Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 1-х классов на тему "Знаменитые москвичи. И.А. Крылов"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Оборудование: книги И.А. Крылова, проектор, интерактивная доска, карточки с буквами слова «басни», электронная карта Москвы, листочки с картой Москвы с указанием Патриарших прудов, станций метро Пушкинская, Маяковская, Тверская, фильм «Москва. Прошлое и настоящее»
Заранее готовим пятиклассников для участия в ходе урока.

Цель: расширение и углубление знаний младших школьников о Москве как историко-культурном центре России.

Задачи:
воспитательная – воспитание патриотических чувств к родному городу, уважения к историческому наследию;
образовательная – пробуждение у учащихся глубокого интереса к прошлому и настоящему нашего города, стимулирование положительного отношения к изучению истории и культуры Москвы;
развивающая – повышение общей культуры детей, всестороннее гармоническое развитие личности младшего школьника.

На экране тема занятия «Знаменитые москвичи» и эпиграф (Приложение слайд 2)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

1. Организационный момент (1 мин)
У. –Я рада вас вновь видеть на нашем занятии. Его тема «Знаменитые москвичи». Прочитайте, пожалуйста, слова на доске (читают эпиграф). Как вы их понимаете?
- Мы дружно возьмемся за работу, чтобы узнать много нового на нашем занятии.

2. Мотивация деятельности и постановка цели (2 мин).
В это время в класс вбегают две пятиклассницы и показывают записку с изображением памятника И.А. Крылову.

Пятиклассницы: - Светлана Николаевна, извините нас, но нам срочно нужна Ваша помощь. Мы получили записку от нашего театрального руководителя, что через 2 часа мы должны встретиться у этого памятника. Но мы не знаем, что это за памятник и где он находится.

Показываю записку детям, где изображён памятник И.А. Крылову, открываю слайд 3 и спрашиваю детей, может быть, кто-то из них знает, кто это.
Получив отрицательный ответ от детей, учитель предлагает помочь девочкам.

3. Ознакомление с новым материалом.
А) Подготовительная работа (5 мин)
Чтобы узнать имя этого знаменитого москвича, вам следует выполнить несколько заданий-подсказок.
1 задание получает 1 человек. У него карточки с буквами А, Б, Н, С, И, из которых ему необходимо составить слово.
2 задание на экране (слайд 4), где дети делят изображённые на картинках предметы на 2 группы. На экране лиса, ворона, мартышки, очки, сыр. Возможны различные варианты деления: живое – неживое, 1 предмет – два предмета и т.д. Нам необходимо деление «герои басен».
У. – Как называются эти басни? (ответы детей проверяются на экране после опускания шторки, но не до конца).
Выясняем, что слово, полученное первым учеником, «БАСНИ». (Открываем шторку до конца и видим то же самое слово).
У. – Имя какого человека связывает подсказки? (И.А. Крылов)
- Молодцы! (на экране портрет баснописца (слайд 5))
Б) Некоторые сведения из биографии И.А. Крылова (5 мин)
Пятиклассницы: - А мы на уроках литературы знакомились с творчеством этого человека. Можно мы немного расскажем ребятам о Крылове?

Иван Андреевич Крылов - писатель, баснописец, журналист.
Родился 13 февраля 1768 или 1769 года (точный год рождения не установлен). Если считать верным 1768 год, то в этом году недавно мы отмечали двухсотсорокалетие со дня рождения баснописца. Родился он в Москве в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери. Образование Крылов получил скудное, но, благодаря исключительным способностями, любви к чтению с самого детства, настойчивым занятиям над собой, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.
В 1782 году семья перебралась в Петербург, где перед Крыловым открывается возможность заниматься литературным трудом. Он пишет комедии, трагедии и имя Крылова вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.
В 1789 году Крылов начинает заниматься журналистикой и издавать журнал.
Но мы знаем Ивана Андреевича как замечательного баснописца и с удовольствием знакомимся с его произведениями.
У. – Спасибо, девочки, за ваше сообщение. Помогли мы вам?
Пятиклассницы: - Да, спасибо!

Физминутка (1 мин)
- Ребята, давайте теперь отдохнём. Мы поиграем в игру на внимание «Ворона и Лисица». Дети совершают действия, изображая полет вороны, когда учитель говорит «Ворона» или походку лисы, когда учитель говорит «Лисица», а учитель их путает, называя одно животное, а совершая другое действие.

В) Определение местонахождение памятника (15 мин)
Пятиклассницы: - Ой, а где же находится этот памятник?
У. – Давайте посмотрим фрагмент фильма и постараемся узнать, где же находится этот памятник.
После просмотра фрагмента дети отвечают на вопросы:
- Где же находится памятник? (около Патриарших прудов) (слайд 6).
- Ребята, а что ещё можно видеть около памятника? (книги с героями басен)
- Сколько этих книг? (четыре)
- Каких героев, изображённых в книгах, вы запомнили?

Физминутка (1мин) Мы путешествуем по Москве на автомобиле, по реке на лодке, облетаем город на самолёте, изображая движениями эти виды транспорта.

Пятиклассницы: - А как нам добраться до Патриаршего пруда?
У. – В этом нам поможет карта Москвы. Давайте найдём этот район и рассмотрим различные пути.
Дети работают в парах на листочках с картой нужного района, рисуя маршрут от указанных станций метро до Патриарших прудов. Далее по карте на доске (слайд7) некоторые дети показывают возможные пути, читают названия улиц, по которым можно добраться от метро Маяковская и Тверская или Пушкинская и определяют на глаз самый короткий маршрут).
Пятиклассницы: - Спасибо, ребята, вы нам очень помогли. Мы побежали, а то опоздаем. До свидания.

4.Чтение басни «Лебедь, Щука и Рак» (2 мин)
– Молодцы! Наша дружная работа помогла девочкам узнать, куда же им отправляться, а мы познакомились с таким знаменитым москвичом, как И.А. Крылов.
В знак благодарности, я хочу прочитать вам басню Крылова «Лебедь, Щука и Рак» (слайд 8)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

- Почему не удалось сдвинуть воз с места?
- Как вы думаете, что нужно было сделать героям этой басни?
- Какие устойчивые, крылатые выражения из басни мы встречаем в нашей речи? Что эти выражения обозначают? (слайд 9. Открывается одно из выражений, названное детьми, затем другое)

5. Итог (3 мин)
- С каким знаменитым москвичом мы познакомились?
- Какие факты из его биографии вы запомнили?
- Где в Москве находится памятник знаменитому баснописцу?
- Какие станции метро ближе всего расположены к Патриаршему пруду?