Межсемейный долгосрочный проект "Энциклопедия для дошкольников «Бугульминские почемучки»"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Нельзя считать себя культурным человеком,нельзя по настоящему любить свой край, незная его истории, опыт которой помогает понять настоящее.

Проблема: Отсутствие заинтересованности родителей в формировании патриотических чувств детей; закрепление в домашних условиях знаний полученных в детском саду о родном городе, его достопримечательностях, прошлом, настоящем и будущем.

Мотивация. Создание энциклопедии для дошкольников о родном городе: «Бугульминские почемучки».

Цели:

  • систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу;
  • активизировать знания детей и родителей о Бугульме;
  • расширить коммуникативные навыки участников проекта в процессе решения общей проблемы, совместного сбора информации, изготовления страниц энциклопедии.

Задачи:

  • Показать актуальность данной проблемы, обогатить знания и умения детей и родителей, расширить информацию о родном городе.
  • Использовать разнообразные виды деятельности: театральную, игровую, поисково-экспериментальную, конструирование, рисование и т.д. с целью поиска верных способов решения данной проблемы.
  • Обратить внимание родителей на важность задач нравственного воспитания, включающего в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.
  • Формировать положительное отношение к истории родного края, осознать принадлежность к своему народу, республике, государству; поддерживать интерес к изучению и закреплению знаний истории и культуры своего края, настоящего и будущего любимого города.
  • Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей, дать возможность почувствовать взаимосвязь поколений.

Приложения:

  • Энциклопедия «Бугульминские почемучки» (Приложение 1)
  • План-конспект экскурсии-калейдоскопа «Я познаю свой город» (Приложение 2)
  • Родительское собрание «Ничто не ценится так дорого, как родной город» форме игры «Зигзаг удачи» (Приложение 3)

Поэтапное решение проблемы

I. Подготовительный этап

  • С детьми.
    • Чтение художественной литературы о городе, республике, стране.
    • Интегрированные познавательные занятия: «Я и моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Улицы нашего города», «Мой родной город - Бугульма», «Картинки истории нашего края», и т.д.
    • Проведение ролевых игр: «В музее», «На улицах города» и т.д.
    • Составление схем «Где я живу?» (дом – улица – город – республика – страна – планета) и т.д.
    • Рассматривание символики, работа с картой, глобусом «Много стран на свете».
    • Рисование, придумывание сказок, изготовление книжек-малышек «Я и мой город».
    • Беседы: «Как одевались на Руси», «Берестяная грамота», «Преданья старины глубокой», «Как всё начиналось».
  • С родителями.
    • Ток-шоу «Листая летопись семьи.
    • Методическая копилка «Это должен знать каждый».
    • Узелок на память «Генеалогическое дерево семьи».
    • Выполнение домашнего задания: подборка материала по темам «Моя любимая Бугульма», «Улицы города», «Достопримечательности Бугульмы», художественное слово о Бугульме.
    • Подготовка рукописного материала усилиями детей и родителей.
    • Консультации по патриотическому воспитанию. «Растим гражданина», «Мы любим свой город» и т.д.
    • Изготовление (моделирование) странички в «Энциклопедию…» с разъяснениями, иллюстрациями, познавательной информацией.

II. Основной этап

Совместно с детьми и родителями

  • Цикл занятий и дидактических игр о городе, его жителях, предприятиях и т.д.
  • Рассматривание альбома с видами достопримечательностей города, наборов открыток и обсуждение по вопросам.
  • Закрепление знаний о достопримечательностях города в играх «Экскурсия по городу», «В городском парке» и т.д.
  • В вечернее время и выходные дни сбор и подготовка печатного материала, художественного слова о городе для составления странички в энциклопедию для дошкольников совместно детей и родителей (обговорить сроки предоставления материала).
  • Автобусная экскурсия по улицам города.
  • Экскурсия в краеведческий музей школы №9, музей Я.Гашека и т.д.
  • Итоговое занятие путешествие-калейдоскоп «С днём рождения, Бугульма».
  • Нетрадиционное родительское собрание в форме зигзага удачи «Я люблю и знаю свой город».

III. Заключительный этап

Совместно с детьми и родителями

  • Оформление энциклопедии для дошкольников «Бугульминские Почемучки».
  • Подарок-медаль «Бугульме 225 лет»

Народ, который не знает своей культурыи истории – презрен и легкомыслен.

Н.М.Карамзин

2006 год – юбилейный. Наш город, Бугульма, отмечает свое 225летие. Праздник вызывает чувства радости и гордости за город, выстоявший и победивший. Серьёзно задумываемся, как возродить работу по формированию патриотических чувств детей, которая выражается в соответствующих поступках и поведении, потерявшую в последние годы важность и актуальность.

Отсутствие заинтересованности у родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родного города, о его достопримечательностях, истории, её героях, настоящем и прошлом подтолкнуло к изготовлению пособия – энциклопедии для дошкольников «Бугульминские почемучки».

С особой серьёзностью и ответственностью подошли к вопросу патриотического воспитания, подбору содержания занятий, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, Республике, городу и т.д.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории города, к традиционному отечественному наследию.

Уместно знакомить детей с символикой страны, республики, города. Целесообразно проводить работу с детьми систематически. Её формами могут быть целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, использование ТСО, рассматривание фото и иллюстративного материала, изодеятельность о родном городе, его достопримечательностях и т.д. Практика показала, что родители редко совершают прогулки по городу с детьми, сами очень мало знают историю своего города, расположение памятных мест. Воспитательную роль оказывает сам процесс подготовки, где каждый ребёнок активный участник, а взрослым даёт возможность приблизиться к эмоциональному миру ребёнка, осторожно, ненавязчиво и чрезвычайно эффективно способствовать его развитию.

Обогащение опыта социально значимой деятельности взрослых и детей, привлечение дошкольников к работе по возрождению, сохранению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями, создаёт благоприятные условия для воспитания у дошкольников любви к Родине, родному краю, любимому городу.

То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В процессе работы по ознакомлению детей с родным городом, нужно вызвать чувство восхищения своим городом, восторга и гордости. Материал подбирается доступный детям дошкольного возраста. Этот процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, которая проходит вне занятий. Используются различные формы работы по ознакомлению с родным городом.

По ходу рассказа о родном городе, необходимо обязательно использовать наглядный материал: репродукции картин, фотографии, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и т.д.

Даты, сообщаемые детям, необязательны для запоминания. Язык рассказа должен быть очень простым.

Рассматривая достопримечательности родного города достаточно выделить что-то главное, что отличает его от других.

Бугульма по-прежнему остаётся городом машиностроителей, геофизиков, нефтяников, железнодорожников, авиаторов, переработчиков сельскохозяйственного и иного сырья.
Несмотря на свой возраст, город процветает и хорошеет с каждым годом. И в этом заслуга всех жителей. Мы все разные, но нас объединяет общее стремление – сделать жизнь лучше и добрее.

Мы научили детей замечать вокруг себя то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.

Научили любить и гордиться своим городом, в котором они живут, показали его красоту, познакомили с героическими страницами его истории.

Представленный материал помогает нам интересно и творчески решать трудную и благородную задачу – воспитание юного патриота России.