Комплексный анализ текста. 9-й класс (урок в формате ЕГЭ и ГИА)

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока: совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений учащихся

Задачи:

  • учить пользоваться знаниями о языке как инструментом для решения практических задач;
  • развивать, совершенствовать чувство языка, языковой интуиции;
  • воспитывать любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову при чтении текстов.

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: дидактический материал, справочные материалы, фотографии с видом Байкала, компьютер, проектор.

Урок рассчитан на 2 часа.

Ход урока

1. Повторим орфографию (работа в парах сменного состава)

Этот вид работы позволяет развивать у учащихся орфографическую зоркость.

РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО СОСТАВА

Карточка №1 Карточка № 2 Карточка № 3
Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы
покраше….ый пол прик…сновение (з,с) доровье
сваре….ый картофель выр…щенный (з,с) делает
глиня….ый горшок прил…гательное (з,с)десь
лимо….ый вкус изб…рательный (з,с)дание
сушё….ые грибы выг…рел (з,с)дешний
 
Карточка № 4 Карточка № 5 Карточка № 6
Вставьте пропущенные буквы Слитно или раздельно Вставьте пропущенные буквы
бе…вкусный (не)здоровится стро...щийся
ра…писание (не)был дума…щий
и…печь (не)хотелось слыш…щий
во…действовать (не)решил стел…щий
ра…делять (не)годовал пил…щий
 
Карточка № 7 Карточка № 8 Карточка № 9
Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы Слитно, раздельно, через дефис
могуч… зал…зать на дерево кисло(сладкий)
много туч… зал…зать рану монголо(татарский)
плащ… пос…деть от горя общественно(полезный)
рож… цветы стали ув…дать северо(западный)
решение задач сп..шите данные вагоно(ремонтный)
 
Карточка № 10 Карточка № 11 Карточка № 12
Слитно или раздельно Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы
(не)годующий взгляд увид…л они кол…т дрова
(не)засеянное поле раска…вшись они дремл…т
ещё (не)крашенный пол накле…л они пропол…т
(не)отправленное письмо услыш…л они не обид…тся
письмо (не)отправлен замет…в они устро..т
 
Карточка № 13 Карточка № 14 Карточка № 15
Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы
пр…зидент выйти замуж… реч…нка
пр…открыть брос…те мяч сгущ..нное молоко
пр..брежный старый печ…ник поговорить с врач…м
пр…хорошенький упасть навзнич… вычерпать ковш…м
пр…образовать умнож…те зайч…нок
 
Карточка № 16 Карточка № 17 Карточка № 18
Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы Раздельно или через дефис
провер…нный пред…стория (по) осеннему лесу
смеш…нный дез…нформация (по) осеннему холодно
укуш…нный сверх…зысканный иду (по) новому мосту
постро…нный меж…нститутский выполнил (по) новому
потер…нный с…грать жить (по) прежнему

2. Тренировочные упражнения (работа в постоянных парах).

Учащимся предлагается прочитать текст и выполнить 14 заданий с кратким ответом.

Проверяется задание фронтально с использованием проектора.

Этот вид работы позволяет проверить языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знаний по орфографии, пунктуации и синтаксиса; владения основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях)

БАЙКАЛ

(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. 93) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист застывшее тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.

(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.

(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.

(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…»

(25) Я понимаю его…

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Из предложения 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В2. Из первого абзаца выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».

В3. Из предложений 19-24 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: « В суффиксах прилагательных -онн-, -енн- пишется две буквы нн».

В4. Из приведённого ниже предложения 22 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное слово.

Я теперь чувствую, (1) что могу немало сделать, (2) и, (3) кажется, (4) различаю, (5) что нужно делать и чего не нужно.

В5. Из приведённого ниже предложения 10 выпишите цифру, при помощи которой пронумерована запятая, разделяющая части сложносочинённого предложения.

Всё, (1) что отпущено человеку для впечатлений, (2) в товарище моём было очень скоро переполнено, (3) и он, (4) не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, (5) замолчал.

В6. Из приведённого ниже предложения 24 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Я поднимаюсь утром и, (1) поклоняясь в вашу сторону, (2) где батюшка-Байкал, (3) начинаю горы ворочать.

В7. Замените словосочетание из предложения 9, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

летнее торжество – …

В8. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

В10. Среди предложений 9, 10, 11, 16, 21 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений

В11. Среди предложений 19, 20, 22, 23, 24 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Среди предложений 15-21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

В13. Среди предложений 9-15 найдите сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В14. В предложении 20 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.

3. Работа над частью С (фронтальная работа)

В этой части урока с девятиклассниками стоит обсудить проблемы, поднятые автором данного текста, авторскую позицию, задать вопросы на понимание содержания текста, определить стиль текста и тип речи, составить план текста, рассказать о приёмах сжатия текста.

Этот вид работы развивает аналитические способности учащихся, вырабатывает лингвистическую зоркость, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, совершенствует творческие способности.

Приёмы сжатия текста:

  • выделение микротем (составление плана);
  • сокращение отдельных частей (пропуск предложений, содержащих второстепенные факты);
  • сохранение последовательности в развитии событий;
  • наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части;
  • выделение ключевых слов и понятий;
  • установление смысловых связей между ключевыми словами;
  • обязательный перевод прямой речи в косвенную.

Ключевые слова:

  • имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли;
  • определяют смысловой и эмоциональный контекст;
  • высокая повторяемость в тексте;
  • несут символический смысл.

4. Творческая мастерская (индивидуальная работа).

Можно предложить учащимся самим выбрать задание из предложенных учителем. Это задание проверяет у учащихся умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

  1. Истинной является красота естественная, природная: красота солнечного дня, свобода ветра и моря, буйство летних красок и т. д.
    - тезис
    - аргумент
    - аргумент
    - вывод
  2. Как влияет окружающий мир на душу человека?
    - тезис
    - аргумент
    - аргумент
    - вывод
  3. Необходимо ли человеку доказывать своё превосходство над природой?
    - тезис
    - аргумент
    - аргумент
    - вывод
  4. Передайте прочитанную вами информацию в любой удобной для вас форме.
  5. Выскажите своё собственное мнение по позиции автора.
  6. Напишите сжатое изложение.
  7. Создайте свой текст по аналогии с прочитанным.
  8. Подготовьте речь публицистического стиля, в которой отразится мысль, что природу надо беречь.
  9. Создать микротекст по модели второго абзаца.

Учащимся можно предложить самим выбрать задание.

5. Домашнее задание.

Презентация