Конспект урока риторики в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Знакомить детей с вежливым общением, вежливой речью, вежливым поведением.
  • Научить детей уместному употреблению вежливых слов.
  • Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение к друг другу.

Оборудование:

  • учебник-тетрадь "Детская риторика в рассказах и рисунках", 3 класс, часть 1,
  • плакат с пословицами,
  • тексты стихотворений С.Михалкова "Лапуся" и А.Барто "Вежливый вальс".

I Организационный момент. Приветствие

  • "Добрый день" - повторяем каждый день
  • "Добрый день" - скажем мы друг другу
  • "Добрый день" - солнцу и птицам
  • "Добрый день" - улыбчивым лицам.

II Упражнение для тренировки дыхания

Учитель - "Я принесла игрушку. Хотите узнать какую? Чтобы отгадать, вам необходимо задать мне 5 вопросов, на которые я могу ответить только "да" или "нет" (дети задают вопросы).

- Вы любите играть в игры с мячом?

- Назовите ваши любимые игры?

- Этот мяч не новый, да еще в нем есть дырочка. Если я его легонько

сожму, какой звук он будет издавать?

- Давайте произнесем с - с - с

- А сейчас сильнее с - с - с

- Повторим легонько с - с - с, сильнее с - с - с

- Молодцы.

Тренировка речевого аппарата

- Прочитайте скороговорку

Шла Саша по шоссе
Несла сумку на шесте
И сосала сушку.

- Объясните значение слова "шест" - какой звук чаще всего повторяется?

а) медленное чтение скороговорки хором

б) чтение первой строки скороговорки девочкам, второй - мальчикам, третьей - хором с убыстрением.

в) чтение скороговорки в парах с грустью

г) чтение скороговорки в четверках друг другу весело, радостно.

Учитель - "На следующем занятии вы постараетесь рассказать скороговорку по памяти с любой интонацией. Дома можно прорепетировать с родными".

III Аукцион

Учитель - "Вы знаете добрые и вежливые слова? Сейчас проведем аукцион добрых и вежливых слов. Последнему сказавшему достанется приз - вот такой забавный и добрый теленочек Боря".

IV Работа с учебниками

Вступительное слово учителя.

"Мы с вами уже знаем, что о вежливости написано и сказано очень много, но к сожалению, мы часто встречаемся с проявлением грубости. Это говорит о том, что среди нас есть еще очень невоспитанные, невежливые люди. Сегодня на занятии будем с вами продолжать учиться вежливой речи и вежливому обхождению".

C. 112, № 126 - учебник

а) Представьте себе, что вы попали в такую ситуацию (№1, №2, №3). Какими словами вы бы охарактеризовали данные выражения, а может быть еще что-то добавили. Напишите.

б) Ваш маленький братик или сестренка нарисовал такой рисунок. Какое выражение будет более правильным? Почему?

в) с.113, №127 - самостоятельно

- Почитайте те выражения, которые, по вашему мнению, следует говорить. Почему вы решили так?

г) с.113, №128. Чтение вслух анекдота Насреддина. Затем учащиеся отвечают на поставленные вопросы в учебнике.

V Инсценирование. "Лисичка и бычок" (входят два ученика в костюмах лисички и рыбы-бычка).

Учитель - "Знаете этих героев? Чтобы вы им посоветовали, услышав их диалог при встрече".

Увидела лисичка бычка и запела:

- Бычок, бычок, пучеглазый
- Бычок, бычок, большеротый
- Бычок, бычок, колючий бочок!

А бычок ей говорит:

- А ты косматая, и глаза у тебя круглые

И в море ты жить не можешь.

VI Работа над стихотворением С.Михалкова "Лапуся"

- Прочитайте стихотворение и подчеркните слова, с которыми взрослые обращаются к мальчику, а так же ответы. (Текст стихотворения у каждого ученика).

- Вежливы ли слова мальчика? Почему? (Обратить внимание на последние строчки стихотворения и объяснить, что нельзя грубостью выражать свои обиды).

VII Работа над пословицей

Хорошее слова всегда к месту (Чтение пословицы и выяснение ее смысла)

- Как вы думаете, выражает ли она главную мысль нашего занятия?

- Как тема сегодня нашего урока?

- Я рада, что вы смогли сами определить тему.

- Какие пословицы вы знаете о добрых словах?

Дополнительно можно вывесить на доску пословицы:

  • "Доброе слово и кошке приятно"
  • "На добрый привет - добрый ответ"
  • "Живи добрее - будешь всем милее"
  • "Доброе слово окрыляет"
  • "Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивает".

VIII Итог

- Я довольна вашими ответами, высказываниями. Думаю, что теперь вы лучше сможете отличить вежливость от грубости, и, надеюсь, что в дальнейшем будете более осмотрительнее в выборе слов, выражений друг к другу. В заключении я предлагаю всем вместе спеть песню на стихи А.Барто и музыку Д.Кабальского. Она так и называется "Вежливый вальс" (Текст песни на доске).

IX Домашнее задание с.114, №129