Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Выяснить особенности общественно-политической жизни страны, выделить черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
  • Продолжить формирование умений анализировать исторические документы и делать выводы на их основе, работать в группах, оценивать свою работу.

Оборудование урока:

Термины и понятия: "большой террор", ГУЛАГ, культ личности, тоталитаризм.

Принцип: технология обучения в сотрудничестве.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

План урока:

  1. Политическая структура СССР, конституция 1936 года.
  2. Изменение социально-классовой структуры общества.
  3. "Большой террор".
  4. Тоталитарный режим в СССР - сталинизм.

1. Политическая структура СССР, конституция 1936 года

Слово учителя: мотивация и определение главной задачи урока.

Характеризуя государство, сформировавшееся на рубеже 20-30-х годов, историки называют его тоталитарным (с лат. "всеобщий").

Тоталитаризм - это режим, регулирующий все стороны жизни человека, вплоть до внутреннего мира.

Автором понятия "тоталитарное государство" принято считать Муссолини, который выступал за абсолютное всесилие государства: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства".

Основная задача урока: доказать или опровергнуть, что Советское государство в 30е годы действительно являлось тоталитарным.

Фронтальный опрос.

20-30-е годы - модернизация в СССР. Назовите основные направления модернизации? (Индустриализация, коллективизация, культурная революция)

Какие цели были достигнуты в ходе модернизации? (Построен социализм в основном).

Слово учителя:

Изменение в обществе было необходимо закрепить, что и сделано в конституции 1936 года - конституции "вне времени и пространства".

Самостоятельная работа с учебником. параграф 50, стр.215, абзац 1-2. Задание: составить схему, ответить на вопросы.

Какие органы власти существуют по конституции?

img1.gif (2279 bytes)

Какие демократические и социальные права и свободы объявлялись конституцией?

2. Изменение социально-классовой структуры общества

Самостоятельная работа с учебником. Параграф 50, стр.216, абзац 3 и далее. Задание: составить схему "Социально-классовая структура".

номенклатура
|
интеллигенция
|
рабочий класс
|
крестьянство
|
заключенные

3. "Большой террор"

Слово учителя

Мы помним, что уже в 20е годы начинается борьба за власть. Назовите основные этапы этой борьбы.

1. 1928-1929г. - Сталин, Каменев, Зиновьев  -> против Троцкого;

2. I (1936г.) и II (1936-1937г.) Московский процесс - Сталин, Бухарин, Рыков -> против Каменева, Зиновьева, Троцкого.

3. III (1938г.) Московский процесс - Сталин  -> против Бухарина, Рыкова, Томского.

1928 год - Сталин сформировал тезис о том, что по мере продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будут возрастать, классовая борьба будет обостряться.

1 декабря 1934 года был убит Киров. Сталин воспользовался этим и начал "большой террор".

Смысл массовых репрессий (записать в тетради):

  1. навести порядок в стране;
  2. устранение врагов советской власти;
  3. переложить ответственность за неудачи на "врагов народа";
  4. стремление уничтожить думающую часть общества;
  5. необходимость большого количества подневольной рабочей силы.

4. Тоталитарный режим в СССР - сталинизм.

Слово учителя

Попробуем выделить особенности политической системы СССР на основе документов и сделаем вывод о политическом режиме страны.

Самостоятельная работа в группах с документами: (класс делится на пять групп, каждая группа получает комплект документов для изучения; на основе этих документов учащиеся должны сформулировать основные черты сталинизма - тоталитаризма).

С помощью учителя учащиеся формулируют основные черты тоталитарного режима, записывают их в тетради.

Основные черты сталинизма - тоталитаризма:

  • установление однопартийной системы, сращивание партийного и государственного аппаратов;
  • общеобязательная государственная идеология;
  • контроль над СМИ;
  • массовые репрессии;
  • огосударствлевание экономики, централизованное руководство экономикой, господство государственной собственности;
  • монополия на оружие, на управление вооруженными силами;
  • культ вождя.

Итог урока: закрепление изученного материала.

Домашнее задание: параграфы 49, 50, конспект.

Список использованной литературы.

  1. Волкогонов Д.А. Семь вождей. - В 2-х книгах. - Кн. 1. - М.: АО "Новости", 1995.
  2. Гренин Л.Е. История России XX века. С 20-30-х годов до настоящего времени. Ответы на экзаменационные вопросы по истории Отечества за курс средней школы: Пособие для учащихся 11 класса и поступающих в вузы. Часть вторая. - Волгоград, Учитель, 1994.
  3. Дмитриев В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. школ. - М.: Дрофа, 1996.
  4. История России. XX - XXI века. 11 класс/ А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. - М., Просвещение, 2003.
  5. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России: поурочные методические разработки, 11 класс. - М.: Эксмо, 2006.
  6. Хрестоматия по истории России: Учебн. пособие/ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
  7. Хрестоматия по истории России. 1917-940: Пособие для учащихся ст. классов с углубл. изучением истории, гимназий и лицеев / Сост. М.Е.Главацкий и др.; Под ред. М.Е.Главацкого. - М.: АО "Аспект Пресс", 1994.