Эксперименты и опыты со старшими дошкольниками (свойства воды, снега, льда)

Разделы: Работа с дошкольниками


Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения.

Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств воды, снега, льда, развивают мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы “как” и “почему”.

Выявление свойств воды

Цель

Содержание

Вывод

1

2

3

  1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.
  1. Во время мытья рук изменить температуру воды
  2. Взять три чайника с водой разной температуры. Предложить определить, какая вода в чайнике. Налить воду в разные тазики и на ощупь проверить, какая вода (она не должна быть слишком горячей).
Вода может быть холодной, теплой, горячей.
  1. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачна.
Взять два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стакана опустить монетку или камушек. В стакане с водой камушек виден - вода прозрачная. В стакане с молоком камушка не видно - молоко не прозрачное.
  • Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
  1. Сравнить на вкус воду, молоко, сок.
  2. Взять два стакана с водой. Попробовать воду. Затем положить в один стакан сахарный песок, в другой - соль.
Вода изменилась на вкус: в одном стакане - сладкая, в другом - соленая.
  1. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха.
Сравнить запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов. Вода не имеет запаха.
  • Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь.
Взять разные сосуды, переливать воду из одного в другой. В один из сосудов положить твердый предмет (кубик), переместить предмет из одного сосуда в другой. Вода жидкая - течет.
  • Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие—нет.
Взять два стакана с водой. В один положить обычный речной песок, а в другой—сахарный. Размешать. (Можно использовать соль, шипучие таблетки-витамины, твердые предметы, акварельные краски). Сахарного песка не видно—растворился в воде, речной песок опустился на дно стакана—не растворился.
  • Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
1) Взять деревянный кубик, определить форму, меняя место его расположения (на руке, в стакане, на тарелке)

2) Налить воду в сосуды разной формы.

Форма кубика не меняется.

 

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Жидкая вода не имеет формы.

  • Подвести детей к пониманию трех состояний воды.
Взять три колбочки с водой: одну поместить в морозильную камеру или вынести на мороз, вторую оставить в группе, третью подержать над спиртовкой. В первой—лед, во второй—вода, а в третьей—пар.
  • Подвести детей к выводу, что вода испаряется.
1) Налить в неглубокую мисочку воды (лучше подкрашенной) и оставить на несколько дней. Следы краски остануться на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.

2) Поставить мисочку с одинаковым количеством воды в разных местах: в теплом и холодном.

3) Взять одну большую и одну маленькую мисочку с водой, поставить их в одинакових условиях.

4) Расстворить в стакане с водой соль и сахар и оставить на некоторое время.

5) Накрыть большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух.

Вода постепенно испаряется.

 

 

Вода в теплом месте испаряется быстрее, чем в холодном.

Вода испарится быстрее из мелкой мисочки.

Вода испарится, на дне стакана останутся следы соли и сахара.

На стенках пакета появятся капельки воды. Вода испаряется с поверхности листа растения.

Выявление свойств снега и льда

Цель

Содержание

Вывод

1

2

3

1.Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. Принести снег и лед в помещение. Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.
2.Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источникатепла. Взять горсть снега и положить на ладонь,затем—на ладонь в варежке. Снег расстает.
3.Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха. В морозный день предложить детям слепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить им слепить снежки. Лепится влажный снег.Влажным снег бывает при слабом морозе.
4.Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину. Вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу; покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба. Снег защищает растения от холода.
5. Дать детям понятие озагрязнении снега и воды. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр,которым покрыт стакан. На бумажном фильтре остануться следы;снег грязный.