Проект для учеников 3-го класса. "Уход за комнатными растениями"

Разделы: Начальная школа


Цели: образовательные

  • познакомить учащихся с условиями жизни комнатных растений на их родине ;
  • расширить и углубить знания учащихся о роли природы в жизни человека;
  • повторить основы агротехники выращивания растений и ухода за ними;

развивающие:

  • развивать умение рассуждать, доказывать своё мнение;

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к комнатным растениям;
  • чувства сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.

Задачи:

  • обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • формирование исследовательских навыков.

Возраст учащихся: III класс.

Время работы над проектом: 1-я и 2 –я четверти.

Оборудование:

  • источники литературы для каждого ученика;
  • справочная литература для учителя;
  • личные наблюдения учащихся.

Прогнозируемые результаты:

Ученик будет знать:

  • названия комнатных растений и условия жизни этих растений на родине;
  • правила ухода за комнатными растениями;
  • действия природных факторов (света, тепла, влаги, состава почвы) на жизнедеятельность комнатных растений;

Ученик будет уметь:

  • работать с дополнительной литературой;
  • наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
  • работать в группе;
  • оформлять результаты своей деятельности согласно плану.

Ученик будет воспитывать в себе:

  • любознательность;
  • самостоятельность;
  • толерантность;
  • организованность.

Критерии распределения ролей в группе:

(ученики разделены на 5 групп по желанию)

Ботаник – лидер группы.

  • распределяет роли в группе;
  • руководит работой членов группы;
  • назначает оратора, распределяет роли в презентации;
  • отвечает за деятельность каждого члена в группе и всей группы.

Цветовод

  • предлагает идеи по решению проблемы;
  • ведёт поиск и выбор информации;
  • анализируют информацию;
  • предлагают пути решения проблемы.

Эколог-критик.

  • внимательно слушает;
  • опровергает или защищает точку зрения членов группы;
  • предлагает альтернативные идеи;
  • работает с источниками информации;
  • предлагают пути решения проблемы.

Журналист.

  • внимательно слушает;
  • фиксирует все выдвинутые идеи и предполагаемые пути решения;
  • готовит план работы группы над проблемой;
  • готовит план выступления группы.

Этапы работы над проектом

“Уход за комнатными растениями”

Учитель

Учащиеся

1- й этап. Разработка замысла проекта.

Формулирует мысль о проекте, которая возникла при изучении темы “Комнатные растения в твоём доме”, когда учащиеся заинтересовались, откуда завезены эти растения, какие условия их жизни на родине, какие условия необходимо создать для их лучшего произрастания в помещении. Принимают предложение учителя.
Помогает наблюдать за комнатными растениями и понять, что они привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, ухожены, правильно подобраны и со вкусом размещены. Разыгрывает ситуацию, в которой учащиеся формулируют причины заболевания и гибели комнатных растений. Вывод: необходимо знать правила ухода за комнатными растениями, чтобы научиться их беречь. Предлагает создать справочник “Уход за комнатными растениями”. Урок-экскурсия в ботанический сад города Екатеринбурга с целью наблюдения за растениями, привезёнными из разных климатических зон земного шара. Заинтересовались предложенной учителем темой.

2 –й этап. Реализация проекта.

Предлагает классу разделиться на 5 групп (по интересам). Выдаёт карточки с критериями. Делятся на 5 групп по желанию.
Распределяет обязанности между группами. Предлагает каждому ученику подготовить информацию о комнатном растении Планирует деятельность группы: сбор информации в литературе, выбор четырёх комнатных растений из разных климатических зон. Распределяют роли: ботаник, цветовод, эколог, журналист. Планируют работу: выбрать представителей комнатных растений из разных климатических зон; составить план оформления работы; оформить работу.
Помогает оформить работу. Оформляют работу.
Консультация по мере необходимости: каких представителей комнатных растений из разных климатических зон лучше выбрать; какую информацию исключить или добавить; показывает образец сообщения о комнатном растении; оформляет выставку книг о комнатных растениях. Каждый ученик в соответствии со своей ролью выполняет работу.
Контролирует (наблюдает, фиксирует работу группы по критериям) Консультируются по необходимости.
Показывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу. Находят недостающую информацию.
Оказывает помощь учащимся при подготовке презентации работы. Во внеурочное время готовятся к презентации.

3-й этап. Защита выполненного проекта.

Принимает отчёт. Обобщает результаты работы группы. Подводит итоги обучения (комментирует новые способы деятельности группы). Оценивает работу каждой группы. Показывают умение планировать и осуществлять работу: 1.Что решили делать и для чего. 2. Как создавали замысел проекта. 3. Какие проблемы и как решали. 4. Что получилось в результате. Задают вопросы о деятельности другой группы.

За работу над проектом ставится две оценки: за коллективную деятельность по теме и за презентацию.

Критерии оценивания:

  • качество выполнения работы по теме;
  • самостоятельность работы над проектом;
  • артистизм и выразительность выступления;
  • умение отвечать на вопросы;
  • убедительность презентации.

Результаты проектной деятельности:

  • ученики применяют общеучебные навыки и умения, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне: работа со справочной литературой, оформление сообщения согласно плану, публичное выступление, создание справочника “Комнатные растения в школе и дома”;
  • социальная значимость проекта: проведение устного журнала для учеников других классов, создание справочника “Уход за комнатными растениями”.”;

Отчёт по проекту: выступление инициативной группы на школьной конференции.

Отчёт 4-ой группы

“Влияние полива на комнатные растения”

Во время проведения исследовательской работы была выдвинута следующая гипотеза: для лучшего выращивания комнатных растений в помещениях нужно создать необходимые условия, соблюдать правила ухода за ними.

В работе выявлены следующие проблемы:

  1. От чего зависит количество влаги для полива комнатного растения;
  2. Как влияют на комнатные растения сезонные изменения на их родине.

Предлагаем следующие пути решения:

  1. Комнатное растение нужно поливать регулярно и достаточным и количеством воды, учитывая его возраст, объём почвы в горшке;
  2. Соблюдать правила ухода за комнатными растениями, учитывая условия жизни на их родине.

Наша работа интересна тем, что в ней представлены наблюдения за растениями из разных климатических зон, описаны правила ухода за ними.

Объект исследования: комнатные растения из разных климатических зон.

Предмет исследования: влияние полива на комнатные растения из разных климатических зон.

Полив – один из главных вопросов ухода за растениями. Неправильный полив является причиной, вызывающей болезни и даже гибель комнатных растений.

Мы хотели узнать, какое количество воды для полива необходимо комнатным растениям из разных климатических зон, растущих в одинаковых по размеру горшках.

Что мы делали?

Мы поливали эти комнатные растения ежедневно и одинаковым количеством воды (половина стакана) в течение 2-х недель октября.

Наши наблюдения:

Растение

Родина

Полив

Результат

Гойя мясистая

тропическая Азия

ежедневный

умеренный

листья стали тусклыми, тонкими

Драцена

тропическая Африка

ежедневный

умеренный

кончики листьев пожелтели

Хлорофитум пучковатый

Южная Африка

ежедневный

умеренный

без изменений

Циссус

Австралия

ежедневный

умеренный

без изменений

Тропические растения гойя и драцена начали страдать от недостатка влаги, так как их предки приспособились к жизни в глубине тропических лесов, где влажно и сумеречно.

Растения из субтропиков хлорофитум и цисусс выдержали пересушку почвы, так как на их родине чередуются влажный и сухой периоды. У хлорофитума запасы воды были в сочных корнях растения.

Мы поместили горшки с гойей и драценой в сосуд с водой и держали до тех пор, пока не прекратилось выделение пузырьков воздуха из почвы. После этого поливали эти растения обильно 3 раза в неделю. Хлорофиум и цисусс поливали умеренно 2 раза в неделю.

Для тропических растений необходим более влажный воздух, чем в классе, поэтому мы регулярно опрыскивали их и размещали рядом с ними поддоны с водой.

После этого мы увидели, что листья у гойи стали тёмно-зелёными и мясистыми, покрылись восковым налётом, а у драцены появились новые листья с яркой окраской.

Наши наблюдения записали в таблицу:

(Растение

Родина

Полив

Результат

Гойя мясистая

тропическая Азия

3 раза в неделю обильный

листья стали яркими, мясистыми

Драцена

тропическая Африка

3 раза в неделю обильный

появились листья с яркой окраской

Хлорофитум пучковатый

Южная Африка

2 раза в неделю умеренный

без изменений

Циссус

Австралия

2 раза в неделю умеренный

без изменений

Мы пришли к выводу:

1. Комнатное растение нужно поливать регулярно и достаточным количеством воды, учитывая условия жизни на его родине.

2. Несмотря на то, что комнатные растения растут в помещениях, где отсутствует смена сезонов, у них сохраняются сезонные изменения. Каждое комнатное растение помнит о своей родине и требует создания таких же условий жизни, к которым когда-то приспособились их предки. У многих комнатных растений есть периоды покоя, в которые необходимо соблюдать особый режим полива.

Анализируя наши наблюдения, материал из справочной литературы, рекомендации учителя и родителей, мы выработали

Правила полива комнатных растений для юных цветоводов:

  • количество воды зависит от вида растения, его возраста, величины цветочного горшка;
  • нужно поливать отстоявшейся водопроводной водой комнатной температуры;
  • весной и летом лучше поливать вечером, а осенью и зимой – утром;
  • воду лить по краю горшка слабой струёй, чтобы она не смыла почву с корней;
  • появившуюся воду в поддоне сливать на следующий день;
  • рыхление почвы – это сухой полив растений.

Нам было интересно узнать о комнатных растениях и правилах ухода за ними и понять, почему для полива необходимо комнатным растениям из разных климатических зон, растущих в одинаковых по размеру горшках необходимо разное количество воды.

Литература

  1. Гальперин Г. М. Формирование умственных действий. – М., 1967.
  2. Джонс Дж.К. Методы проектирования. – М., 1986.
  3. Клинковская Н. И.Пасечник В. В. Комнатные растения в школе. М., 1986.
  4. Ляхов И. И. Проектная деятельность. – М., 1996.
  5. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников. – М., 2000.
  6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
  7. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. – М., 2008.