Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" в 5-м классе на тему "Живет повсюду красота"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель и задачи урока:

  • Развивать посредством искусства духовно - нравственное и эмоциональное восприятие школьника.
  • Развивать чувство прекрасного, творческое мышление, воображение. .
  • Противопоставить труд ремесленный труду творческому, обратить внимание на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства.
  • Помочь учащимся осознать роль декора в современной жизни.
  • Закрепить эмоциональный интерес к корням русской культуры.
  • Воспитывать усидчивость, трудолюбие

Материалы: пластилин, тонкая проволока, заготовка из разноцветных пластинок пластилина в виде поделочного камня (малахит, яшма и т.д.)

«Малахитовая» заготовка

Зрительный ряд: Подборка слайдов «Храмы России», «Народные художественные промыслы», изделия декоративно-прикладного искусства,видеоряд поделочных камней и изделий из них, рисунки прошлых уроков.
Литературный ряд: Камни и минералы, Бажов П. «Уральские сказы».
Музыкальный ряд: Русские народные наигрыши, Русские народные песни, песня Антонова Ю. «Живет повсюду красота»
Методические рекомендации к проведению урока: На уроке предлагается для работы хорошо известный и доступный материал – пластилин. Но технология и способ его обработки является для детей новым, а результат – неожиданным. Это позволит им осознать поистине безграничные возможности мира художественного творчества. Овладение рядом технологий требует внимательности и аккуратности, а поделки – тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд, внимание, и, конечно, развитое воображение.
Особое внимание уделено повышению мотивации учащихся. Если удается создать особый эмоциональный фон занятий, заинтересовать детей, вызвать у них тягу к творчеству, это значит, что процесс труда будет для ребят не рутинной работой, а вдохновенным созиданием. И предмет изобразительного искусства станет действенным инструментом для воспитания личности.
Для повышения заинтересованности детей важна связь их работы с другими школьными предметами – на данном уроке пересекаются изобразительное искусство, музыка, литература, природоведение.

Ход урока

1.Организационный момент.
/Звучат наигрыши на русских народных инструментах/.
Учитель: Здравствуйте мастера и мастерицы! Сегодня мы будем говорить о красоте – красоте народного искусства, красоте человеческого труда. /Видеоряд «Храмы России»/
В никоновской летописи говорится о птице Сирин, которая прилетела в Киев, села на храм и пела 6 дней, а потом улетела. И никто ее больше не видел. Но всяк старался ее вновь воссоздать, изобразить. Предки наши чувствовали невыразимую слитность, кровное родство с землей и небом, ручьями и деревьями, понимали язык зверей и птиц, слушали как трава растет, и в чистом поле иногда встречали Сивку-Бурку.
За века стал темен смысл народных узоров. Но почему-то снова и снова хочется взять в руки деревянную или керамическую чашу и игрушку, связать крючком или на спицах узор, похожий на морозную роспись на стекле, полюбоваться лаковой или малахитовой шкатулкой, окружить себя, украсить свой дом изделиями в русском народном стиле. Вновь и вновь оживает для нас мир народного искусства. С какими же народными промыслами мы с вами уже знакомы?
2. Закрепление знаний.
Сообщение поисковых групп о подготовленном материале по темам: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», «Золотая хохлома», «Гжель», «Жостовская роспись» и т.д. /Демонстрация работ по темам, выполненные на уроках ИЗО, детских презентаций/
3. Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Что за сила влечет нас к древнему и всегда молодому народному искусству? Что за сила заставляет нас всматриваться вновь и вновь в узоры и орнаменты? Сила эта – ожидание чуда. Каждый мастер искал сам это чудо и заставляет нас до сих пор в каждой работе искать это чудо – чудо КРАСОТЫ. Но каждому ли мастеру удавалось это сделать? Давайте поищем ответ у уральского сказителя, писателя П. Бажова:
Учащийся: «В каждом деле есть своя «живинка». Она впереди мастера бежит, и человека за собой тянет». (Бажов П. «Живинка в деле»)
Учитель: А что такое «живинка»?
 Учащийся: Живинка – живая душа любого дела. Это творческая мысль, выдумка мастера. Старого мастера спросили, как это получается, что малахитовые изделия. Выходящие из его рук всегда «цветом разнятся и узором не сходятся». Мастер ответил: «Я из окошечка на ту вон полянку гляжу. Она мне цвет и узор кажет. Под солнышком одно, под дождиком другое. Весной так, летом иначе, осенью по своему, а все красота. И конца краю той красоте не видать». (Бажов П. «Железковы покрышки»)
Учитель: У кого же учился старый мастер?
Учащиеся: У природы.
Учитель: Настоящий мастер – это тот, кто пролагает новые пути в труде. Кто ремеслу противопоставляет труд творческий. Труд с живинкой. И главный и единственный учитель – природа. Вспомните «каменный цветок» у П.Бажова.
Учащийся: Задумал камнерез Данила воплотить в камне красоту простого лесного цветка. Да не дается ему малахитовая чаша, над которой он трудится, и не радует ее внешняя отделанность. «То и горе,- жалуется Данила,- что похаять нечем. Гладко да ровно, удар чистый… а красота где? Вон цветок… самый что ни на есть плохонький, а глядишь на него – сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует?» Обращается мастер за помощью к Малахитнице: «Не могу больше, - жалуется он Хозяйке горы. – Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок». (Бажов П. «Каменный цветок»)
Учитель: Что же такое «каменный цветок»? Почему возник этот образ в легендах и сказках? Почему перенял его П.Бажов у старых мастеров? Ведь и мы пытались с вами поискать этот образ в красках. Вот какие цветы вы написали: демонстрируются живописные работы учащихся. Сказочный образ «каменного цветка» символизирует красоту самого материала, ту красоту, что заложена природой и в обломке камня, и в куске дерева – словом, в любом материале, какой требует усилия мастера, чтобы превратиться в произведение искусства. Кто видел «каменный цветок» - тот красоту понял, то есть понял душу материала.
Поиски красоты – как же поняли тайный смысл этого образа вы? Настало время показать свое мастерство и вам. Прошу вас, уважаемые каменных дел мастера. Покажите и вы свое искусство. С поделочным камнем мы с вами уже знакомились. /Видеоряд поделочных камней и изделий из них/

Камень вы по своим замыслам приготовили. Надевайте фартуки и повязки на голову. Чтобы волосы не мешали обрабатывать камень и начинайте создавать свое чудо. /Учащиеся надевают форму/
4. Практическая работа. Музыкальный фон: русские народные песни
Пластилиновые заготовки нарезаются тонкой проволокой на пластинки-лепестки, из которых ребята создают свой цветок или шкатулку
Выполненные работы дополняют выставку работ 1 полугодия.

5. Итог урока. Эстетическая оценка работы.
Учитель: Красота веками возвышала человека над горем, невзгодами, суетой. Росписи и узор в камне, игрушки и посуда – все это поэтический язык народа, передающий в образах древние мифы и поверья.
Отгадайте загадку: «Что заставляет злого быть самым злым, доброго – самым добрым, сильного – самым сильным?» (среднеазиатская загадка)
Учащиеся: Красота!
Учитель: Мы вновь и вновь делаем вывод, что только труд творческий может создать красоту, которая согревает наши души и из века в век помогает хранить народное искусство.

«Важны в работе ум и чувство,
В труде двойное естество.
«Живинкой в деле» мастерство
Преображается в искусство,
И нет тогда ему границ.
И совершенству нет предела,
Не оторвать тогда от дела
Ни мастеров, ни мастериц.
Их вдохновение безмерно,
Глаза их пламенем горят.
Они работают? Неверно.
Они – творят! (Д.Бедный)
Звучит песня Ю.Антонова «Живет повсюду красота»