Организация внеклассной деятельности школьников посредством их участия в предметных неделях по русскому языку и литературе

Разделы: Внеклассная работа


I. Предметные недели в школе

Без сомнения, для любого учителя внеклассная работа по предмету - это любимейшая составная педагогической деятельности. Помимо того, что это замечательная возможность расширения и углубления знаний по предметам, развитие любознательности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний, внеурочная работа - это всегда эмоциональный подъем, оживление, радость познания.

Предметные недели вбирают в себя различные формы работы. Они, как известно, привлекают школьников своей познавательной стороной и эмоциональной насыщенностью. Однако, чтобы Недели стали подлинным праздником и достигли поставленных целей, не достаточно занять шесть дней мероприятиями по русскому языку и литературе. Спланировать и провести подобные шестидневки гораздо легче, чем праздник, который бы имел свой девиз, свою тему.

Опыт показывает значительно большую эффективность тематических недель, так в этом случае появляется возможность сконцентрировать материал одной темы и реализовать его в разнообразных формах внеклассной работы.

Недели русского языка и литературы - это праздники тематические, в их организации неоценимую помощь оказывает школьная библиотека. План Недели сообщается всем заранее. В зависимости от избранной темы намечаются разнообразные мероприятия (обязательно с учетом пожеланий детей, активных членов факультативов, прошлогодних победителей олимпиад и конкурсов) и утверждаются на методическом объединении словесников. Заключительным этапом праздника является, как правило, литературно-музыкальный вечер, который подводит итоги работы.

Итак, тематические Недели русского языка и литературы - мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету. Опыт их организации в нашей школе такой:

  • "Созвучье слов живых:" (неделя поэзии), 2003 год;
  • "Словари - наши друзья и помощники" (неделя лексикографии), 2004 год;
  • "К истокам слова" (неделя этимологии), 2005 год;
  • "Театр уж полон:" (неделя театра), 2006 год.
  • "Секреты орфографии", 2007 год;
  • "Тепло родного очага" (неделя литературы, посвященная Году семьи), 2008 год.

II. Внеурочная деятельность по предметам

1. Неделя лексикографии

В 2003-2004 учебном году тема Недели русского языка и литературы в нашей школе "Словари - наши друзья и помощники" была определена не случайно. Результаты одноименной исследовательской работы Зацепиной Ольги выявили ряд проблем в использовании словарей и справочников учащимися 6, 8, 10, 11 классов. Потому при подготовке предметной недели были поставлены следующие цели и задачи:

  • развитие интереса к родному языку и воспитание потребности его изучать;
  • расширение и углубление запаса знаний учащихся по одному из важнейших разделов лингвистики;
  • развитие любознательности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний.

Для реализации запланированного было решено остановиться на таких формах работы: беседа, урок - практикум, лингвистическая игра, выпуск газет и изготовление несуществующих словарей, олимпиада, знакомство со словарями, заключительное занятие.

Беседа об ученых - лексикографах была подготовлена учащимися 10 класса. Старшеклассники выступили перед детьми 6, 8, 10 классов, сообщили об основных фактах жизни и деятельности великих лингвистов - С.И. Ожегове, Д.Н. Ушакове. В заключение была получена обратная информация от слушателей: "Знаете ли вы, что:" (6 класс), ответы на поставленные вопросы (10 класс), мини - изложение (8 класс). История жизни ученых, познавательные сведения о словарях были с интересом восприняты учащимися.

На уроках - практикумах "Компас в мире слов" были тщательно изучены предисловия к 4 словарям: орфографическому, фразеологическому, синонимов и антонимов. С помощью упражнений была организована практическая часть занятий, в общей сложности учащиеся выполнили 54 задания, которые развивают умения и навыки рационального использования словарей.

Лингвистическая игра "Лексика", помимо образовательных целей, имела и развивающие: учить детей работать в микрогруппе. С помощью вопросов и заданий проверены знания по темам: "Устаревшие слова", "Неологизмы", "Фразеологизмы" и др.

Выпуск стенных газет "Моя семья и словари" и изготовление несуществующих словарей - самые яркие, с точки зрения детей, мероприятия Недели, поскольку в оформлении наглядности принимали участие дети с родителями вместе. В созданных газетах сообщалось о количестве словарей в семьях, о тех, кто ими пользуется больше всего, содержались интересные истории, занимательные вопросы. Многие газеты были красочно оформлены. Создание несуществующих словарей - методическая находка: дети собрали слова по темам "Спорт", "Рукоделие", "Космос", "Главные слова" и мн. др., что помогло расширить словарный запас, поработать с первоисточниками, запомнить написание трудных слов.

Олимпиада по лексикографии состояла из 2 частей: проверки теоретических знаний и блиц - вопросов. Задания оказались интересными и посильными, почти на все вопросы даны ответы.

Всего в мероприятиях было задействовано 47 человек, в общей сложности каждый ученик выполнил порядка полусотни заданий по лексикологии.

За активное участие в Неделе русского языка и литературы было награждено тридцать девять человек, особо отмечены семьи, которые были особо активны в мероприятиях.

2. Неделя этимологии, 2004-2005 учебный год

По сложившейся традиции предметная неделя русского языка и литературы была снова тематической. Причиной обращения к разделу науки о языке этимологии явилось то, что в прошлом учебном году ученики показали невысокий уровень знаний по этой теме.

Потому одной из главных целей проведения Недели стало: расширение и углубление знаний учащихся, формирование основ лингвистической компетенции. Достижению этой цели способствовали следующие мероприятия: презентация лингвистических газет, защита этимологических исследований, интеллектуальные игры "Почему мы так говорим?", блиц-турнир, этимологическая олимпиада. В ходе их подготовки и проведения учащимися была изучена обширная литература по вопросу, книги Н.М. Шанского, В.В. Волиной, Ю.В. Откупщикова, Э.А. Вартаняна и др. С помощью научно - популярной литературы ребята объяснили многие лингвистические термины, получили толкование разных по сфере употребления групп слов, было воссоздано родословное древо языков индоевропейской группы, ученики имели возможность познакомиться с жизнью и деятельностью ученых - лингвистов, создателей этимологических словарей М. Фасмером и Н.М. Шанским.

Вторая не менее важная цель заключалась в выявлении и поддержке лингвистически одаренных детей, а также поддержка и воспитание веры в свои силы слабоуспевающих учащихся по русскому языку и литературе.

Выполнению ее способствовало то, что к решению лингвистических задач было привлечено свыше пятидесяти учащихся 5, 7, 9 классов. Традиционно девятиклассники были активны и ответственны. Отрадно видеть, что пришедшие недавно в среднюю школу пятиклассники тоже показали свою заинтересованность мероприятиями Недели. В седьмом классе на сей раз наблюдалось резкое разделение на тех, кто принимал участие во всех коллективных делах и кто не прилагал особых усилий.

О том, что Неделя этимологии способствовала развитию важных психологических качеств личности: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости - говорят факты. По результатам набранных баллов особо выделились 11 человек, которые были награждены Почетными грамотами, 17 человек тоже набрали достаточно большое количество очков, им была объявлена благодарность, дополнительно за личные достижения были отмечены 11 учеников.

Обратная связь показала, что содержание дополнительной литературы изучено, наглядно - иллюстративный материал собран, учащимся мероприятия запомнились, а знания расширились.

3. "Театр уж полон:", 2005-2006 учебный год

И снова предметная неделя в школе, и снова тематическая, на сей раз она была посвящена искусству перевоплощения. Выбор был определен несколькими причинами, во-первых, предварительное анкетирование показало, что из шестидесяти учащихся 5, 6, 8 и 10 классов в театре посчастливилось побывать только четырнадцати ученикам (около двадцати четырех процентов), в общей сложности дети назвали чуть больше двух десятков известных пьес и их авторов, порядка полусотни имен артистов театра и кино, на вопрос об исключительной ситуации, если бы пришлось оставлять из шести видов искусств только один, то подавляющее количество учеников выбрали кино, а не музыку, не литературу и не театр. Получается, что эта сфера искусства для детей полностью закрыта. Во-вторых, в последнее время в печати появилось большое количество дополнительной методической литературы по данному вопросу; знакомство и изучение статей, разработок, научно - популярных материалов позволяет без труда восполнить пробел.

Вот поэтому педагогические цели недели следующие:

  • приобщение учащихся к искусству слова и перевоплощения, богатствам родного языка и литературы,
  • развитие художественного восприятия окружающего мира.

Реализации комплексной цели (обучение, воспитание, развитие) способствовала организация мероприятий и коллективных трудовых дел: соревнований, конкурсов, викторин, цикла бесед о театре, экскурсии, просмотра видеофильма, изучения театральных терминов, тематического вечера, урока - игры.

Образовательный материал о первом театре, об устройстве современного зрительного зала, о рождении русского театра, об истории Большого театра, о жизни и творчестве артистов театра и кино, в частности, Б.Ш.Окуджавы, определен оптимально.

На каждом этапе были выбраны наиболее рациональные методы (словесный и наглядный) и приемы воспитания. Подготовленный учащимися иллюстративный материал богат по содержанию, эстетично (большой частью) оформлен, грамотно выполнен. Несомненным достижением данной недели можно назвать прием инсценирования литературной сказки С. Михалкова, урок - игру, где с помощью соревнований дети обобщали изученное и одновременно вырабатывали кодекс поведения культурного зрителя.

Четкость мероприятий, оптимальный темп и ритм отслеживались, перегрузок и наложений при выполнении домашних и творческих работ не допускалось.

Гибкость и широта воспитательного маневра обеспечивались. Например, знакомство с темой "Рождение русского театра" в пятом классе прошло посредством объяснительного диктанта, в шестом классе учащиеся создали книгу - миниатюру с иллюстрациями основных этапов развития театра, восьмиклассники написали изложение, в десятом классе была проведена беседа.

Наличие элемента неожиданности, так называемой "изюминки", для учащихся восьмого и десятого классов проявилось в полной мере во время литературного вечера - портрета по творчеству Булата Окуджавы "На любовь свое сердце настрою:"

Разнообразие и творческий характер своей деятельности подчеркивают сами школьники в своих сочинениях - отзывах, несколько из них было напечатано в приложении к региональной газете "Югорское обозрение" "Вектор".

Наконец, охват учащихся - стопроцентный , 14 детей награждены грамотами, 33 - благодарностями.

Неделя русского языка и литературы "Театр уж полон:" прошла на высоком методическом уровне.

4. "Секреты орфографии"

Предметная неделя гуманитарных наук проходила с 15 по 22 января 2007 года. Число участников - 56 учащихся 6, 7, 9 и 11 классов.

В соответствии с "Положением об организации предметных недель в школе" были определены победители и призеры, их число составило 69 % от общего числа участников. Дипломами награждено 10 человек, грамотами - 9 и благодарственными письмами - 10. Самое большое количество наград получили учащиеся 6 (13) и 7 (10) классов.

За годы проведения предметных недель произошли изменения в ее содержании. Так в этом учебном году она была посвящена одному из важнейших разделов науки об языке - орфографии - и включала в себя серию мероприятий и коллективных трудовых дел, позволяющих формировать коммуникативную компетентность и творческие возможности учащихся. В силу того, что цели обучения русскому языку в школе предполагают развитие не только письменной речи, но и устной, детям было предложено участвовать в защите проектов на тему "Что надо знать и уметь, чтобы грамотно писать". Отрадно, что большая часть учащихся, участвовавших в дискуссии, показала достаточные знания по существу предмета разговора. Исследовательские способности, высокий творческий потенциал были продемонстрированы детьми и при выполнении других типов заданий, связанных с изготовлением наглядного и дидактического материала: презентации словарей "Пиши правильно!", словарного диктанта "Все, как один", конкурса стенных газет "Загадки мира букв", лингвистических игр и пр.

Главная цель предметной недели - закрепление знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе, а также выявление талантливых учеников и развитие языковой интуиции и лингвистического кругозора всех учащихся - реализована.

5. "Тепло родного очага"

Мероприятия тематической недели 2008 года, посвященной Году семьи, предполагали решение следующих целей и задач:

- формирование у школьников интереса к предмету, расширение и углубление их знаний, популяризация знаний по литературе;

- совершенствование умений находить оптимальный путь постижения литературного произведения, а также грамотно строить монологические высказывания и диалогическую речь;

- обучение выполнению заданий творческого характера (сочинений, статей, рисунков, фотографий) с использованием новых технологий обработки информации.

План проведения Недели литературы "Тепло родного очага":

  1. Открытие недели. Передача по школьному радиоузлу "Тепло родного очага" (тема семьи в русской литературе).
  2. Презентация пословиц о семье и доме "Кладезь народной мудрости".
  3. Урок нравственности (по литературному памятнику 16 века "Домострой").
  4. Литературно-музыкальная композиция "Любовью дорожить умейте:"

Тема семьи в русской литературе - одна из центральных, ей посвящено вступительное слово. На открытии Недели детям было сообщено, как поэты и писатели осмысляли этот вопрос в далеком 19 веке, противоречивом 20 и как сегодня рассматривают этот вопрос публицисты, режиссеры, журналисты.

Второе коллективное дело было посвящено теме семьи в устном народном творчестве. Всему тому, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Тому, что является средоточием знаний, опыта, мысли. Известно, что изучением пословиц, поговорок, загадок, небылиц занимались многие исследователи, поэтому собрать пословицы, посвященные теме семьи и дома не составило особого труда. Дети работали со словарем В.И.Даля, сборниками С. Афанасьева, В.Григорьева, В. Батовского. Старшеклассники расширили зону поиска, они подобрали высказывания великих писателей, поэтов, философов и ученых на эту же тему. Часть школьников оформила подборку в традиционном бумажном варианте. Получилась замечательная картотека народной мудрости. Порядка трехсот пословиц (одна только Зина Журавлева из седьмого класса нашла сто семьдесят) дети оформили, используя иллюстрации и аппликации. Другие ученики к защите подготовились иначе: они создали презентацию. Работая в Power point, дети удивили не только количеством найденных россыпей мудрости в Интернете, но и качеством оформления слайдов. Восьмиклассницы, например, сработали очень быстро и качественно, их слайды содержательные, яркие, привлекают внимание оригинальным дизайном. Две сестры (пяти- и семиклассница) выполняли работу на компьютере вместе. Учась друг у друга, они показали, что и работа в Word, и Power Point им под силу. Ученицы десятого класса: Заставнецкая Галя, Пономарева Наташа, Калабина Катя, Артюшенко Катя - превзошли всех. Состоявшаяся защита их работ со слайдовой презентацией стала настоящим праздником народной мудрости. Пословиц и высказываний ими подобрано много, каждую мысль девочки были готовы прокомментировать, сформулировать позицию автора, привести аргументы из жизни или литературы для подтверждения собственной точки зрения. К тому же каждый слайд ими оформлен соответствующими иллюстрациями, что вызвало большой интерес.

Состоявшиеся внеклассные мероприятия (защита подобранных материалов УНТ) детям наглядно продемонстрировали, что теме семьи, дома всегда, с самых давних времен, уделялось большое внимание, издавна в русском народе ценилась дружба, взаимопомощь, отзывчивость членов семьи, осуждалась жадность, предательство, измена. Как показывает время, нравственные ценности не утратили своей значимости. Дети пришли к выводу, что, соблюдая нормы и правила, мы облегчаем свое существование, делаем жизнь добрее и лучше.

Урок нравственности "Наставление отца сыну" (по литературному памятнику 16 века "Домострой"), проведенный в 5,7,8 и 10 классах предполагал представить "Домострой" как уникальное произведение русской литературы и познакомить с наставлениями родителя своему ребенку. В ходе урока, в основу которого легла опять слайдовая презентация, был положен материал о нравственных категориях "честь", "совесть" и путях их формирования. В ходе урока учащиеся сначала имели возможность узнать, что "Домострой"- это свод правил, написанный пять веков назад. Затем детям был предложен отрывок из "Домостроя" и вопросы для беседы. Переходом к следующему этапу стал эксперимент "Что будет, если исчезнет такое нравственное понятие как совесть?". Ответ содержала сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина "Совесть". Подробный анализ сказки был задан на дом. Было прочитано на уроке и стихотворение Н. Рыленкова "Совесть", учащиеся находили в нем главные строчки, яркие выражения, определяли авторскую позицию, соглашались с ней. В заключение урока ребята выполняли письменную работу- составляли собирательный образ совестливого человека. Следует отметить, что перед учащимся было дано опережающее задание - познакомиться с содержанием "Домостроя". Девять человек воспользовались Интернетом, нашли наставления, распечатали книгу, переплели, одним словом, пополнили библиотеку кабинета русского языка и литературы прекрасными источниками как на русском, так и старославянском языках.

Заключительное мероприятие Недели - литературно-музыкальная композиция, посвященная хранительнице семейного очага - женщине. Его подготовили сами дети, так как, выполняя задание, сходили в библиотеку и нашли очень большое количество стихов, прославляющих мать. Далее было условие, стихотворение нужно было напечатать на страницу презентации, применяя с помощью "конструктора" шаблон, используя эффект анимации и смену слайдов. В результате получилась очень красивая слайдовая работа (каждое новое стихотворение на фотографии со цветами, музыкальное сопровождение - нежная инструментальная музыка, вставки с рисунками - в движении). Этот необычный подарок общим решением был посвящен всем девочкам и женщинам школы, накануне Международного женского дня продемонстрирован, создав хорошее приподнятое настроение. Так известный методический прием - выразительное чтение - с помощью созданной всем коллективом презентации очень продуктивно "сработал".

Состоявшаяся Неделя русской литературы в этом учебном году - это очередной праздник знаний по популяризации знаний по предмету, так как приоткрыл окно в увлекательный, заманчивый мир родной литературы (от устного народного творчества, памятника русской литературы 16 века до шедевров литературы 19 века и сегодняшних дней).

Наши школьники, участвуя в коллективных творческих делах, могли удивиться разнообразию мира литературы, посвященного миру "СемьЯ", могли почувствовать себя причастными к нему и вместе с тем могли выбрать верную дорогу, дорогу добра, на которую вступает каждый, кто берет в руки хорошую книгу.

Не менее важным итогом Недели можно назвать активное использование компьютерных технологий, что способствовало развитию навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразию форм деятельности во внеурочное время, осуществлению индивидуального подхода, расширению объема предъявляемой информации, улучшению организации мероприятий, повышению интереса к изучению предмета.

III. Информационные технологии во внеучебной работе

Исходя из целей модернизации образования, я ищу такие способы и средства их решения, которые позволили бы создать условия для развития и саморазвития личности учащихся.

Особое внимание уделяю использованию информационно - коммуникационных технологий. И это вполне оправдано: век нынешний - это век информационный. Моя задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Что же подразумевают под собой ИКТ? Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на внеурочных занятиях считаю крайне необходимым потому, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков); активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают учебный процесс.

Основные направления использования компьютерных технологий: визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал); интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия); тренажёр; контроль за умениями, навыками учащихся; самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

В основном все эти направления основаны на использовании программ MS Power Point, Acrobat, Photoshop которые дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Самое элементарное применение компьютера ребятами - редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателю информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ на уроках и на внеклассных занятиях во время проведения предметных декад значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу общения, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

IV. Заключение

Итак, проведенные в нашей школе тематические Недели русского и литературы стали своеобразной формой популяризации знаний. Безусловно, эта работа оказалась интересной учащимся, занимательность не исключила глубины.

Формы проведения: устные журналы, конкурсы газет и необычных заданий, уроки - практикумы, лингвистические игры, олимпиады, Далевские чтения, Заседание Ученого Совета, изготовление несуществующих словарей, защита творческих работ, уроки - экскурсии, инсценирование, предметные вечера, защита слайдовых презентаций и мн. др.

Охват учащихся - стопроцентный, кто-то за участие получает грамоту, кто-то - благодарность, кому-то вручают приз, а главная награда - это те пятерки и четверки, которые дети могут заработать, например, в интеллектуальном марафоне или олимпиаде. Подготовленный детьми (в последнее время и с помощью Интернета) иллюстративный материал богат по содержанию, эстетично оформлен, грамотно выполнен. Разнообразие и творческий характер своей деятельности подчеркивают сами школьники в своих сочинениях - отзывах, несколько из них было напечатано в региональной газете "Югорское обозрение". Родители тоже принимали активное участие в мероприятиях.

Недели русского языка и литературы - это прекрасная возможность развивать интерес и воспитывать потребность изучать родной язык.

V. Литература

  1. Алымова Н.А. Литература. 5-11 классы. Тематические недели. Волгоград , 2008.
  2. Дорошенко Е.Ю. Школа молодого учителя. Москва, "Сфера", 2007.
  3. Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Санкт - Петербург, "Академия", 2008.
  4. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. Москва, "Дрофа", 2004.