Урок в 6-м классе по теме "Озера"

Разделы: География


Цель: Изучить озера

Задачи:

  • Дать понятие "озеро".
  • Раскрыть условия образования озер и причины их различий.
  • Эстетическое и экологическое воспитание.

Оборудование: Карта России и карта полушарий, рабочий конспект урока для каждого ученика (смотри в Приложении 2), схемы образования озерных котловин, компьютер, мультимедийная установка, экран, фотографии и картины озер, презентация в программе PowerPoint (смотри в Приложении 1):

  • Слайд 1 - Текстовая информация с указанием темы урока.
  • Слайд 2 - Текстовая информация - постановка проблемы
  • Слайд 3 - Текст - определение понятия озеро
  • Слайд 4 - Рисунок-схема "Условия образования озера"
  • Слайд 5 - Текст - условия образования озер.
  • Слайд 6 - Текст - "Классификация озер"
  • Слайд 7 - Схема "Происхождение озерных котловин" (чистая)
  • Слайд 8 - Схема "Происхождение озерных котловин" (заполненная)
  • Слайд 9 - Фотографии:озера - старицы в лесах Амазонии и искусственного озера (Колорадо).
  • Слайд 10 - Фотография ледникового озера.
  • Слайд 11 - Схема "По сточности:" (чистая)
  • Слайд 12 - Схема "По сточности:" (заполненная)
  • Слайд 13 - Схема "По солености" (чистая)
  • Слайд 14 - Схема "По солености" (заполненная)
  • Слайд 15 - Фотографии: соленого озера и дна Мертвого моря
  • Слайд 16 - Текстовая информация по уникальным озерам из серии "Самое, самое, самое:"
  • Слайд 17 - Таблица для закрепления знаний
  • Слайд 18 - Фотография, которая служит эмоциональным фоном для подведения итогов.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Тест "Географический диктант по теме "Реки" по вариантам (смотри в Приложении 2)

Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучать воды суши и объектом нашего изучения становятся озера (слайд 1). Наша цель - изучить озера и раскрыть условия их образования и причины их различий.

Внимание на экран (слайд 2)

"Буряты называют его "Байгал - далай, что означает "Байкал - море"

"В песне поется "Славное море - священный Байкал:"

- А что вам известно о Байкале?

Итак, Байкал - самое глубокое озеро на Земле! Чудо природы, Байкал - богатырь, красавец, природная святыня не только россиян, но и всего человечества. По своей природе Байкал действительно напоминает море.

- Давайте найдем Байкал на карте и разберемся это море или все-таки не море?

- А может Байкал - река?

- Что же такое озеро? Сформулируем определение и запишем в конспекте (слайд 3).

В природе все закономерно, все объясняется причинно-следственными связями. Озера - это следствие, давайте найдем причину (слайд 4)

- На нашей планете много озер. Почему же они образовались? (ответы учащихся сверяются с ответами на слайде 5)

В России немногим меньше 3 миллионов озер, причем в нашей стране находится три из крупнейших в мире: два полностью находятся на территории России, а одно у границ.

- Назовите эти озера? Найдите их на карте.

Правильно, Каспийское, Ладожское и Байкал. Каспийское море - самое большое по площади озеро в мире. Раньше оно действительно было частью океана, но потом в результате образования гор оно превратилось в замкнутый водоем. Поэтому вода в озере тоже морская.

А вот про Ладожское озеро и про Байкал нам расскажут ребята, которые заранее подготовили материал (смотри в Приложении)

- Чем Байкал отличается от Ладожского озера?

- С чем связаны эти различия?

Итак, озер много, они разные, поэтому их необходимо классифицировать (слайд 6):

По происхождению озерных котловин (слайд 7)

По происхождению озерные котловины подразделяются на эндогенные, которые созданы внутренними процессами и экзогенные, созданные внешними процессами.

- Какие внутренние процессы могли создать котловины?

В результате тектонических движений образуются самые большие и глубокие озера. При медленном опускании, в прогибах земной коры образовались котловины Каспийского и Аральского озер-морей. А котловина озера Байкал находится в разломе, тектонической впадине - грабене. Также озера образуются в кратерах вулканов. Подобные озера есть на о. Ява, в Новой Зеландии, на Канарских островах, в России на Камчатке (Ключевское, Кроноцкое)

- Какие внешние процессы могли образовать котловины?

1. Наибольшее распространение имеют озера, созданные деятельностью рек. Такие озера расположены в пойме реки - староречья или озера - старицы. Образуются при изменении русла реки, имеют продолговатую, подковообразную форму (стр 97, рис 64)

2. Если в горах происходит обвал или поток застывшей лавы перегораживает русло реки, то образуются запрудные озера (стр 96, рис 63)

3. В местности, сложенной легкорастворимыми породами подземные воды вымывают в этих породах пустоты. Это явление носит название карст. После провала верхнего слоя образуются котловины, заполненные водой - карстовые озера.

4. Ледник при своем движении и таянии тоже совершал работу. Под тяжестью льда происходило разрушение горных пород и образование котловин, которые при таянии ледника заполнились водой. Таких озер много на северо-западе нашей страны, крупнейшие Ладожское и Онежское.

5. На холмистых равнинах озера могут образоваться в понижения между холмами.

6. Мы с вами тоже живем на берегу озера.

- Какого?

Мы живем на берегу Чебоксарского водохранилища, созданного человеком. Такие озера называют искусственными.

- Итак, какие типы озер по происхождению мы узнали? (слайд 8)

Далее демонстрируются фото озер (слайд 9 и 10).

По сточности (слайд 11)

Мы с вами говорили о питании рек.

- А питаются ли озера?

- Каковы источники питания?

- А на что расходуется вода?

- Как связаны между собой озера и реки?

Озера, из которых вытекают реки, называются сточными, но многие озера являются бессточными (слайд 12).

- Определите сточное или бессточное Байкал, Каспий?

По солености (слайд 13)

Озера бывают соленые и пресные (слайд 14)

- Вспомните сколько граммов солей растворено в 1 литре пресной воды?

- Какие озера сточные или бессточные скорее становятся солеными?

В некоторых озерах содержится много солей еще из-за того, что их котловины находятся в легкорастворимых горных породах или они являются остатками бывших морей. Так, Мертвое море-озеро содержит 270 %, это самое соленое озеро на Земле. В этом озере нельзя утонуть. Вода имеет очень большую плотность из-за солей и удерживает человека на поверхности. На Прикаспийской низменности около 700 соленых озер, среди них выделяется Баскунчак. Если бы все население Земли потребовало бы соль из этого озера, то ее хватило бы на 1500 лет (слайд 15)

А сейчас обратимся к нашему словарику уникумов нашей планеты и запишем озера (слайд 16)

  • Самое большое
  • Самое глубокое
  • Самое соленое
  • Самое длинное
  • Самое высокогорное

Если время позволяет можно рассказать о забавных и интересных озерах (смотри в Приложении)

Закрепление.

Заполнение таблицы (слайд 17)

Подведение итогов (беседа о том, что узнали) (слайд 18)

Домашнее задание.

Параграф 31 пересказ, сообщение о любом озере.