своем крае, чтоб народ его не тушевался, был смел, да находчив.
2 вед. Старосты, прошу вас, уважаемые, поздоровайтесь, друг с другом и назовите свои имена.
Мальчики называют свои имена. Идут на свои места.
3 вед. А теперь можно и силой померяться. У меня вопрос ко всем: как принято считать десятки? Давайте все хором посчитаем - 10, 20, 30, 40. Кстати, почему 40? Не подскажите? Тогда я вам напомню. Числительное "сорок" соответствует устаревшему существительному "сорок". "Сорок" - это охотничий мешок, в котором помещалось ровно сорок, соболиных шкур. В народе его называли остаток. Вот такой остаток каждому краю положим. Будет он для гостинцев (гостинец - это кедровая шишка). Чей мешок к концу праздника будет тяжелее, тот и победит. А вручать призы вам будут наши коробейники.
Выходят два коробейника с песней на мотив "Коробейники":
Эх, полна - полна моя коробочка
Есть в ней игры и призы.
Подходите все, ребятушки,
Веселитесь от души!
Коробейники:
1 кор. Здравствуйте, ребятишки!
2 кор. Девчонки и мальчишки!
1 кop. Небось нас уж заждались!
2 кор. Налетай, не ленись!
1 кор. Покупай, не скупись!
2 кор. А вот продаются игры - затеи.
1 кор. Покупай скорее, чтобы было веселее!
2 кop. Денег не беру, но и даром не даю!
Голос из зала - Что требуешь за товар?
1 кор. Вы мне частушку, а я вам сушку!
2 кор. Вы мне прибаутку, а я вам конфетку!
Дети:
1 реб. Гулянье обычно начиналось с "задирок" - так называют в народе русские народные пословицы и поговорки. А как же - ведь пословица - душа и ум русского народа. В ней и к Родине любовь, в ней мудрый опыт поколений, хвала труду и презрение к лени.
2 реб. Пословица к слову молвится.
1 реб. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
2 реб. Я даю вам два слова из пословицы, а вы, добрые люди, называйте ее полностью.
Каждому краю задаются пословицы. За правильные ответы старосты получают "шишки", которые складывают в мешок.
1 реб. Шило - мешок (шила в мешке не утаишь).
2 реб. Дело - смело (сделал дело, - гуляй смело).
1 реб. Дело - час (делу время - потехе час).
2 реб. Чай - дрова (чай пить, не дрова рубить).
1 реб. Перо - топор (что написано пером, то не вырубишь топором).
2 реб. Изба - угол - пирог (не красна изба углами, а красна - пирогами).
Исполняется песня-танец "Калина".
Коробейники:
Ох, и славно поплясали!
Вы, надеюсь, не устали?
Кто, плясал, тому почет.
И подарочек вас ждет!
Коробейник дарит конфеты исполнителям танца.
Дети:
1 реб. Все мы любим загадки. Наверное, вы знаете, что в давние времена люди использовали загадку как один из приемов тайного языка. С помощью загадок люди испытывали находчивость, сообразительность, знания.
2 реб. Пришла пора и нам потягаться в сообразительности. Каждому краю загадывается по две загадки. За правильные ответы старосты получают шишки и кладут их в мешок.
1 реб.
Сверху - дыра, снизу - дыра,
А посередине - огонь да вода (самовар).
2 реб.
На сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают (блины).
1 реб.
Блестит, сверкает.
По полю гуляет,
Всю траву срезает (коса).
2 реб. Сам не берет и воронам не дает (огородное чучело).
Появляются Частушечники:
1 част.
Эх, возьму я в руки балалайку,
Да потешу я свою хозяйку.
2 част.
Сядем, братцы, все рядком,
Да частушки пропоем.
3 част.
Пропоем мы вам частушки,
Не частушки - хохотушки.
1 част.
Эх, девчонки-хохотушки,
Запеваете-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
2 част.
У меня на сарафане
Петухи, да петухи,
Когда вырасту большая,
Берегитесь, женихи.
3 част.
Как амурские ребята
Стали моде подражать,
Надели белые рубахи,
Шеи грязные видать.
1 част.
Ой - подруженьки, беда!
Ребят поела мошкара.
Только те осталися,
Что дустом посыпалися.
2 част.
Возле речки, возле быстрой
Все фиалочки растут.
Без частушек прожить можно,
Да чего-то не живут.
3 част.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли,
Но теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Коробейник дарит конфеты исполнителям частушек.
Взрослый ведущий: Не зря в народе говорят: "Делу время, потехе - час". Первой потехой будут сценки.
1 сценка:
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- Очень!
2 сценка:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожог.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот, да pукава.
3 сценка:
- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, иди кашу есть!
- А где моя большая ложка?
Коробейник дарит конфеты исполнителям.
Взрослый ведущий: Второй потехой будет песня.
Инсценировка шуточной песни "Как у наших, у ворот".
Коробейник дарит конфеты исполнителям.
1 вед. У всех вечерок общим было то, что собирались на них, чтобы себя показать, да других посмотреть, частушкой - шуткой переброситься, а самое главное - померяться удалью в танцах, в плясках, потехах да забавах посоперничать.
2 вед. Как и везде, в Нижней и Верхней деревне есть свой "первый парень" на деревне. Поэтому сейчас я вызываю в круг самых смелых, сильных и самых выносливых парней. Наденьте, пожалуйста, рукавицы, потому что работа будет трудной. Возьмите по катушке ниток и иголки. Попытайтесь вдеть нитку в иголку, не снимая рукавиц. Кто быстрее сделает эту работу, тот сохранит за собой звание "первого парня".
После соревнования победитель получает шишку.
3 вед. Вы знаете, что у каждой девушки в старину была длинная коса. И каждый день ее нужно было тщательно заплетать. Вот мы сейчас и посмотрим, кто из девочек быстрее и красивее всех заплетёт косу из ярких ленточек.
Победительница получает шишку.
1 вед.
Засиделись наши ноги,
Надо их размять немного.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет!
Пойду попляшу,
Себя людям покажу!
Исполняется песня-пляска "Солдатушки".
Коробейник дарит конфеты исполнителям.
2 вед.
Собирайся, народ!
Становись хоровод!
Исполняется песня-хоровод "Со вьюном я хожу".
Коробейник дарит конфеты исполнителям.
3 вед. На праздниках, вечеринках, посиделках часто песни и танцы сопровождаются игрой на различных народных инструментах. И сейчас мы посмотрим, знаете ли вы русские народные инструменты. Нижний край задает загадку об инструменте верхнему краю и наоборот.
Исполняются песни - загадки "Балалайка", "Гармонь".
За лучшее исполнение вручается шишка.
Дети:
1 вед.
Посмотрите, какие
Ложки золотыe,
Ложки золотые,
Ложки расписные.
Деревянные ложки звонки,
Как гармошки.
Хочешь, суп хлебай,
Хочешь, танец играй.
2 реб.
Эх, оркестр народный
Раздольно-хороводный!
Если грянет плясовую,
Я со всеми затанцую.
Если песню грустную ┐
Грусть в душе почувствую.
А "Страданья" заиграет,
Прямо сердце замирает.
То он плачет, то хохочет,
С нами делает, что хочет.
Оркестр детских музыкальных инструментов исполняет русскую народную песню "Во саду ли, в огороде".
Коробейник дарит конфеты исполнителям.
Взрослый ведущий: На Руси с древних времен пелись величальные песни, в которых прославляли родных, близких гостей. А так как славяне были язычниками, то поклонялись и прославляли в своих песнях месяц, зарю, дождь и, конечно, солнце - символ добра, света и радости. И часто в песнях людей сравнивали с красным солнышком и ясным месяцем. Так давайте же в заключение нашего праздника споем величальную песню "Слава". Прославим наших близких, родных, гостей, которые, как солнце, дают нам добро, заботу, любовь.
Исполняется песня "Слава".
Коробейник дарит конфеты исполнителям.
Подсчет шишек в мешках и выявление победителей.
Взрослый ведущий: Благодарю душевно всех, люди добрые, за ваше участие в празднике "За околицей". Желаем вам хлебушка в дом, да сало в ладонь! До свиданья всем вам, жить не тужить, до ста лет прожить. А сейчас даем слово нашим хозяюшкам.
Хозяюшки:
1 хоз.
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла 92 блина,
Два корыта киселя,
50 пирогов - не найти едоков.
Хозяйку потешьте -
Пирогов моих поешьте.
Хозяюшки исполняют русскую народную песню "Блины".
Коробейник дарит конфеты исполнителям.
2 хоз.
Притомились наши ноги,
Нужно отдохнуть немного.
Милости просим к столу
В новую избу
Снедь отведать,
Да чаю попить.
Все уходят в классы на чаепитие.
Хозяюшки (в классе)
Это все для вас, детишки -
Калачи, ватрушки, пышки.
Налетайте, разбирайте,
Сладким чаем запивайте.