Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба личности в тоталитарном обществе" (по роману Е.Замятина "Мы")

Разделы: Литература


Урок рассчитан на 2 часа.

Цель: показать гуманистическую направленность произведения Замятина, утверждение писателем общечеловеческих ценностей.

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках.

2.Совершенствование речевых навыков учащихся при полных ответах на вопросы, кратких пересказах и при создании устных иллюстраций.

3.Совершенствование навыков частичного и полного анализа произведения.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1. Формирование умений преодолевать трудности, обеспечение ситуаций эмоциональных переживаний.

2.Формирование умений сравнивать, обобщать и формулировать выводы.

3. Развивать речевую активность и самостоятельность.

4. Продолжение работы над умением переноса знаний в новые ситуации.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.Способствовать в ходе урока формированию гуманистического мировоззрения, осознанию этических норм.

2.Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока вопросы о гуманизме, этических нормах поведения, нравственных ценностях.

3.Способствовать формированию нравственной позиции учащихся.

Методические приёмы: обсуждение вопросов домашнего задания, работа с текстом, анализ эпизодов, проверка знаний учащихся по теории литературы.

Использование ИКТ - презентация к уроку по роману Е.Замятина "МЫ".

Оборудование:

  • Портрет Е.И.Замятина.
  • Схема "Командно-административная система".
  • Метроном.
  • Музыкальные фрагменты: Скрябин. Соната №3, ч.1. Свиридов "Время, вперёд!". И.Дунаевский "Марш энтузиастов".
  • Репродукции картин: П.Филонов "Формула Петроградского пролетариата" (конец 20-х годов). П.Мондриан "Композиция с синим". Р.Магритт "Друг порядка".1940. Л.Лисницкий "Клином красным бей белых". В.Кандинский " Доминирующая кривая".
  • Иллюстрации учащихся к произведению (репродукциями и иллюстрациями можно оформить кабинет)

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие класса и настрой учащихся на работу.
  3. Объявление темы и постановка цели и задач урока.
  4. Работа с эпиграфами к уроку.
  5. Проверка домашнего задания
  6. Словарная работа.
  7. Анализ текста романа Е.Замятина "Мы".
  8. Творческий эксперимент.
  9. Работа с иллюстрациями.
  10. Подведение итогов урока.
  11. Задание на дом.
  12. Оценки за урок.

Ход урока

Слайд №1: Объявление темы урока, постановка цели и задач.

Слайды №2 и 3: Перед вами на экране цитаты, выбранные мной в качестве эпиграфов к уроку. Первый эпиграф - это цитата из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы". Как вы понимаете слова писателя?

Второй эпиграф - это отрывок из стихотворения пролеткультовца В.Кириллова "Мы".1917г.

Эти строки характерны для пролеткультовской поэзии: культурное наследие прошлого решительно отбрасывалось, буржуазное "Я" столь же решительно заменялось пролетарским "МЫ". Какой эпиграф, по вашему мнению, больше подходит к нашему произведению?

Судьба человеческой личности неразрывно связана с пониманием счастья. Кто из нас в детстве не мечтал хоть раз в жизни о том, чтобы все люди были счастливы, чтобы не было ни войн, ни голода, ни болезней, ни страданий: И хотя каждый, повзрослев, осознал несбыточность этой мечты, не стоит считать её бессмысленной детской фантазией. Многие великие умы на протяжении столетий бились над загадкой всеобщего счастья.

Что такое счастье? Подберите ассоциации.

Учитель записывает на доске слова, подобранные учениками.(Счастье - это радость, удача, достаток, любовь, мир, семья, понимание, свобода, успех, благополучие:)

Посмотрим, что говорит словарь. Слайд №4 . В романе Евгения Замятина создано "счастливое" общество, какое оно, чем живёт, на чём основано его счастье?

Проверим домашнее задание.

Учащиеся читают свои письменные ответы на вопрос "КАК УСТРОЕНО СЧАСТЛИВОЕ ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО В РОМАНЕ Е.ЗАМЯТИНА "МЫ"?

Итак, подведём предварительные итоги: жизнь Единого Государства математически выверена, совершенна. В Едином Государстве всё разумно, всё учтено, всё подчинено одной цели - "заставить" всех быть счастливыми.

Счастливы ли жители Единого Государства?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к герою этого произведения, математику, строителю интеграла Д - 503.( Чтение отрывка. Запись 1: С самого начала произведения до слов: ":мудрая прямая - мудрейшая из линий".)

Счастлив ли герой произведения?

Вы обратили внимание, что герой счастлив, доволен жизнью.

В чём же заключено счастье "нумеров"? Вспомните формулу счастья, выведенную в Едином Государстве. Слайд №5

Известно, что величина дроби зависит оттого, насколько велик числитель и насколько мал знаменатель. Значит, чтобы сделать человека счастливым, нужно дать ему как можно больше наслаждений и насколько возможно уменьшить зависть. Первое понимается как бездумное удовлетворение всех человеческих потребностей. Эта проблема почти решена в Едином Государстве. Каковы естественные потребности человека вообще?

Учитель предлагает назвать то, что необходимо человеку, и записывает на доску то, что называют учащиеся. ( Потребности: еда, одежда, кров над головой, общение, любовь, искусство:) Что едят жители Единого Государства? Слайд №6.

Давайте послушаем небольшой отрывок из романа.

(Подготовленное чтение наизусть отрывка из Записи-2 от слов: " Внизу. Проспект полон:" до слов: ":квадратную гармонию серо-голубых шеренг:")

Итак, проблема счастья почти решена. Как уничтожить зависть? С помощью всеобщего равенства: одинаковая еда, одинаковое питьё, одежда ("юнифа"), общий режим, права и возможности, даже сексуальные партнёры. Любовь превратилась в "приятно - полезную функцию организма" Слайды № 7 и 8.

Но, к сожалению, так считает Д - 503, повод для зависти ещё остался. Какой?

Слайд № 9. Внешность пока Единое Государство не сумело подчинить себе. А может это хорошо? Давайте пофантазируем, поэкспериментируем, окунёмся в жизнь Единого Государства, подчинённую мудрейшему благодетелю и Часовой Скрижали - "сердцу и пульсу Единого Государства"

Слайд № 10, № 11.

(Учитель включает метроном на 20 - 30 секунд) Итак, представьте: у вас сейчас личный час.

И мы вместе со всеми выходим на проспект. Каково ваше впечатление от этого?

Сложно ли жить, пусть всего несколько часов, дней, недель, под непрекращающиеся удары метронома, заменяющего нам Часовую Скрижаль - "сердце и пульс Единого Государства"?

Сложно ли представить себя счастливейшим "средним арифметическим"? В какие моменты жизни они ("Нумера") ощущают себя счастливыми?

Назовите характерные черты изображённых людей?

В чём суть легенды "О трёх отпущенниках"? (Запись 34-я)? Вспомните запись 2-ю, где герой размышляет о танце. Почему, по его мнению, танец красив?

Продолжим эксперимент. Мы знаем, что Музыкальный завод всеми трубами играл Марш Единого Государства. Я включу сей час для прослушивания два небольших музыкальных фрагмента. Попытайтесь выбрать тот, который по-вашему мог бы быть Маршем Единого Государства. Ответ обоснуйте.

(Учитель включает фрагмент из произведения Свиридова "Время, вперёд!", затем из произведения И.Дунаевского "Марш энтузиастов".) Учащиеся выбирают произведения, обосновывая свой выбор.

Слайд № 12.

Обратите внимание на то, как герой произведения Замятина относится к государству, к законам государства, к благодетелю.

Слайд № 13, № 14

Мы переходим к одному из важнейших этических вопросов этого романа: Что важнее: выжить или остаться человеком? В чём символика числа "корень из -1"?

Вы наверняка обратили внимание на то, I - 330 ассоциируется у Д - 503 с этим иррациональным числом. (Можно предложить послушать музыкальный фрагмент из Сонаты Скрябина)

Уважаемая аудитория, давайте постараемся поговорить о личностных качествах героев романа. Каким предстаёт перед нами Д - 503, О - 90, I - 330 и другие. Отличаются ли они от нас? Какими качествами должны, по вашему мнению, обладать люди, что должно быть для них ценно?

В чём заключается "Великая операция"? Почему, узнав о ней, Д-503 звонит I-330? (Запись 31-я)

Вспомните встречу Д-503 и Благодетеля. Докажите, что герой изменился. (Запись 36-я)

В чём смысл названия романа Замятина?

Попытаемся подвести итоги романа и ответить на вопрос: какова же судьба личности в тоталитарном обществе?

Отвечая на поставленный вопрос, учащиеся приходят к выводу, что личность в тоталитарном обществе подавляется. Слайд № 15.

Приведите примеры тоталитарных государств из истории.

Роман Е.Замятина считают антиутопией, в чём особенности этого жанра?

Домашнее задание: Письменно ответьте на вопрос: как устроено счастливое будущее в романе. Найдите примеры оксюморонов в тексте.

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2. Вопросы к уроку.