Форма и структура права

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Проверка качества усвоения знаний учащихся;
  • Стимулирование интереса к правовым проблемам и вопросам;
  • Формирование умения практического применения полученных знаний на практике;
  • Развитие у учащихся мышления высокого уровня на основе самостоятельной познавательной деятельности;
  • Формирование активной гражданско-общественной позиции.

Оборудование:

  • Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений Право / под ред.
  • Л.Н.Боголюбова, Т.Е.Абовой, А.И.Матвеева. - М., "Просвещение" 2008.
  • Компьютер и проектор.
  • Презентация

Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint.

2 слайд Основной вопрос урока

Каковы отличительные признаки системы права в современной России?

3 слайд. План

1. Почему обществу необходимо добиваться гармонического взаимодействия всех социальных регуляторов?

2. Чем различаются элементы структуры правовой нормы и что их объединяет?

3. Почему нормативные акты имеют разную силу и границы действия?

4. Основные структурные элементы системы права.

5. Какие причины определяют различия и особенности правовых систем?

4 слайд. Разминка. Вставь пропущенные слова:

Действие (сила) права:

  • повелевать, запрещать,
  • разрешать, наказывать.

Римское юридическое изречение.

  • Важнейшее свойство справедливости есть равенство.

Римское юридическое изречение.

Обязанность без права есть

  • рабство;
  • право без обязанности -
  • анархия.
    (Г.Ламене, богослов, философ)

5 слайд. Найдите общее понятие к ряду:

  • Гипотеза, диспозиция, санкция - :(норма права)
  • Обычаи, мораль, традиции, деловые обыкновения, религия - :(социальные нормы)
  • Судебный прецедент, нормативно-правовой акт, правовой обычай -:(источники права)

6 слайд. Синквейн

  • Право
  • Необходимое, общее (прилагательные, характеризующие данное понятие)
  • Направляет, оберегает, защищает (глаголы, показывающие действие понятия)
  • Без него нельзя жить (короткое предложение, в котором вы высказываете свое отношение)
  • Необходимость (одно слово, которое выражает ассоциации, связанные с данным понятием)
  • Закон
  • Обычай
  • Санкция

1. Почему обществу необходимо добиваться гармонического взаимодействия всех социальных регуляторов?

Русский правовед П.И. Новгородцев писал: "Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявление эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением".

Объясните, в каких случаях право ограничено в своих возможностях, а в каких - мораль. Приведите примеры.

2. Чем различаются элементы структуры правовой нормы и что их объединяет? (схема)

Творчество (работа в группах)

I вариант

Составьте правовую норму для ученика нашей школы с обязательным отражением диспозиции и санкции.

II вариант

Разработайте статью конвенции прав учителя, выделяя гипотезу и диспозицию.

3. Почему нормативные акты имеют разную силу и границы действия? Работа с документами: по одному представителю от групп.

  • Отобрать то, что не является источником права;
  • Взять по три документа и представить их иерархию. Объяснить.

 4. Основные структурные элементы системы права: Норма права; Отрасль права; Институт права. (Группам задание: сопоставить название отрасли права с ее содержанием.)

Уголовное право

  • Устанавливает преступность и меру наказания за нее.

Административное право

  • Регулирует отношения между органами власти и гражданами.

 Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право

  • Определяет порядок разрешения гражданских и уголовных дел.

Гражданское право

  • Определяет порядок наследования, защиты чести и достоинства, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок и т.д.

Трудовое право

  • Устанавливает порядок отношений работодателей и работников.

Семейное право

  • Регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни.

 15 слайд.

4. Какие причины определяют различия и особенности правовых систем?

(Работа в парах (Карусель): доказать, что в Российской системе права преобладают элементы романо-германской; англосаксонской, мусульманской систем.)

16 слайд. Отличительные признаки системы права в современной России

ВЫВОДЫ

  • Русское право берет начало в обычаях славянских племен, христианской религии, европейской правовой культуре.
  • Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ (ст. 71-73).

17 слайд.

  • Современная российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью (после более чем семи десятилетий господства социалистического права).
  • Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и личности.

18 слайд.

  • Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит Конституция РФ, далее следуют другие федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти.

19 слайд.

  • Важным источником права являются международно-правовые акты. Согласно Конституции (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
  • Новым для России институтом является Уполномоченный по правам человека - назначенное Государственной Думой должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц .

20 слайд. Домашнее задание:

  • Познакомиться с понятием "правотворчество" в учебнике (Параграф 12)
  • Ответить на вопросы 1-4 (с.113)
  • Выполнить задание 5 (с.114)
  • Выставить оценки.
  • Дополнительно: "правотворчество" - Составить слова из букв данного слова.

Использованная литература.

  1. Конституция РФ.
  2. Право учебник 10кл. / под ред. Л.Н.Боголюбова, Т.Е.Абовой, А.И.Матвеева. - М., "Просвещение" 2008.
  3. А. Ф. Никитин "Правоведение" (10 - 11), - М., "Просвещение", 2004 г.
  4. А. Ф. Никитин "Право и политика" (9), - М., "Просвещение", 2005 г.
  5. М. В. Мустафина "Правоведение" (10 - 11), Сборник элективных курсов, 2006 г.
  6. Журнал "Преподавание истории и обществознание", 2004 - 2008 г.
  7. Кравченко А.И. Обществознание 8-9 класс М., "Русское слово", 2002г.