Открытый урок по русскому языку "Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода" в 3-м классе УМК "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


ТЕМА: Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода.

ЦЕЛИ:

  • познакомить с окончаниями существительных мужского,  женского и среднего рода;
  • закрепить и углубить знания учащихся по определению рода  имён существительных;
  • учить определять основные признаки имён существительных;
  • – развивать у детей орфографическую зоркость, коммуникативность, толерантность, психические процессы (мышление, внимание, наблюдательность);
  • обогащать речь учащихся через работу с синонимами;
  • воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества, аккуратность.

Ход урока

1.Успокаивающее дыхание

вдох выдох пауза
4 с 4 с 2 с
4 с 5 с 2 с
4 с 6 с 2 с

2.

Прочитайте слова, записанные на доске.

Доска: колесо, сок, дядя, блюдце, мать, шофёр, молоко, тётя, баранка, вода, мужчина

– Что общего у этих слов? (имена существительные)

– Какие признаки есть у этой части речи? (одушевлённость, род, число)

– Какие существительные называют одушевлёнными? Назовите из данных слов одушевлённые существительные.

– Какие существительные называют неодушевлёнными? Назовите из данных слов неодушевлённые существительные.

– Знаете ли вы, что есть языки, в которых не 3 рода, как в русском языке, а намного больше? Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют классами. Есть класс, обозначающий людей, есть класс животных, класс вещей, класс круглых предметов и т.д.

– Распределим наши существительные по родам – классам, как в языке народов Африки.

Доска

названия названия класс,
жидкостей круглых обозначающий
  предметов людей

(Ученики подходят к доске и расставляют карточки в 3 группы)

– Мы распределили слова по родам, как в языке народов Африки. У нас же в русском языке – это называется классификацией предметов по разными признакам, а не по родам.

3.

– А в русском языке сколько родов? (3)

– Что вы знаете о роде имён существительных?

Вывешивается на доску: м.р. ж.р. ср.р.

– Рассмотрите схему и сформулируйте тему урока.

(Окончание имён существительных м.р., ж.р., ср.р.)

– Какова цель урока? (узнать, какие окончания имеют существительные м.р., ж.р., ср.р.)

4.

–Чтобы узнать, какие окончания имеют существительные мужского, женского и среднего рода, мы будем работать в группах.

– Прочитайте задания. Всё понятно? Работаем.

(одна группа работает у доски, остальные группы работают на местах)

  1. Разделить слова на группы по родам.
  2. Записать слова по родам в тетрадь.
  3. Выделить окончания.
  4. Обозначить орфограммы.
  5. Сделать вывод: Какие окончания у имён существительных мужского рода? женского рода? среднего рода?

ПРОВЕРКА отвечает группа у доски, остальные проверяют

на доске м.р. ж.р. ср.р. (окончания)
появляется – о
запись – а – а – е
    – я – я

– Посмотрите на окончания существительных всех трёх родов в начальной форме. Род каких существительных мы легко можем определить по окончанию? (средний род)

– Что можете сказать об окончаниях мужского и среднего рода?

– Как же определить род существительного, у которого –_  – _, -а , -я ? (подставить слова ОН, МОЙ – м.р., ОНА, МОЯ – ж.р.)

*Оцените на полях свою работу

5.ФИЗМИНУТКА

Мы отлично потрудились

И немного утомились.

Приготовьтесь все, ребята!

Начинается зарядка! ….

6.

– Отдохнули, а теперь продолжаем работать. Повторяем и закрепляем знания и умения об имени существительном.

I. Сильные – работа с карточкой

  1. Составь существительные, используя таблицу.
  2. Запиши полученные слова в тетрадь.
  3. Выдели окончания, определи род.
  4. Обозначь орфограммы.
 

корень

приставка

суффикс

окончание

 

1.

подчистка

ходить

лес

сом

подход

2.

понёс

слово

курица

крапива

 

3.

съел

показ

зарядка

дочка

 

4.

заря

школа

лесник

радость

 

5.

поворот

садик

свалка

рыба

 

6.

трава

местный

вода

дерево

 

Самопроверка по “эталону”

Остальные – с. 25 № 245

– Прочитайте задание.

– Что нужно сделать? (выписать существительные и перечислить их признаки)

Пр.: по океану – (что?) океан , сущ., неодуш., м.р.

*Оцените на полях свою работу

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ + Мобилизующее дыхание

вдох

пауза

выдох

4 с

2 с

4 с

5 с

2 с

4 с

6 с

2 с

4 с

II. – В начале урока мы говорили, что существуют разные группы слов в разных языках – это и названия жидкостей, и названия вещей и др. в русском языке существует множество других групп слов. Например:

Доска загадка, ребус, головоломка, букварь, азбука

– Что вы можете сказать про эти группы слов?

– Что такое синонимы? (слова, близкие по значению)

– Для чего нужны синонимы? (помогают передать свои мысль, чувства выразительно, ярко, красиво. Делают наш язык богаче) с. 26 № 247.

– Прочитайте задание.

-Что нужно сделать? (подобрать синонимы)

– Посмотрите налево – направо. Эти слова помогут нам выполнить задание.

(На стенах развешаны слова, написанные разным цветом: ураган, тайфун, шторм, солдат, боец, витязь, наездник, дождь, музыка, напев)

1 слово – работаем коллективно.

2, 3 слова – 1 вариант самостоятельно.

4, 5 слова – 2 вариант самостоятельно (2 ученика за доской).

ПРОВЕРКА

*Оцените на полях свою работу

– Составьте предложение с любым из слов. Записать, объяснить орфограммы, указать род существительных.

Пр: На море бушевал сильный шторм. Ливень застиг нас на пути домой.

ИТОГ

– Над чем работали на уроке?

– Что нового узнали? Что повторили?

– Можно ли только по окончанию узнать род имён существительных? Почему?

– Что ещё надо сделать, чтобы определить род имён существительных?

– Оцените свою работу на уроке.

Д/З с. 28 № 4 или 5 (на выбор).