"Человек спасается достоинством" (Ж.Нива). Средства создания образа героя в повести А.Солженицина "Один день Ивана Денисовича"

Разделы: Литература


Тип урока: проблемно-развивающий

Форма урока: семинар

Цели урока:

Образовательные:

  • Раскрыть сущность образа Ивана Денисовича с помощью основных элементов художественного стиля Солженицына;
  • Показать принципиальную новизну героя для русской литературы XX века;
  • Выявить важнейшие особенности языковой манеры писателя.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение анализировать и оценивать художественное произведение и его героев;
  • Способствовать развитию у учащихся устной речи и речи письменной;
  • Закрепить навыки обобщения и умения делать выводы.

Воспитательные:

  • Вызвать интерес к творчеству Солженицына, желание узнать о трагических страницах истории нашего государства;
  • Проследить за поведением человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях;
  • Совершенствовать нравственные качества учащихся;
  • Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения, уважение к мнению одноклассников.

Оборудование урока:

  • Портрет А.И.Солженицына;
  • Текст повести "Один день Ивана Денисовича";
  • Раздаточный материал (на каждую парту) с высказыванием критика Н.Сергованцева;
  • Листы на каждого учащегося для графического оформления материала урока (Приложение 1).

За две недели до урока учащиеся были разбиты на группы (5 групп), каждая из которой получила своё задание.

При составлении заданий был использован материал учебника-практикума "Русская литература xx века" 11 класс/под ред. Ю.И.Лыссого. М. "Мнемозина". 2001 г., с.458.

Задание для 1-й группы:

  1. Восстановите прошлое героя. Как он попал в лагерь?
  2. Можно ли сказать, что Шухов на войне был пассивен, слаб душой?
  3. Можно ли винить его в том, что на следствии он выбирает жизнь?

Задание для 2-й группы:

  1. Обратите внимание на то, как Шухов относится ко всему, что сотворено руками человека, поддерживает его жизнь? Как это характеризует его?
  2. В чем своеобразие портрета Шухова?

Задание для 3-й группы:

  1. По каким нравственным законам живет Шухов?
  2. Докажите, что Шухов верен этим заветам.
  3. Каково отношение Шухова к работе, к делу? (Сопоставьте эпизоды мытья полов в надзирательской и кладки стены на ТЭЦ). Почему так различно поведение героя?
  4. Как вы относитесь к умению Шухова "услужить"? (Вспомните рассуждение о труде красилей в его родной деревне Темгенёво). Как отношение к труду характеризует Ивана Денисовича?

Задание для 4-й группы:

  1. Какими параметрами задана система персонажей? Определите основные ступеньки лагерной иерархии (надзиратели и зэки; строгая иерархия среди заключенных - от бригадира до шакалов и стукачей).
  2. Какова иерархия героев по их отношению к неволе? Каково место Шухова в этих системах координат? (Попытка бунта против лагерной системы - Буйновский; наивное непротивленчество - Алёшка; "срединное" положение Шухова в системе персонажей).
  3. Как Шухов относится к тем, с кем работает в бригаде?
  4. Как к нему относятся члены бригады? Можно ли сказать, что Шухов "страшно одинокий"?
  5. Есть в рассказе противопоставление Шухова и Цезаря Марковича (крестьянина и интеллигента)? Если да, то в чем оно?

Задание для 5-й группы:

  1. Почему автор использует в качестве основного повествовательного приема несобственно-прямую речь?
  2. Можно ли сказать, что весь рассказ Солженицына - это внутренний монолог героя? Покажите это на примере.
  3. Как выражена авторская оценка?
  4. Найдите и выпишите пословицы, использованные Солженицыным. Объясните 5 любых. С какой целью вводит их в текст Солженицын?

Эпиграф к уроку:

Ты хочешь знать: кто я? что я? Куда я еду? -
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
А.Радищев. Ода "Вольность"

Этапы урока:

I. Организационная и мотивационно-целевая экспозиция урока.

(Сообщение темы, целей урока)

Учитель:

В центре внимания русской литературы традиционно остаются нравственные проблемы. Добро и зло, честь и совесть, преданность и предательство - это далеко не все вопросы, которые решают русские писатели в своих произведениях.

Порой на долю человека выпадают страшные, даже жестокие испытания, когда он оказывается на грани жизни и смерти. Но даже в самых экстремальных условиях у человека всегда есть выбор, который каждый определяет в соответствии со своим нравственным идеалом. Иногда страх смерти становится сильнее, и человек переходит ту черту, которая отделяет его от животного. Но бывает и по-другому. Человек, несмотря ни на что остаётся человеком, сохраняет в себе человеческое, не теряет уважения к себе - "спасается достоинством" - и это, наверное, выбор единственно правильный (Чтение эпиграфа).

Сегодня наш разговор о человеке, оказавшемся по воле судьбы в нечеловеческих условиях - в лагере для заключённых. Это главный герой повести Солженицына - Иван Денисович Шухов. (Объявление темы урока. Учащиеся делают записи в тетрадях).

Основная цель урока - понять и раскрыть сущность героя Солженицына, определить, с помощью каких элементов художественного стиля писателя этот образ создаётся.

II. Создание условий для самостоятельного поиска закономерностей, информации (знакомство с фрагментом статьи критика Н.Сергованцева, выведение проблемного вопроса)

Учитель:

- А сейчас предлагаю вам познакомиться с высказыванием одного критика. Прочитайте его (материал распечатан на каждую парту).

"Хочется знать, как же простой человек, выдвинутый автором в качестве глубоко народного типа, будет осмысливать ту потрясающую обстановку, которая его окружает.

И по самой жизни, и по всей истории советской литературы мы знаем, что типичный народный характер, выкованный всей нашей жизнью, - это характер борца, активный, пытливый, действенный. Но Шухов начисто лишён этих качеств. Он никак не сопротивляется трагическим обстоятельствам, он покоряется им душой и телом. Ни малейшего внутреннего протеста, ни намёка на желание осознать причины своего тяжкого положения, ни даже попытки узнать о них у более осведомлённых людей - ничего этого нет у Ивана Денисовича. Вся его жизненная программа, вся философия сведена к одному: выжить! Некоторые критики умилились такой программой: дескать, жив человек! Но ведь жив-то, в сущности, страшно одинокий человек, по-своему приспособившийся к каторжным условиям, по-настоящему даже не понимающий неестественности своего положения. Да, Ивана Денисовича замордовали. Во многом обесчеловечили крайне жестокие условия - в этом не его вина. Но ведь автор повести пытается представить его примером духовной стойкости. А какая уж тут стойкость, когда круг интересов героя не простирается дальше лишней миски "баланды", "левого" заработка и жажды тепла:

Нет, не может Иван Денисович претендовать на роль народного типа нашей эпохи".

Н.Сергованцев. Трагедия одиночества и "сплошной быт".1963.

- Вот такая точка зрения. Прав ли критик в своей оценке?

Что же делает Ивана Денисовича главным героем повести? - таков проблемный вопрос, ответить на который мы сможем, только опираясь на текст самого произведения. Обратимся к тексту.

III. Аналитическая работа с текстом. Отчёт творческих групп (проверка д/з).

(Во время выступлений уч-ся прорабатывают материал, выделяют главное, отбирают и оформляют его графически)

Учитель:

- Вы знаете, что образ любого персонажа создаётся с помощью различных средств. Назовите их. (Портрет, поведение и поступки героя, его речь, пейзаж, интерьер, оценка героя другими персонажами и т.д.). Мы рассмотрим те, которые помогут нам лучше понять образ героя повести: предысторию героя, портрет, предметно-бытовые детали, действия и поступки, взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора к герою. Готовясь к уроку, вы работали в группах, собирали материал по своему направлению. Сейчас "командиры" ваших групп отчитаются о проделанной работе. Во время выступлений будьте внимательны, отбирайте главное и фиксируйте в таблице. Слово предоставляется "командиру" первой группы. (Выступление "командира" группы №1)

Учитель: Группа №2 работала над раскрытием образа через детали портрета, предметно-бытовые детали. На самом деле, текст повести отличается высокой степенью детализированности, каждый факт как бы дробится на мельчайшие составляющие, каждая из которых подаётся крупным планом. Солженицын любит такие "кинематографические" приёмы. То, что нам кажется мелочью, для героя - вопрос жизни и смерти. (Выступление "командира" группы №2)

Учитель: Третья группа рассматривала действия и поступки героя. (Выступление "командира" группы №3)

Учитель: А теперь рассмотрим, какое место занимает герой в системе образов. (Отчёт группы №4)

Учитель: Каково же отношение автора к своему герою? (Отчёт группы №5)

Учитель:

- Вернёмся к высказыванию критика. Согласны ли вы с его оценкой героя повести?

- Какие традиции русской литературы прослеживаются в образе Ивана Денисовича?

(А.И.Солженицын продолжает традиции Л.Толстого: Иван Денисович Шухов, как и Платон Каратаев, - воплощение безграничной способности русского народа терпеть и верить, вопреки личной судьбе. Любовь к труду также роднит Шухова с персонажами поэмы Некрасова. Он так же талантлив и счастлив в работе, как каменотес-олончанин, способный "гору сокрушить". Иван Денисович не уникален. Это реальный, более того, типичный персонаж).

IV. Обобщение материала. Ответ на проблемный вопрос.

Подведение итогов. Уникальность и значительность повести Солженицына в том, что автор нарисовал трагическую картину жизни людей в условиях тоталитарного режима и одновременно показал подлинно народный характер, утверждающий себя в этих обстоятельствах. Сила Шухова в том, что при всех неизбежных для зэка моральных потерях он сумел сохранить живую душу. Высокая степень приспособляемости Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей "себя". Такие нравственные категории, как совесть, человеческое достоинство, порядочность, определяют его жизненное поведение. Едва ли не на каждой странице читаем мы, что годы каторги не заставили Шухова озлобиться, ожесточиться. В нём вопреки всему сохранились доброта, отзывчивость, сердечное, благожелательное отношение к людям, за которое ему в бригаде платят тем же.

Иван Денисович не сопротивляется лагерным условиям жизни. Герой крепко запомнил слова своего первого бригадира Куземина: "Здесь, ребята, закон - тайга". Шухов прекрасно понимает бесполезность борьбы с лагерем: он велик и сопротивление ему отнимает у человека последние силы, необходимые для жизни, лучше "...кряхти да гнись. А упрешься - переломишься". Русский народ всегда воспринимал власть как неизбежное зло, которое необходимо перетерпеть, так как власть временна, непостоянна, а мужик живет на земле неизменно уже несколько столетий. Герой, чьим именем и отчеством уважительно названа повесть, - самый обычный рядовой крестьянин, подлинно народный характер.

Мы видим, что, в принципе, и в страшных лагерных условиях у человека есть выбор - можно опуститься на дно, потерять в себе человека; можно в себе человека сохранить, а можно и подняться над собой. В повести эти варианты представлены разными персонажами. На их примере мы убедились в том, что выбор всегда остаётся за самим человеком. Мы с вами не заканчиваем сегодня этот разговор.

V. Предложение домашнего задания.

  1. Письменно ответьте на вопрос: Как в условиях несвободы можно остаться свободным человеком?
  2. Прочитать "Колымские рассказы" В.Шаламова. Сравнить 2-3 рассказа с повестью А.И.Солженицына.

В подготовке урока использована литература:

  1. А.И.Солженицын. Один день Ивана Денисовича. М., 2004
  2. Лакшин В.Я. Иван Денисович, его друзья и недруги.//В кн. "Берега культуры"/Сб.ст. М., 1994
  3. Нива Ж. Солженицын. М., 1992
  4. Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество./Кн. для уч-ся. М., 1994
  5. Каменский Г.Л. А.И.Солженицын "Один день Ивана Денисовича"/Кн. для уч-ся. М., 2005