Работа с пластилином – залог успешного письма

Разделы: Работа с дошкольниками


Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Письмо – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.

На занятиях по подготовке к письму целесообразно использовать пластилин. Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков при изготовлении поделок. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе.
Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков. Его можно многократно использовать. Пластилин всегда есть под рукой, и он недорог. А созданные пластилиновые работы – это те же самые игрушки, только сделанные самим ребенком, и отношение к ним у него особенное, как к живым. Естественно, что после занятий лепкой, дети становятся добрее, умнее и более общительными.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Примерное занятие по «Подготовке к письму»

Тема: путешествие по стране «Пластилинка». Работа с пластилином. Аппликация

Цель: подготовка руки к письму

Задачи:

  • обучение навыкам работы с пластилином;
  • формирование основ поведенческой культуры;
  • привитие навыков аккуратности, самостоятельности, усидчивости;
  • знакомство с новой пластилиновой техникой –  жгутиковой аппликацией;
  • развитие мелких мышц руки;
  • развитие моторики пальцев;
  • развитие познавательного интереса, творческого воображения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии по подготовке к письму мы продолжим увлекательное путешествие  по стране «Пластилинка» (дети уже знакомы с этой страной и сами называют ее название). Вспомним законы этой страны: что можно и чего нельзя делать в ней? (Дети называют правила техники безопасности при работе с пластилином).
Сегодня нас ждет добрая, веселая фея Цветов. (Педагог показывает карту страны «Пластилинка», которая сделана из пластилина в технике: размазывание пластилина по поверхности листа. Карта занимает все пространство доски и постепенно доделывается детьми, т.е. каждое занятие дети дополняют карту пластилиновыми элементами и она обретает новые дома, цветы, горы, т.е. идет большая творческая коллективная работа).
Однажды утром фея проснулась, посмотрела в окно и испугалась: все цветы с ее волшебной клумбы исчезли. Рядом с домиком фея нашла записку, в ней было написано, что все цветы должны вернуть на клумбу маленькие мальчишки и девчонки. Фея очень обрадовалась, узнав, что мы путешествуем по ее стране и ждет нашей помощи. Поможем фее вернуть ее любимые цветы на клумбу?
А что нам в этом поможет? (Крепкие руки и шустрые пальцы)

2. Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Шустрые пальцы»

–  Пальцы побежали вверх (дети поднимают руки вверх, как бы бегом по ступенькам вверх). На верху потанцевали и с горы спустились вниз (пальцы в расслабленном состоянии).

Упражнение «Веселый карандашик»

Дети берут в руки карандаш и кладут его в горизонтальном положении между ладонями. Педагог рассказывает детям историю о медлительных и шустрых животных, а дети  с помощью карандаша показывают эти движения: медленные и быстрые. Во время медленных движений пальцы расслаблены, во время быстрых – напряжены. (Примеры: волк крадется за зайцем, заяц это почувствовал и быстро убежал; лиса прокралась в деревню, заметила на заборе аппетитно петушка, захотела полакомиться, но петух заметил ее и убежал).

Упражнение «Добрые руки»

– Для работы с пластилином нужны горячие руки. Почему? (Легче лепить, пластилин станет теплым, добрые руки – добрые поступки, добрые рисунки).

Дети потирают ладони друг о друга до ощущения тепла. Педагог подходит к каждому воспитаннику и, дети, дотрагиваясь до щек педагога, показывают, что руки у них очень теплые и они готовы к началу работы с пластилином.

Упражнение «Волшебный пластилин»

Дети работают с небольшим кусочком пластилина, соблюдая определенные этапы:

– разминание пальцами;
– изготовление колобка;
– изготовление жгутика;
– изготовление колечка;
– изготовление цветочка.

Вся пальчиковая гимнастика построена по принципу постепенного увеличения нагрузки на мышцы рук: пальцы – карандаш – теплые руки – пластлин.
В результате, у каждого воспитанника оказывается по одному пластилиновому цветочку. (Дети подходят к карте страны «Пластилинка» и прикрепляют свои цветочки к карте, идет коллективная творческая работа).

3. Эмоциональная минутка

– Жители пластилиновой страны и фея очень рады вашей помощи, все цветы вернулись на клумбу, на улицах стало очень красиво! Они приглашают нас поиграть на цветочную поляну. (Проводится игра в движении. Дети стоят рядом со своими партами. Вся игра направлена на развитие образного восприятия)
По тропинке побежали (дети бегут на месте). Колокольчик повстречали, наклонились, послушали, как он звенит (дети присаживаются на корточки, а педагог берет маленький колокольчик и звенит им). Дети дальше побежали – одуванчик повстречали. (Дети тянутся руками вверх, руки полукругом, дунули – одуванчик разлетелся. Поймали, похлопали, попрыгали.)

Эмоциональная минутка логически вытекает из темы занятия.

– Спасибо! Фее понравилось, как мы с вами поиграли, молодцы!

4. Практическая работа

Упражнение «Моментальная фотография»

– Ребята! Жаль, что с нами в путешествии не было ваших родителей и они не видели какую красивую клумбу вы вернули Фее цветов. А давайте ее сфотографируем и подарим фотографии родителям. (дети «фотографируют клумбу»)

Самостоятельная работа.

– Ребята, Фея уже проявила часть фотографий. Смотрите (педагог показывает детям картонные цветные карточки на которых уже есть два пластилиновых цветка и раздает картон детям). Вам остается добавить только свои цветы. А чтобы нам работалось веселее, Фея цветов дарит вам свою любимую музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов». (Дети выполняют работу под музыку, педагог помогает детям, обращает внимание на правильную осанку, на выполнение правил работы с пластилином).

5. Анализ работы и итог занятия

Подведение итогов занятия. Выставка работ. Уборка рабочего места.