Урок русского языка во 2-м классе по теме "Мягкий разделительный знак"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака;
  • сформировать понятие о разделительном мягком знаке;
  • тренировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком;

Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, рисунки для этапа рефлексии.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 - 3 минуты)

Здравствуйте!

(на доске пословица "Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать".)

  • Прочитайте.
  • Что вы прочитали? (пословицу)
  • Как вы понимаете эту пословицу?
  • А вы хотите больше знать?
  • Что вам поможет в этом? (ранее изученный материал и внимание)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 - 7 минут)

1. Чистописание.

я е ё ь ю

  • Что общего в этой записи? (все буквы обозначают мягкость согласного)
  • На какие две группы можно их разделить? (гласные второго ряда и ь)
  • Какая буква лишняя? (ь - так как не обозначает звука)
  • Что общего у гласных второго ряда? (они обозначают два звука)
  • В каких случаях? (в начале слова и после гласной слышим й)
  • Прочитайте вновь пословицу и найдите слова, в которых ь не обозначает звука. (больше, знать, меньше, спать)
  • Разделите эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделали? (ь на конце слова и между согласными)
  • Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от позиции ь.

2. Работа с загадками. Запись отгадок на отдельных файлах каждым ребёнком.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год! (декабрь)

Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня? (коньки)

Кручу, верчу, заморожу, замету! (вьюга)

Поднимите, пожалуйста, ваши файлы (учитель выбирает несколько вариантов с правильными и неправильными записями и вывешивает их на доску).

III. Постановка проблемы. (3-4 минуты)

  • Что вы заметили? (слова: "декабрь", "коньки" записаны у всех ребят одинаково с ь, а слово "вьюга" у всех - по-разному)
  • А почему это произошло? (потому что позиция ь разная: мы умеем с помощью ь обозначать мягкость согласных на конце слова и между согласными)
  • А чем отличается позиция ь в последнем слове? (в слове "вьюга" ь стоит не между согласными)
  • Так почему же у нас возникло затруднение? (мы не знакомы с такой позицией ь)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

(3 - 4 минуты)

  • Какова цель урока? (правописание слов с ь)
  • Как вы думаете, как мы сумеем достичь этой цели? (мы должны вслушаться в эти слова, как они звучат)
  • Что нам поможет? (звукобуквенный разбор, то есть наши звуковички)
  • Какие знания о ь мы должны использовать? (ь не обозначает звука)
  • Что вы можете предложить для решения этой проблемы? (попробуем составить алгоритм правописания слов с ь)

V. Реализация построенного проекта. (4 - 5 минут)

  • Теперь, зная алгоритм, хотите поработать в группах над построением звуковых схем к словам: варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья (1 минута на работу)
  • С чего вы начнёте свою работу? (произнесём слово вслух, послушаем, как оно звучит)
  • Посмотрите на те слова, с которыми вы работали в группах. (по одному человеку от группы комментируют звуковой состав слов)
  • Что вы услышали? ([й'])
  • Где вы услышали этот звук? (перед буквами я е ё и ю) (учитель подчёркивает гласные второго ряда на карточках на доске)
  • Что вы заметили? (во всех словах ь стоит перед гласными второго ряда)
  • Какова функция гласных второго ряда? (обозначают мягкость согласного)
  • Какова роль ь в этих словах? (он нужен для того, чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным)
  • Как бы вы предложили назвать ь, выполняющий такую функцию в словах? (предложения детей) Он называется разделительным.
  • Сделайте вывод.

Вывод: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я е ё и ю, если в этих словах слышится [й']. (Учитель вывешивает эталон на доску)

  • Проверим ваш вывод по учебнику.
  • Вернёмся к слову "вьюга". Объясните правописание ь с помощью алгоритма.
  • Что помогало написать эти слова грамотно? (алгоритм правописания слов с разделительным ь)

Физкультминутка.

Раз, два - ручей нашли,
Три, четыре - его перешли
И дальше пошли.
До пригорка дошли,
Землянику нашли.
Пять, шесть - тихо сесть,
Землянику съесть.

(Дети шагают, наклоняются, садятся, показывают, что едят землянику).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-6 минут)

1. Комментирование по алгоритму.

Определите, в каких из этих слов надо писать разделительный ь.

(Учитель диктует слова: полёт - польёт, семя - семья.)

2. Комментирование в парах с проговариванием друг другу по вариантам:

солю - солью, тюлени - тюленьи.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 - 6 минут)

Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и проверить его с помощью эталона? Желаю успеха! Вам даётся 2 минуты.

1 вариант: Я пол.ю грядки. Я пол.ю грядки.

2 вариант: Олен.и живут на севере. Олен.и рога красивые.

Кто уже выполнил задание, может придумать свои примеры на новое правило.

Проведите самопроверку по эталонам на доске.

Эталон для самопроверки

1 вариант: Я полю ([пал'у]) грядки. Я полью ([пал'й'у]) грядки.

2 вариант: Олени ([ал'эн'и]) живут на севере. Оленьи ([ал'эн'й'и]) рога красивые.

Кто допустил ошибки при выполнении задания?

Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (запомнить правило правописания разделительного ь, пользоваться алгоритмом)

Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте на полях знак "+".

У кого ошибок нет? Молодцы!

VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 - 8 минут)

Как мы можем применить новое знание? (использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах)

Перед вами листочки с напечатанным стихотворением:

Осен., осен.ю, ден.ки,
Мал.чик, окун., окун.ки,
Кол.я, стул.я и скам.я,
Крыл.я, брат.я и сем.я.
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак. (Н.М. Бетенькова)

Предлагаю вам выбрать задание себе по силам:

Первый уровень: спишите слова, вставляя буквы.

Второй уровень: разделите слова на две группы: с ь - показателем мягкости согласного и с разделительным ь) и запишите в тетрадь.

Третий уровень: придумайте ещё по три слова к каждой из групп.

(По одному ученику от каждого уровня работают у доски).

Проверим. Какие вставили буквы?

IX. Рефлексия учебной деятельности. (2 - 4 минуты)

Рефлексия

  • Какую цель ставим перед собой? (узнать правило правописания ь)
  • Достигли мы цели?
  • Как пишутся слова, в которых перед гласной второго ряда слышится звук [й']? (с разделительным ь)
  • С какой пословицы мы начинали урок? ("Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать")
  • Вы узнали что-нибудь новое? Почему? (узнали, потому что много работали)
  • Оцените каждый свою деятельность. Прочитайте данные высказывания:

Я всё понял, но у меня остались вопросы.

Я всё понял, могу работать по алгоритму.

Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте снежинку, со вторым - ёлочку, с третьим - снеговика.

Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (высказывания детей)

Как работал на уроке наш класс? (высказывания детей)

На следующих уроках мы будем применять и использовать новое правило.

Домашнее задание.

Повторите правило и запишите по пять слов с разделительным ь. А тот, кто нарисовал снеговика, попробует придумать грамматическую сказку на новое правило.