Родительское собрание на тему "Проблема отцов и детей глазами А.Лиханова"

Разделы: Работа с родителями


Цель: Привлечь внимание родителей к актуальной проблеме современности

Задачи:

  • Донести до родителей идею произведения, заставить задуматься над заглавием повести.
  • Посредством психологического тренинга дать положительный настрой на родительское счастье.

Приложение: презентация в PowerPoint

Ход собрания

- Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашей встречи - проблема отцов и детей. Тема эта вечная, она актуальна во все времена и очень хорошо освещена в художественной литературе разных периодов (Притча о блудном сыне - библейский текст, "Домострой" - 16 век, "Недоросль" Д.Фонвизина - литература 18 века, "Отцы и дети" И.Тургенева - 19 век, "Высшая мера" А.Лиханова - 20 век)

Мы остановимся сегодня на произведении современности, так как проблемы, затронутые А.Лихановым, не могут не волновать и оставить равнодушными.

Автор говорит:

":искренне верю: трудное требует анализа - во благо растущего человека, во благо осветления его души, во имя того, чтобы ошибки не повторялись, пока касаются они такого хрупкого материала, как человек. Потому что убежден: педагогика - удел не только избранных высокомудрых ученых, а забота всякой матери, любого отца, каждого неравнодушного человека".

- Прежде чем мы приступим к анализу произведения, давайте поближе познакомимся с автором. Слово предоставляется библиотекарю школы Южаниной Т.В.

13 сентября 2008 г исполнилось 73 года со дня рождения Альберта Анатольевича Лиханова , писателя, почетного гражданина города Кирова

Родился в 1935 г в Кирове. В 1953 г. окончил школу N 16, в 1958 г.- отделение журналистики Уральского университета. Первая книга вышла в г.Кирове в 1959 А.А.Лиханов активно проявил себя в журналистике: был литературным сотрудником, редактором областной газеты "Комсомольское племя", корреспондентом по Сибири газеты "Комсомольская правда". В 1975 г. стал главным редактором молодежного журнала "Смена". Постоянная работа с молодежью, знание детских проблем и умение решать их сделали возможным для А.А.Лиханова создать Российский Детский фонда.

1987-1991 гг. - Председатель Правления Советского детского фонда им. В.И.Ленина За время своего существования он оказал помощь детям и сиротским домам на 165 млн. долларов (данные 2001 г.). Все усилия детского фонда направлены на то, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме детства. Одним из направлений его деятельности остается содействие в организации семейных детских домов. Президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства Российского детского фонда (с 1988 г.).

1991 - по н/в - Председатель правления Российского Детского фонда - крупнейшей общественной благотворительной организации.
Писатель, общественный деятель. В 1986-1987 гг. вышло его собрание сочинений в 4-х томах. В 2000 году вышло собрание сочинений в 6-ти томах. В 2005 году вышло в свет уникально изданное собрание сочинений Альберта Лиханова в виде библиотеки из 20 книг. Более 100 его книг вышли за рубежом. Семь произведений писателя экранизированы, три - инсценированы.

Основные литературные произведения - повести "Чистые камушки", "Обман", "Лабиринт" (трилогия "Семейный обстоятельства"), "Благие намерения", "Голгофа", "Невинные тайны", "Высшая мера", "Паводок", "Никто", "Сломанная кукла". Роман в повестях "Русские мальчики" и роман "Мужская школа" составляют дилогию о военных действиях

Ныне А.А.Лиханов - лауреат Государственной премии им. Н.К.Крупской, международной премии им.Я.Корчака, им.М.Горького, Б.Полевого, член-корреспондент Российской Академии образования, директор НИИ детства Российского Детского фонда.

Альберт ЛИХАНОВ - Я очень хотел бы своей литературой построить некие мосты между взрослыми и детьми. Но все мы - бывшие дети. Про старика обычно говорят - он впал в детство. Я говорю наоборот: как бы не выпасть из детства

Анализ литературного произведения всегда субъективен. Он зависит от взглядов человека, жизненного опыта, общей культуры.

Очень важно иметь свое мнение, свою позицию, и не только иметь, но и уметь ее обосновать. Перед началом нашей беседы я хотела бы рассказать притчу: к Мудрецу пришли двое с просьбой рассудить их. Мудрец выслушал первого и на вопрос: "Разве я не прав?", ответил: "Ты прав". Выслушал второго и на вопрос: "Разве я не прав?", ответил: "Ты прав". Ученик Мудреца воскликнул: "Но так не может быть, Учитель!" "И ты прав",- ответил Мудрец. Это к тому, что бы вы сегодня ни сказали, каждый будет по-своему прав.

Давайте обратимся к началу повести. "Соловьи возвращали меня в жизнь" : "этот контраст между благостным счастьем природы за окном и непоправимостью беды:" Автор невольно противопоставляет гармонию природы за окном и то, что происходит в душе героини.

Многие писатели в своих произведениях используют этот прием - прием контраста: гармония природы и дисгармония человеческих отношений. Возьмем к примеру стихотворение Н.Некрасова "Железная дорога": "Нет безобразья в природе, и кочи, и моховые болота, и пни - все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю", но автор заставляет задуматься над безобразьем в человеческих отношениях.

Именно об этом - об отношениях между самыми близкими людьми мы сегодня поговорим.

- Я думаю, каждый из вас, читая произведение, задумывался над названием "Высшая мера". Какой смысл вложил автор в этот заголовок? К концу нашего разговора мы сделаем вывод об этом.

- А сейчас давайте поближе познакомимся с героями. (С.С., Женя, Андрей, Саша, Аля, Ира, Мария, Игорь)

В центре внимания Игорь.

"Бедный Игорек! Он не знал, что появился на свет не как плод любви, а как бытовая необходимость. Он ушел, многого не поняв юным, еще не склонным к анализу умом, но ощутив до самых дальних сердечных глубин собственную ненужность матери и отцу".

Что имел в виду автор?

Жизнь родителей, их интересы, ценности можно обрисовать несколькими фразами, так удачно подобранными автором:

"Ты тракторная тележка, а я трактор, раз уж судьбе угодно так распорядиться. Куда еду я, туда двигайся и ты, сильно не вдавайся, потом поймешь".

Трактор - Ира, "кукольная мальвина", филолог, испанистка, тракторная тележка- Саша, сын Софьи Сергеевны.

"Нам не надо - пока. Нам надо сразу" - отказ от однокомнатной квартиры

"Уже через неделю Саша работал в лаборатории на жалкой должности в девяносто рублей- меньше чем в школе, - но это вдохновляло Ирину."

"Квартира, Саша, Игорь, а теперь Москва - все я. Одна я. Я - не благодаря, а вопреки всем."

"Игорек ходит в один садик с внуком знаменитого маршала, дерется с этим внуком, а маршал передо мной извиняется. Представляете?"

": Письма из Москвы приходили все реже. Зато в каждом я читала жалобы на Игорька. Ему шел шестнадцатый год, он вырвался из подчинения, стал строптив, непокладист".

"Мы с Ириной разошлись::сын отказался ехать с кем-либо из нас: Через год он окончит школу, поступит в институт, взрослый человек. Что касается меня, то у Эльги, это моя жена, двое детей, она вдова, а Иринин дипломат хочет за границу, ему не до Игоря".

"Ба, ты видала? Предки-то как откупаются?".

"Тайну? Я берегла ее множество лет. Страдала, бывало, отвергала, сомневалась в ней, ее нужности, и все же молчала, не могла рассказать. Единственно - Марии, сердобольной спасительнице моей, сказала в тяжкий какой-то миг, разделила ношу на двоих. Но Мария жизнь прожила, а Игорь - мальчик".

"Он погиб, врезавшись в тяжелый, груженный песком грузовик"

Его незрелую душу разорвут надвое - с одной стороны, ложная жизнь родителей, а с другой - такая простая, но праведная жизнь Софьи Сергеевны, которая и бабкой-то ему не была.

На алтарь собственного благополучия приносят в жертву своего сына Игоря в общем-то благополучные люди, а слышит и сострадает ему только бабушка Софья Сергеевна.

- Уважаемые родители, я хочу попросить вас занять позицию одного из героев произведения, постараться понять, защитить и, может быть, оправдать его.

Раз уж тема нашей беседы: проблема отцов и детей, особое внимание мы обратим на отношения между родителями и детьми. В тексте две матери: Софья Сергеевна и Ирина, ее сноха. Я предлагаю начать разговор о Софье Сергеевне, именно ее глазами мы видим происходящее в повести.

Софья Сергеевна, обыкновенная работница студенческой библиотеки, едет в двухместном вагонном купе одна, оглушает себя снотворным, чтобы забыться и забыть, да плохо у нее это получается, и побеседовать возможно только с одним человеком - с собою.

"Тут я одна, в маленькой клетке, в камере предварительного следствия, кажется так в судейских делах? Впрочем, почему предварительного? Следствие окончательное, я провожу его сама и сужу себя хотя бы уже потому, что это мой внук и мой сын"

- Что мы узнали о жизни и судьбе Софьи Сергеевны?? (Потеряв сестру, увозит детей из Москвы, бережет их от страшной тайны, вся ее жизнь - служение материнскому долгу.)

О тайне узнает внук.

"- Ба! И ты их не бросила!

- Чего в этом особенного? Без них мне было бы в тысячу раз хуже.

Хуже? Вышла бы замуж, глядишь, нарожала своих детей, испытала бы полноценное материнство, а любовь - в конце концов, разве могу я теперь сказать, что люблю Андрея? Было, но исчезло, растворилось, забылось временем:

Что же осталось? Долг?

А чем,собственно, так уж постыдно исполнение простыхчеловеческих обязанностей? Плюнула на себя, о себе не подумала? Но разве мыслимо все рассчитать? Да и нужно ли?"

Только Мария, "благодетельница", знала все о судьбе С.С. и называла ее "нерожалой матерью", "пресвятой девой богородицей".

"До свидания, сын! Ты не знаешь, как я хранила тебя от тяжкой памяти. Сохранила! Но для чего? Для того, чтобы ты оставил своего сына?"

После смерти внука Софье Сергеевне помогают выстоять мысли об Але. "Задумывалась как совершенство, а беда уничтожила всякий смысл существования. Но разве Алечка виновата? :Человек невиновен, когда его вызывают к жизни. Человек умирает, если он не нужен близким"

Я хотела бы напомнить вам слова героини:

"Тут все равны, никому ничего не понадобится в дорогу, о которой думаю я, только одно - чистая душа, ясная совесть. Зачем же так бьются люди, изо всех сил стараясь истоптать свою душу? Зачем?"

- А.Солженицыну принадлежит мысль: "Не стоит село без праведника". Ни село, ни город не стоит без таких праведников, как С.С.

Ирина - мать Игоря. Какой вы увидели героиню в тексте?

Ирина, "Мальвина с пепельными волосами" сразу не понравилась Софье Сергеевне. "Первое впечатление самое верное. Оно ключ ко всему". "Материнское сердце уступчиво и может поверить любой подделке, лишь бы ребенку было хорошо. Но дело в том, что мое сердце было не вполне материнским. Не значит холодней, нет, просто в нем жила еще и рассудочность".

"Ирина училась на филологическом - испанский язык и литература, - но отличалась математическим складом ума и какой-то металлической логикой. Была отличницей, без конца читала книги на испанском: В ее учении был какой-то тракторный напор, мужская мощь и адово терпение". Позже она сама скажет мужу: "Ты тракторная тележка, а я трактор:Куда еду я, туда двигайся и ты, сильно не вдавайся, потом поймешь."

Продвижение по карьерной лестнице:

Секретарь директора крупного завода . Новая работа Саши в физической лаборатории. Переезд в Москву. Библиотека иностранной литературы. Университет.

Ирина была тонким психологом, она хорошо разбиралась в людях:

"Как она чуяла моего Сашку! Будто это не сложная личность, а электрическая пробка, накрутил проволоку, ввернул в гнездо и - пожалуйста!-горит". "Вызнав его характер, ни разу не поругавшись, не споря по пустякам, она управляла всеми его поступками с одной лишь помощью женской хитрости". "Ирина умела красиво выворачиваться из любой ситуации. Ее директор не обиделся, а, напротив того, приехал на вокзал".

"Не просто переодевается, она меняет маски, подбирает их к ситуации, месту, людям"

Ирина как человек, как личность успешная, практичная, самодостаточная, она хозяйка своей судьбы. Но давайте посмотрим, какая она мать.

"Но в первый день апреля девица замахнулась на святая святых! Сюжет вышел за банальные пределы. Решалась участь нерожденного человека".

"Я часто любовалась, как она сидит в материнской простоте, с расстегнутой блузкой, кормит Игорька обильной, щедрой данью, такая вся естественная, домащняя, совершенно непохожая на себя, - и мне казалось, все позади, теперь начнется иная жизнь, такая, о какой я мечтала для Саши".

"Сколько передумала всякого я в ту ночь:представляла, как мой Саша ходит за Игорем в садик, потом сидит допоздна, переживая, дожидаясь жену, а она входит - элегантная, красивая, переполненная знакомствами:"

"У нас с Игорем ничего не изменилось. Я прихожу каждый день. Приношу продукты. Дважды в неделю появляется наша домработница:Мы следим за его гардеробом, я бываю в школе. Следует ли говорить, что мы оплачиваем квартиру и , кроме того, даем в месяц сто рублей: Наконец, я прописана по-прежнему здесь, чтобы сохранить квартиру за Игорем, до его совершеннолетия"- вот так понимает Ирина исполнение материнского долга.

- А как же Игорь относится к сложившейся ситуации?

"Я считаю, это даже хорошо! Будь по-старому, когда бы еще мотоцикл заимел? Или цветной телевизор?" Но Софья Сергеевна понимала, что в душе он страдает и мучается: "Его душа походила на иссушенную почву, и мои речи становились дождем, влагой, я видела, как даже самые непритязательные рассуждения делают его мягче, улыбчивей, как ждет он этих вечеров и долгих наших разговоров обо всем и ни о чем." Иначе бы он не сказал:

- Не уезжай,ба!

И столько в этом тоски, отчаяния, что я присаживаюсь на край раскладушки, успокаиваю его, говорю какие-то необязательные слова.

Сам автор обозначил жанр повести "Высшая мера" как современную трагедию.

"Отойти от этой повести нелегко - слишком много ассоциаций она пробуждает, - писал прозаик Леонид Жуховицкий. - Что творится в наших душах, в наших семьях? Мы регистрируем число разводов, но всегда ли мы обеспокоены распадом человеческих отношений? А ведь внутреннее отчуждение и эгоизм порой горше и опасней формального разрыва" ("Смерть мотоциклиста", - "Литературное обозрение", 1983, № 4).

Софья Сергеевна Саша Ира Игорь Мария
праведница бесхарактерный Практичная

Успешная

Cамодостаточная

Жертва обстоятельств благодетельница
"нерожалая мать"

"пресвятая дева богородица"

"тракторная тележка" "трактор" "любопытный коктейль:лицо его соединило красивость матери и четкие, мужские черты отца:"

"Мой Игорек заплакал, услышав впервые такую сказку, ему хотелось, чтоб Мишка остался живой, но потом смирился и гладил остаток шкуры, жалея зверя".

"с прибауточкой своей- лико, девка!- тащит авоськи, стирает бельишко, гладит, и все другим:, о себе-то вроде как и не обязательно".

Жизнелюбие

"Лико, девки, небушко-то баское"

"Если смерть может быть счастливой, то Мария умерла именно так. Не болела, не страдала:"

Идея произведения: Ответственность родителей за воспитание детей, за свои поступки, за происходящее вокруг. Ценности семьи подлинные и мнимые.

Смысл заглавия: Высшая мера наказания родителей - смерть ребенка.

"Когда человек не нужен близким, он умирает. Все равно, старик или мальчик"

"Не приведи господь никому такого! Даже самым великим грешникам!" - восклицает автор.

Тренинг "Поляна родительского счастья"

Устройтесь поудобнее, закройте глаза. Сделайте три глубоких, медленных вдоха и еще более медленных выдоха. Вы сидите на этом стуле, сейчас, в этой комнате, слышите мой голос, и ощущаете, как ваши ноги касаются пола, вы чувствуете свое дыхание, и оно становится спокойнее. Вы чувствуете, как спина касается спинки стула, и руки лежат на ваших бедрах, при этом вы слышите звуки, которые проходят мимо вас, и вы испытываете удовольствие, и к вам приходит ощущение полного комфорта.

Посторонние звуки для вас не будут иметь значения, вы будете слышать мой голос, представлять и чувствовать то, о чем будете слышать.

Вы идете по тоннелю и выходите на прекрасную светлую поляну. Оглянувшись, вы узнаете знакомое место и вспоминаете, что вы уже были здесь когда-то и чувствовали себя очень счастливым. Рядом с вами близкие и родные люди, среди них и ваш ребенок. Вы наблюдаете со стороны за ним. Посмотрите внимательно, как он выглядит, в чем он одет, что он делает. Вы смотрите на него и чувствуете переполняющую грудь радость. Вас привлекает его внешность, радуют его способности, любые его проявления. Вы принимаете его таким, какой он есть. Испытываете чувство благодарности к нему за то, что он у вас есть.

Находясь здесь, вы обладаете всеми качествами, которые необходимы для того, чтобы воспитать ребенка в любви и счастье, решать любые возникающие проблемы спокойно и взвешенно.

Я буду считать от 5 до 1, и с каждым счетом вы будете чувствовать бодрость, прилив сил.

5 - вы чувствуете, как поток энергии проходит через ноги и разливается по всему телу, он бодрит вас, и вы испытываете приятное ощущение.

4 - это ощущение усиливается, чувствуете легкость, энергичность

3 - вам приятно осознавать перемены, которые произошли с вами. Вы так же испытываете приятные чувства.

2 - а теперь мысленно представьте окружающую вас обстановку, людей, которые находятся рядом с вами в этой комнате

1 - сделайте глубокий вдох. Откройте глаза и улыбнитесь.

Прощаясь, я хотела бы рассказать вам притчу "Рецепт счастья"

- Однажды император узнал об одной деревне, где люди живут дружно, без ссор и разногласий. Решил он узнать секрет счастья, отправился в путь. Найдя этих людей, попросил он самого старшего раскрыть секрет их благополучия. Старик взял бумагу и долго-долго писал. Когда император прочел, то к его удивлению на листе было всего три слова: любовь, терпение и прощение. И так сто раз - сто раз любовь, сто раз терпение и сто раз прощение.

Я хочу пожелать вам любви, терпения и умения прощать.