Конспект урока математики во 2-м классе по системе Эльконина-Давыдова

Разделы: Начальная школа


Ход урока

У: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Сегодня на уроке мы с вами будем маленькими волшебниками. Но сначала я расскажу вам одну историю:

"В одном волшебном городе жили сказочные человечки. Они все очень любили шить. Их так и прозвали - портняжками. И вот один раз портняжки всем жителям сшили платья в подарок. Они захотели украсить платья красивыми пуговицами и петлями. Все петли должны быть одинаковой длины. Вот такой -

 

(демонстрируется образец петли - кусок шнура или бумаги длиной 5 см.)

Но вот беда, у портняжек кончилась тесьма для петель. Тогда они попросили свою Фею дать им еще тесьмы. Она дала, но это был большой клубок (демонстрируется клубок). Сейчас вам нужно помочь портняжкам отмерить от данного клубка такую длину, чтобы ее хватило на петли для одного платья.

На доске имеется отрезок А (длина 95 см). Это как раз та длина, которая нужна. Как нам отмерить ее от клубка? Учтите, что прикладывать тесьму к доске нельзя. Как нам поступить?

Задача 1

Д: Надо измерить отрезок на доске меркой-петлей, а потом на тесьме отложить столько же мерок, сколько получится.

У: Хорошо, но есть одно условие. Оказывается, что эти портняжки умеют считать только до пяти. Как же они будут действовать в такой ситуации?

Д: Они досчитают до пяти, а потом начнут сначала: 1,2,3,4,5,:1,2,3,4,5,: и т.д.

К доске выходят два ученика. Один прикладывает мерку, другой считает.

У: Теперь надо отмерить кусок тесьмы. Что надо передать тем, кто будет отмеривать?

Д: Мерку и число.

У: Какое же из полученных чисел надо передавать?

Д: Все четыре: 5, 5, 5, 4.

У: Что мы делаем, когда повторяем мерку Е одинаковое количество раз?

Д: У нас получается новая мерка, допустим К, только увеличенная.

У: Тогда, как вы думаете, сколькими мерками мы пользовались, когда измеряли величину А?

Д: Двумя разными мерками К и Е.

У: Таим образом, можно сказать, что мы величину А измерили по частям?

Д: Да.

У: Покажите это в схеме.

Д:

У: А можно ли это записать в таблицу?

Д: Да, можно.

К Е
3 4

У: Что же мы передадим отмеривателям?

Д: Меру Е и таблицу.

У: Смогут ли они отмерить нужную длину?

Д: Нет, нужна еще мерка К.

У: А ведь у нас ее нет.

Д: Ее можно сделать из мерки Е.

У: А как?

Д: Повторить мерку Е пять раз.

У: Так вот, ребята, эта новая мерка К называется дополнительная, потому что она получена из мерки Е. А мерка Е называется основной. А раз эти мерки взаимосвязаны между собой, то и обозначать мы их будем одной буквой Е. Только для различения еще отмечать цифрой - Е1, Е2. Давайте, поправим таблицу с учетом того, что я сказала.

Д:

Е1 Е2
3 4

У: Что-то еще в таблице надо указать?

Д: Да, то, что мерка Е2 состоит из 5 мерок Е1.

После этого отмериватели получают клубок, мерку и таблицу и отмеривают нужную длину. Затем выполняется проверка. Шнур прикладывают к доске. Отрезок и тесьма равны.

Задача 2

У: Но к петлям нужны еще и пуговицы. Требуется отсчитать необходимое количество пуговиц равное количеству петель.(19 штук)

На доске изображено в беспорядке 19 точек. Пересчитайте точки и сделайте таблицу, по которой можно было бы отсчитать нужное количество пуговиц из тех, что имеются у меня на столе.( На столе у учителя лежит избыточное количество пуговиц). Но помните, что считать можно только до 5.

Дети группируют точки по 5.

У: То, что получилось, запишите в таблицу.

Дети пишут:

Д: таблица получилась такая же, как и раньше.

У: А теперь отсчитайте нужное количество пуговиц.

Дети отсчитывают.

Итог

  • Чему вы сегодня научились на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Как получить дополнительную мерку?
  • Что показывают цифры в таблице?
  • Что хотелось бы узнать на следующем уроке?